Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

предмета или  вещи, но и находить его природную  меру — состояние совершенной

гармонии  —  логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям,

помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения

задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы  воображения впервые появляются в конце раннего детства в

связи с зарождением  сюжетно ролевой игры и развитием  знаково-символической

функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации

воображаемыми, строить  новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее

развитие воображения  идет по нескольким направлениям.

Þ      По линии расширения круга замещаемых предметов и

совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического

мышления;

Þ    По   линии   совершенствования   операций   воссоздающего

воображения. Ребенок  постепенно начинает создавать на основе имеющихся

описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание

этих образов  развивается и обогащается. В  образы вносится личное отношение,

они характеризуются  яркостью, насыщенностью, эмоциональностью;

Þ    Развивается  творческое воображение, когда ребенок  не только

понимает   некоторые   приемы   выразительности,   но   и самостоятельно их

применяет;

Þ    Воображение  становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок

начинает создавать  образы в соответствии с поставленной целью   и

определенными   требованиями,   по   заранее предложенному плану,

контролировать  степень соответствия результата поставленной задаче.

    

2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ.

 

Определив понятия, с которыми мы будем работать, и  рассмотрев структуру их

взаимодействия, перейдем к центральной части работы.

Младший школьный возраст ¾ период впитывания, накопления знаний,

период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей  этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому  из того, с чем они

сталкиваются. У  младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным  образом, своей положительной стороной, и это неповторимое

своеобразие данного  возраста. [5]

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие  годы сходят на

нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать  при этом

разную степень  выраженности у отдельных детей  той или иной возрастной черты.

Но несомненно, что рассмотренные особенности  существенно сказываются на

познавательных  возможностях детей и обуславливают  дальнейший ход общего

развития.

Высокая   восприимчивость   к   окружающим   воздействиям, расположенность к

усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные

достоинства и  в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых  в детстве

признаков способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие.

Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка,

достаточные для  начальных успехов в некоторых  занятиях, не открывают пути к

действительным, социально  значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять  равнодушными

родителей, педагогов  — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

таланта.[13]

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего  знать и учитывать

возрастные особенности  детской психики. Стремительный  подъем умственных сил по

мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно

беспомощного при  рождении, за немногие годы, поначалу с  помощью и под

руководством старших, ¾ формируются сложнейшие свойства ума,

бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в

таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая

по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста

способностей и  нужно сказать прежде всего, а  именно —  о таком важном

компоненте, как  сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать

интенсивную или  длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем

младше ребенок, тем в большей степени) относительная  слабость, малая

выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали,

что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают

сильную реакцию) —  не только недостаток, но и достоинство  — именно она

обусловливает детскую  впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная

система крепнет  в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается

детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской

психики.[3]

Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у детей во

многом иная, чем  у взрослых. Это очень важно!

В   трудах   Н.   Лейтеса   раскрыт   механизм   возрастной чувствительности, —

той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз  «на свой лад»

свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии

реагировании, в  большей или меньшей яркости  воображения, в избирательности

внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в

отдельные периоды  детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия

для развития психики  на каких-то главных   для этой поры жизни

направлениях. А  значит, происходит и подъем соответствующих  этим «направлениям»

способностей.[12,13]

О том, как это  проявляется в ту пору детской  жизни, когда происходит освоение

родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге  «От двух до пяти». Но вот

что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству —  особое состояние

детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем

постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо

исключительных  условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в

свои обычные  сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в

глухонемой семье), то в дальнейшем — и при самом благоприятном речевом

окружении! — развитие речи крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал

старше, «умнее», так  и трудностей в освоении языка  у него должно быть меньше?

Но на самом  деле получается наоборот, и причина  в том, что уже прошел, оказался

упущенным тот  период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные

возможности.

На каждом этапе  детства — свои предпосылки умственного  роста. В младшем

школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные  данные. Дело тут не только в свойствах  памяти. Для учеников

младших классов  велик авторитет учителя —  и очень заметен у них настрой  на

то, чтобы исполнять  его указания, делать именно так, как  надо. Такая

доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

неизбежная подражательность в начальном учении опирается  на интуицию ребенка

и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко  обнаруживают

склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на

прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность  поделиться,

снова оживить  в сознанием то, что было с ними недавно, может

свидетельствовать о силе впечатлений — дети как  бы стремятся с ними

освоиться. Все это —  неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В

младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие  необходимых предпосылок

словесного мышления, направленность умственной активности   на то, чтобы

повторить, внутренне  принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения

и развития психики.[3,14]

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют  многие факты.

Так, психологами  было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного

языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по

этому предмету (как  известно, не во всех школа в нашей  стране иностранный язык

начинают изучать  в начальной школе). Оказалось, что  превосходство подростков в

уровне умственного  развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего

успеха. Большие  успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники —  в

частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На

уроках иностранного языка они гораздо охотнее  пробуют применять новую лексику и

не освоенную  еще фонетику, они не боятся ошибиться  — активность в иноязычной

речи является частью их общей потребности в  словесном общении, еще не

подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста.

Значит, по отношению  к иностранному языку вполне можно говорить об особой

возрастной  чувствительности.[13]

Переход от одного возрастного периода к другому  означает не просто усиление,

обогащение психических  свойств, но и их подлинное преобразование —

затухание, прекращение  действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом — специфика детства. Именно в годы созревания возникают

своеобразные состояния  психики, когда обнаруживаются особые возможности для

проявления и  установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о

возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом  предпосылки

развития.

Каждой ступени  детства присуща своя и для  последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному  росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста