Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
предмета или вещи, но и находить его природную меру — состояние совершенной
гармонии — логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям,
помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения
задач и проблем, возникающих перед человеком.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в
связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической
функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации
воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее
развитие воображения идет по нескольким направлениям.
Þ По линии расширения круга замещаемых предметов и
совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического
мышления;
Þ По линии совершенствования операций воссоздающего
воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся
описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание
этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение,
они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью;
Þ Развивается творческое воображение, когда ребенок не только
понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их
применяет;
Þ Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок
начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и
определенными требованиями, по заранее предложенному плану,
контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.
Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев структуру их
взаимодействия, перейдем к центральной части работы.
Младший школьный возраст ¾ период впитывания, накопления знаний,
период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое
своеобразие данного возраста. [5]
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на
нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом
разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты.
Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на
познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего
развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к
усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные
достоинства и в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве
признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.
Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка,
достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к
действительным, социально значимым достижениям.
Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными
родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного
таланта.[13]
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать
возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по
мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно
беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под
руководством старших, ¾ формируются сложнейшие свойства ума,
бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в
таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая
по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста
способностей и нужно сказать прежде всего, а именно — о таком важном
компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать
интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем
младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая
выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали,
что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают
сильную реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она
обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная
система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается
детская непосредственная восприимчивость.
С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и
ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской
психики.[3]
Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у детей во
многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!
В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, —
той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад»
свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии
реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности
внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в
отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия
для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни
направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям»
способностей.[12,13]
О том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит освоение
родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до пяти». Но вот
что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству — особое состояние
детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем
постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо
исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в
свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в
глухонемой семье), то в дальнейшем — и при самом благоприятном речевом
окружении! — развитие речи крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал
старше, «умнее», так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше?
Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что уже прошел, оказался
упущенным тот период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные
возможности.
На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем
школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность
запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине
необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников
младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на
то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая
доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом
неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка
и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают
склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на
прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться,
снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может
свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними
освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В
младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок
словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы
повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения
и развития психики.[3,14]
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты.
Так, психологами
было проведено сравнение
языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по
этому предмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык
начинают изучать в начальной школе). Оказалось, что превосходство подростков в
уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего
успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники — в
частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На
уроках иностранного
языка они гораздо охотнее
пробуют применять новую
не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность в иноязычной
речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не
подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста.
Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой
возрастной чувствительности.[13]
Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление,
обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование —
затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.
В этом — специфика детства. Именно в годы созревания возникают
своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для
проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о
возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки
развития.
Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не
характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения
предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста