Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

видим человека, который  живет среди предметов, фактов, случаев, но он

выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как

все, в сущности — живет вне всех, так как  исключен из системы ценностных

отношений.

«Презентация мира»  направлена прежде всего на перевод  предметного восприятия

мира в его  ценностное восприятие. Предъявляется  какой-либо предмет группе

детей и предлагается описать роль этого предмета в  жизни человека, зачем он

для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие

отношения несет  в самом себе, когда включен  в повседневный быт. Таким образом

выявляется для  детей духовная ценность материального  предмета, смещает

границы духовного  и материального, развивает способность к одухотворению и в

конечном итоге  помогает ребенку обрести свою личность, подняться над

ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет

смысла брать  что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается

вопрос о его  роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а

так же вопрос о  личном отношении ребенка к данному  предмету. Необходимо

создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности

были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно

высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в

руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено

им.[21]

Предметом презентации  я избрала живую розу, оформив  ее красиво в вазе на

столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

Что значит для  нас простой цветок розы?

Какая от него может  быть польза?

Что бы было, если бы роз не было на земле?

Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

Реакция детей  была довольно интересна. Естественно, прежде всего дети увидели

за розой «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение», «симпатию»,

«добрые пожелания». Интересно, что прозвучала и система  символов: «белая роза

— эмблема печали, красная роза — эмблема любви, желтая роза — эмблема

измены». Артем  Гомзяков высказал такое предположение, что если не будет роз,

то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя  к розе и взяв ее в руки,

заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он устал, потому что роза

уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже бывает грустным, когда

устает. Девочки  говорили больше о любви «подарив розу девочке, мальчик так

признается ей в любви».

Делая вывод, хочется  сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми

реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий

высокий уровень  интеллекта. В дальнейшем можно усложнить  работу, предлагая

детям самим выбрать  предмет презентации, им может стать явление, событие,

факт, процесс.

                        Что на что похоже.                       

Развитие воображения  играет большую роль в творческом воспитании личности

ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности

направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую

работу в этом направлении.

Данное мероприятие  проводится в форме игры. В ней  могут участвовать до 30

детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью

ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть

изолированы от общей  группы. В это время все остальные  загадывают какое-то

слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные  ребята. Их задача

— отгадать то, что  было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?».

Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На  что это похоже?» из

зала могут поступать  такие ответы: «На пропеллер у  самолета» и т. д. Как

только водящие  догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и

игра повторяется  снова.

Такой вид работы позволяет развивать у детей  образное мышление, способствует

активизации навыков  работы в коллективе.

В моем классе такая  работа показала, что у детей не достаточно развито

образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком

уровне ассоциирования. Безусловно такая работа оказалась  полезна.

     Театр "Рукавичка".

Форма игры в театр  определяет целенаправленное развитие чувственной сферы

детей. Представляя  тот или иной персонаж в различных  ситуациях, ребята

огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают

мир отношений  и формы их проявления, что способствует более глубокому

пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные

литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной

культуре, русскому фольклору.

Цель работы —  обучение выразительному чтению на основе подражания,

многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений,

умения говорить перед аудиторией.

Деятельность ребенка  ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель

— взрослый своим  примером обучает речи, движению, поведению, оказывает

неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения  взрослого -

доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной  работы, но и

как форма проведения уроков чтения, литературы.

Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего  воображения,

понимания  характера  персонажа,  предпосылка к раскрепощению чувств,

движений, к свободе  речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении

самих кукол, можно  отыскать старые перчатки, варежки, а  уж на их основе с

помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой,

ножниц и фантазии можно сделать и детку с  бабкой, и мышку, и лису, и собачку

и т. д.

Для постановки я  взяла русскую народную сказку «Петух и собака». Сказка

рассказывается  от лица Петрушки в ярмарочном балагане.

    

3.2 Констатирующий этап

 

По окончании  развивающего этапа (через 30 дней) нами был проведен контрольный

эксперимент определения  влияния развивающей программы  на динамику способности

к творческому  восприятию у детей контрольной  и экспериментальной группы.

Результат исследования.

                     2-А (экспериментальная группа)                    

     Фамилия, имя                                                Тип решения

задачи  на

воображение

1. Веслов Дима                                                                 4

2. Волков Саша                                                                 4

3. Деева Даша                                                                  4

4. Домрачев Денис                                                              4

5. Егорова Ольга                                                               4

6. Еклашев Илья                                                                5

7. Иванов Дима                                                                 5

8. Ингачева Анна                                                               4

9. Коробкова Анна                                                              4

10. Кравец Дима                                                                4

11. Куклина Ирина                                                              3

12. Молчанова Анна                                                             4

13. Опалев Дима                                                                4

14. Павлов Алеша                                                               4

15. Речкина Надя                                                               4

16. Сержан Наташа                                                              5

17. Ушакова Юля                                                                5

18. Чернобокова  Анна                                                           5

19. Шмелькова Саша                                                             4

     Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 79/19 =4,1

                        2-Б  (контрольная  группа)                       

     Фамилия, имя                                                Тип решения

задачи  на

воображение

1. Бабушкина К.                                                                3

2. Беломестнова Н.                                                             4

3. Бондарев С.                                                                 3

4. Бородай К.                                                                  4

5. Буйлина Л.                                                                  5

6. Бусыгин А.                                                                  3

7. Васильева Н.                                                                4

8. Винокуров В.                                                                4

9. Вафина Д.                                                                   3

10. Габдуллина Р.                                                              3

11. Гарбулин Д.                                                                4

12. Гомзяков А.                                                                4

13. Гомзякова А.                                                               3

14. Головина К.                                                                3

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста