Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение
конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий
для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы
исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.
Мы использовали тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с
нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов,
например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и
простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить
цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из
фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно
провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают
похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности
изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на
построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не
дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное,
лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в
какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому
сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4
типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок
(кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из
второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не
крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).[7]
Результаты исследования:
2-А (экспериментальная группа)
Фамилия, имя
задачи на
1. Веслов Дима
2. Волков Саша
3. Деева Даша
4. Домрачев Денис
5. Егорова Ольга
6. Еклашев Илья
7. Иванов Дима
8. Ингачева Анна
9. Коробкова Анна
10. Кравец Дима
11. Куклина Ирина
12. Молчанова Анна
13. Опалев Дима
14. Павлов Алеша
15. Речкина Надя
16. Сержан Наташа
17. Ушакова Юля
18. Чернобокова
Анна
19. Шмелькова Саша
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 62/19 =3,3
2-Б (контрольная группа)
Фамилия, имя
задачи на
воображение
1. Бабушкина К.
2. Беломестнова
Н.
3. Бондарев С.
4. Бородай К.
5. Буйлина Л.
6. Бусыгин А.
7. Васильева Н.
8. Винокуров В.
9. Вафина Д.
10. Габдуллина Р.
11. Гарбулин Д.
12. Гомзяков А.
13. Гомзякова А.
14. Головина К.
15. Глушков Р.
16. Дрягин А.
17. Емельянов Р.
18. Киселев Н.
19. Козлова П.
20. Краев Д.
21. Крючкова В.
22. Липатникова
В.
23. Лоскутова К.
24. Новоселов Г.
25. Протасов С.
26. Романова А.
27. Утамкулов Р.
28. Шагина О.
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4
Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение
творческого потенциала ребенка.
Виды работы.
Журнал небылицы в лицах.
Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды.
Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой
порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый,
блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет
великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на
космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на
борту огромного космического космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение
следует в журнале «.......» в номере .......» Ребенок, у кого в руках этот
номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий
внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок
должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......»
Прервать сказку может ведущий словами:
«Окончание в журнале «.......» в номере .......»
В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах,
встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой
планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название
планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя
Липатникова (!). Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где
он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.
В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить
свободное фантазирование.
Они лучше справляются с
шаблонам. К сожалению за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла
дословно зафиксировать работу детей.
Презентация мира.
Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна,
скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в
социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за
предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое
преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким
переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для
отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу
социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и
эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста