Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

говоря, анатомо-физиологической  основой способностей человека являются не

просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности

его организма (безусловные  рефлексы), но и то, что приобретено  им в процессе

жизни — системы  условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности  высшей нервной

деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов

зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты

выработки дифференцировочного  торможения на сходные раздражители —

возможность тонко  улавливать сходство и различие между  предметами или их

свойствами; от скорости и легкости образования и переделки  динамического

стереотипа —  приспособляемость к новым условиям и готовность быстро

переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более

подробно я остановлюсь  на вопросе анатомо-физиологических особенностей

одаренных людей  в приложении № 3. Перейдем непосредственно  к рассмотрению

способностей человека, как психологических свойств  личности.

Способности различаются  по качеству, широте, своеобразию их сочетания

(структуре) и  степени развития.

     Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного

выполнения которой  они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он

способен, а к  чему способен, то есть указывают качество его способностей. По

качеству способности делятся на математические, технические, художественные,

литературные,     музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.

По широте различаются:

Þ    общие;

Þ    специальные  способности.

Специальные способности  являются условиями, необходимыми для успешного

выполнения  какого-либо  одного  конкретного  вида деятельности. К ним

относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у

музыканта, «оценка  пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.

п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности.

Например, такая  способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и

писателю,  и  врачу,  и  педагогу;  организаторские  способности,

распределенность  внимания, критичность и глубина  ума, хорошая зрительная

память, творческое воображение должны быть присущи  людям многих профессий.

Эти способности  поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время

самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая

способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в

сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает

самую суть явления, объединяет выделенные моменты в  новом комплексе и создает

что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей

в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере,

поступках и труде  черты будущего персонажа и, обобщая  эти черты, создает

типичный образ. Выделяя сравнивая различные  приемы ведения уроков и

результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий,

учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает

педагогическим  мастерством.

Однако, беда в  том, что современная психологическая  наука аналитична. За

задатками ¾  анатомо-физиологическими возможностями человека и

способностями, отвечающими  узкому кругу требований конкретной деятельности не

видно реального  ¾  действующего человека. В связи  с этим я хочу

обратиться к  работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность

человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов  односторонней  связи

с  окружающей   средой.   Такая чувствительность достигается необыкновенной

оснасткой человеческого  тела: рецептором, воспринимающим энергию и

информацию как  извне, гак и из самого тела; кондуктором ¾

проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не

осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. [9] Таким

образом, потенциально из задатков человека может быть создано  столько

работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей

средой и человеком  с его внутренним миром. Однако реально  количество

способностей зависит  от организации учения и деятельности человека.

Иллюстрацией может  послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы,

которые могут  шевелить ушами, но реально делать это  умеет один из тысячи, у

всех остальных  этот задаток ¾ потенциальная  нереализованная способность.

Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха  и т. д.

Таким  образом, способности —  процесс материализации исполнительными

органами психики  и моторики природной чувствительности   и   смыслов

отраженного   в   предметные конструкции.

Материализация  продуктов чувствительности состоит  из трех видов способностей:

• способности  отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы

природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на этот

процесс);

• способности  проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание

иной, рукотворной  природы мысленно, работой воображения, создание гипотез —

завтра сделать  то-то и то-то.);

• способности  создавать в процессе своей деятельности продукты и

предметы, удовлетворяющие  устремления и потребности человека, и 

перерабатывать  себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов,

конкретные  действия  с  конкретными  вещами  и предметами).[9]. Способность

отражения и психомоторику  человек научился усилять многократно  с помощью

огромного множества  приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до

космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока

еще не усиливается  ничем. Необходимо заметить, что в  психологии

чувствительность  и способности изучаются как  относительно самостоятельные

элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом

зрения совокупности   и   последовательности   действий   (умственных и

психомоторных), благодаря  которым получается более или  менее точное отражение

предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела  необходимость поставить в психологии на смену тенденции

аналитической другую ¾ целостность. Нужно повернуться  к человеку, к

пониманию, что  в нем все взаимосвязанно и  от природы гармонично. И главная

целостность любой  деятельности и ее технологии —  человек, в котором

чувствительность, способности и  механизмы неделимы. Где, механизмы

¾ это объединение способностей, крепко связанных между собой,

систематизирующих разнообразное содержание отраженного  человеком и удерживающее

его в едином целом.

Человеческая психика  и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями

создания механизмов. Они — новообразования, не закрепленные ни за

определенным органом  чувств, ни за конкретной способностью: это — система

способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих

целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее:

действуя ¾ человек  познает, а познавая ¾  действует, решает

задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть

бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым

новые механизмы, новые способы действий. Одним  из таких механизмов, безусловно,

является талант. По определению В.В. Клименко: «Сущность  таланта в способности

к действию, его  не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в

конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант ¾ это

человек, оригинально  решающий всем известные задачи.» [9]

Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь

составляющих элементов  его целостности можно изобразить схемой:

Невозможно в  данной работе охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому

я хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой  взгляд, ¾

воображении.

Воображение ¾  это не способность фантазировать  без цели, а интуитивная

способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно комбинирует

образы того, что  еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ

неизвестного как  известного, то есть создает его  предметное содержание и смысл,

считает их действительными. Поэтому воображение — самодвижение чувственного и

смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в

целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается

новый образ или  суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не

материально  — в умственном плане, когда человек действует, не работая

практически.

Воображение человека — его способность заглянуть  вперед и рассмотреть новый

предмет в его  будущем состоянии.

Поэтому прошлое  в каждый момент жизни человека должно существовать в

соответствии с  той или иной целенаправленностью  в будущее. Если память

претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем

опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя,

своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение

всегда работает: человек трансформирует предметы и  сырье не просто в

воображении, а  действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к

желаемому предмету. Большое значение в активизации  работы воображения имеет

удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

• новизна воспринятого «что-то»;

• осознание его  как чего-то неизведанного, интересного;

• импульс, который  задает заранее качество воображения  и мышления,

привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1, 9]

Воображение вместе с интуицией способно не только создать  образ будущего

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста