Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не
просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности
его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе
жизни — системы условных рефлексов.
На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной
деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов
зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты
выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители —
возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их
свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического
стереотипа —
приспособляемость к новым
переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более
подробно я остановлюсь
на вопросе анатомо-
одаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрению
способностей человека, как психологических свойств личности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания
(структуре) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного
выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он
способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По
качеству способности делятся на математические, технические, художественные,
литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
По широте различаются:
Þ общие;
Þ специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного
выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним
относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у
музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.
п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности.
Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и
писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности,
распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная
память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.
Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время
самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая
способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в
сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает
самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает
что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей
в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере,
поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает
типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и
результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий,
учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает
педагогическим мастерством.
Однако, беда в
том, что современная
задатками ¾ анатомо-физиологическими возможностями человека и
способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не
видно реального ¾ действующего человека. В связи с этим я хочу
обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность
человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи
с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной
оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и
информацию как извне, гак и из самого тела; кондуктором ¾
проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не
осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. [9] Таким
образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько
работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей
средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество
способностей зависит от организации учения и деятельности человека.
Иллюстрацией может
послужить такой простой
которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у
всех остальных этот задаток ¾ потенциальная нереализованная способность.
Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.
Таким образом, способности — процесс материализации исполнительными
органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов
отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
• способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы
природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на этот
процесс);
• способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание
иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез —
завтра сделать то-то и то-то.);
• способности создавать в процессе своей деятельности продукты и
предметы, удовлетворяющие
устремления и потребности
перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов,
конкретные действия с конкретными вещами и предметами).[9]. Способность
отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью
огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до
космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока
еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии
чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные
элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом
зрения совокупности и последовательности действий (умственных и
психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение
предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции
аналитической другую ¾ целостность. Нужно повернуться к человеку, к
пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная
целостность любой деятельности и ее технологии — человек, в котором
чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы
¾ это объединение способностей, крепко связанных между собой,
систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее
его в едином целом.
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями
создания механизмов. Они — новообразования, не закрепленные ни за
определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это — система
способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих
целостности. Причем
это новообразование
действуя ¾ человек познает, а познавая ¾ действует, решает
задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть
бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым
новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно,
является талант. По определению В.В. Клименко: «Сущность таланта в способности
к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в
конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант ¾ это
человек, оригинально решающий всем известные задачи.» [9]
Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь
составляющих элементов
его целостности можно
Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому
я хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, ¾
воображении.
Воображение ¾ это не способность фантазировать без цели, а интуитивная
способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно комбинирует
образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ
неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл,
считает их действительными. Поэтому воображение — самодвижение чувственного и
смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в
целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается
новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не
материально — в умственном плане, когда человек действует, не работая
практически.
Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый
предмет в его будущем состоянии.
Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в
соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память
претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем
опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя,
своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение
всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в
воображении, а
действительно с помощью
желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет
удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
• новизна воспринятого «что-то»;
• осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
• импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,
привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1, 9]
Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста