Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение

конкретных переживаний  ребенка. Таким образом, не имея необходимых  условий

для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы

исследования. Что  в свою очередь дало хорошие результаты.

     Мы использовали тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.

     Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с

нарисованными на них фигурами: контурное изображение  частей предметов,

например, ствол  с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и

простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник  и т. д.). Подготовить

цветные карандаши, фломастеры.

     Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из

фигур так, чтобы  получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно

провести вступительную  беседу об умении фантазировать (вспомнить  на что бывают

похожи облака на небе и т. д.).

     Обработка   данных.   Выявляют   степень   оригинальности, необычности

изображения. Устанавливают  тип решения задач на воображение.

     Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на

построение образа воображения с использованием данного  элемента. Он не

дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное  фантазирование).

    Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное,

лишенное деталей.

     Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

     Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в

какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку).

     Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому

сюжету (девочка  гуляет с собакой).

     Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4

типах она выступает  как основная часть картинки, которую  рисовал ребенок

(кружок —   голова и т. д.), то теперь  фигура включается как один  из

второстепенных  элементов для создания образа воображения (треугольник уже не

крыша дома, а грифель  карандаша, которым мальчик рисует картину).[7]

     Результаты исследования:        

                     2-А  (экспериментальная  группа)                    

     Фамилия, имя                                                Тип решения

задачи  на

                                                                     воображение

1. Веслов Дима                                                                 4

2. Волков Саша                                                                 2

3. Деева Даша                                                                  3

4. Домрачев Денис                                                              4

5. Егорова Ольга                                                               3

6. Еклашев Илья                                                                3

7. Иванов Дима                                                                 4

8. Ингачева Анна                                                               4

9. Коробкова Анна                                                              3

10. Кравец Дима                                                                4

11. Куклина Ирина                                                              3

12. Молчанова Анна                                                             4

13. Опалев Дима                                                                2

14. Павлов Алеша                                                               4

15. Речкина Надя                                                               3

16. Сержан Наташа                                                              3

17. Ушакова Юля                                                                4

18. Чернобокова  Анна                                                           5

19. Шмелькова Саша                                                             3

     Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 62/19 =3,3

                        2-Б  (контрольная группа)                       

     Фамилия, имя                                                Тип решения

задачи  на

воображение

1. Бабушкина К.                                                                3

2. Беломестнова  Н.                                                             4

3. Бондарев С.                                                                 2

4. Бородай К.                                                                  4

5. Буйлина Л.                                                                  5

6. Бусыгин А.                                                                  3

7. Васильева Н.                                                                4

8. Винокуров В.                                                                4

9. Вафина Д.                                                                   2

10. Габдуллина Р.                                                              3

11. Гарбулин Д.                                                                4

12. Гомзяков А.                                                                3

13. Гомзякова А.                                                               4

14. Головина К.                                                                2

15. Глушков Р.                                                                 3

16. Дрягин А.                                                                  4

17. Емельянов Р.                                                               3

18. Киселев Н.                                                                 3

19. Козлова П.                                                                 4

20. Краев Д.                                                                   5

21. Крючкова В.                                                                2

22. Липатникова  В.                                                             2

23. Лоскутова К.                                                               4

24. Новоселов Г.                                                               3

25. Протасов С.                                                                4

26. Романова А.                                                                3

27. Утамкулов Р.                                                               3

28. Шагина О.                                                                  3

     Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4   

3.1 Развивающий этап

 

Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение

творческого потенциала ребенка.

Виды работы.

     Журнал небылицы в лицах.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится  на две команды.

Каждая команда  — это редакция журнала. У каждого  члена редакции свой

порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

     Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый,

блестящий, с новенькой резьбой  и восьмью гранями. Все говорили, что  его ждет

великое будущее. Он вместе с  некоторыми винтиками  будет участвовать в полете на

космическом корабле. И вот  наконец настал тот  день, когда Винтик очутился на

борту огромного космического космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается  со словами: «Продолжение

следует в журнале  «.......» в номере .......» Ребенок, у кого в руках этот

номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий

внимательно следит за повествованием, в нужном месте  прерывает. Ребенок

должен сказать: «Продолжение следует в журнале  «.......» в номере .......»

Прервать сказку может ведущий словами:

«Окончание в  журнале «.......» в номере .......»

В результате детского творчества главный герой побывал  на многих планетах,

встретился с  инопланетянами. Однако дети один раз  сочинив продолжение о новой

планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название

планеты. Но конец  сказки был довольно интересным. Его  придумала Валя

Липатникова (!). Она  отправила главного героя — Винтика  обратно на Землю, где

он и остался  навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

В целом этот вид  деятельности показал, что детям  трудно еще подключить

свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой  по готовым

шаблонам. К сожалению  за неимением необходимых средств  ТСО, я не смогла

дословно зафиксировать  работу детей.

     Презентация мира.

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна,

скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в

социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек  обнаруживает за

предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое

преобразование  протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким

переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для

отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу

социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального  и

эмоционального  обогащения.

Смена предметного  восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста