Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:21, курсовая работа
Музыкальная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик в целостном педагогическом процессе.
Цель курсовой работы: определить особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития творческих способностей детей.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1Творчество, как средство развития способностей у детей ……………..5
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» и «креативность»…………….5
1.2 Педагогические условия развития личности и креативность……………………7
1.3 Особенности развития творческих способностей у детей ……………………..11
Глава 2Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности….15
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества……..15
2.2 Пути развития музыкального образования школьников………………………….17
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением……….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Приложение 1Устав гимназии №174…………
Белорусский Государственный университет культуры и искусств
Инструментальное искусство - как средство развития творческих
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1Творчество, как средство развития способностей у детей ……………..5
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» и «креативность»…………….5
1.2 Педагогические условия развития личности и креативность……………………7
1.3 Особенности развития творческих способностей у детей ……………………..11
Глава 2Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности….15
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества……..15
2.2 Пути развития музыкального образования школьников………………………….17
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением……….22
Заключение……………………………………………………
Приложение 1Устав гимназии №174…………………………………………….30
Приложение 2Постановление министерства образования Республики Беларусь
(глава №8)
Приложение 3 Открытый урок по классу фортепиано
Приложение 4Карта выявления способностей ребёнка к изучению специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности
Литература……………………………………………………
Введение
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерством финансов республики Беларусь, Министерством охраны здоровья Республики Беларусь 27 марта 2008 №27/43/54 выработано общее положение об организации образовательного процесса с учетом с типовыми планами на 2008-2009 учебный год.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей школьного возраста.[6.]
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Основой художественно-творческой способностью являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Музыкальная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик в целостном педагогическом процессе.
Цель курсовой работы: определить особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития творческих способностей детей.
Задачи:
1)изучить процесс развития творческих способностей
2)определить содержание музыкальной деятельности музыкальную деятельность детей младшего возраста
Предмет:
музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей школьного возраста.
Методами исследования являются:
-анализ данных литературы;
-наблюдение;
-анализ учебно-метадических документов гимназии № 174
Если в работе с детьми в развитии творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Глава 1 Творчество, как средство развития способностей у детей
1.1. Понятие «творчество», «творческие способности» и “креативность” Возникновение понятия "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. Последний понимал его в широком смысле слова: творить, по Аристотелю означало создавать то, чего ранее не существовало. Это определение включает в себя не только творчество в области психического, но сюда относится и материальное воплощение замысла, его реализация. Такое понимание данного понятия сохраняется у тех исследователей, которые занимаются изучением специальных видов творческой деятельности.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Поскольку творчество как конкретное явление изучается комплексом наук, то поэтому его объект, предмет, субъект, функции и цели разработаны разными науками в соответствии с конкретными задачами. В связи с этим существует множество определений творчества и трактовок его сущности как в рамках одной отрасли науки, так и в целом в разных областях знаний. Так, гносеология внесла вклад в определение понятия творчества как инновации, аксиология - в определение значимости и роли творчества, социология - в изучение субъекта творчества. Философия предполагает свое понимание творчества, которое изменялось в разные исторические эпохи и в разных философских школах. Например, современные философы считают творчеством деятельность, результатом которой становится создание новых материальных мотивов, знаний, умений и навыков, благодаря которым создается продукт.[2.c.138-139]
Обобщая различные определения творчества зарубежных психологов,
Р. Холмен пишет: "творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом (Маккелар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), предрасположение совершать и узнавать новшества (Ласуэль), деятельность ума, приводящего к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций (Гизелин). Творчество нельзя сводить только к какому-то виду деятельности (труду писателя, художника, ученого или конструктора), поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и т.д. Очевидно, творчество - удел не только гениев, но и насущная необходимость в выполнении простой повседневной работы, результатами которой являются не только конкретные продукты, но также и сами действия.[7.c.45]
Ррассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Таким образом, творчество представляет собой некий специфический стиль деятельности. Поэтому данное понятие, по нашему мнению, включает в себя создание новых продуктов деятельности и идей, не имеющих аналога в предшествующем опыте человека, на основе универсальной творческой способности. В общем виде ее можно определить как комплекс свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде деятельности. Причем содержание самой универсальной творческой способности и составляет сущность понятия "креативность", которое появилось в научном обиходе только во второй половине нашего столетия (как отмечалось ранее).
Креативность - многогранное понятие, представляющее собой совокупность человеческих возможностей, позволяющих выходить за пределы имеющихся знаний, создавать новое; способность продуцировать разнообразные идеи, отказываться от стереотипных способов мышления.
Если сопоставить определения «творчество» и «креативности», можно заметить, что они далеко не тождественны. Если понятие "креативность" ограничено специфически психолого-педагогической проблематикой, а именно, выяснением закономерностей продуктивности умственной деятельности и особенностей функционирования личностных качеств. Понятие "творчество" включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки данной проблематики и относящиеся к компетенции философии, социологии, эстетики, искусствознания и др. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок.
1.2 Педагогические условия развития личности и развития креативности.
Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, к другим людям и себе.
Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Учёные (Петрушин В. И., Басин Е.Я, Берхин Н. Б.) утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, её внутренний мир.
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют такие факторы как: обучение, воспитание, социальная среда, наследственные задатки. Обучение и воспитание рассматриваются в педагогике как ведущие факторы, так как это организованная система воздействия на подрастающего человека для сохранения и передачи накопленного общественного опыта. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности, так как характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Задатки представляют собой только возможности и предпосылки развития способностей, но ещё не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Только в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений человека на основе задатков формируются способности.
В начале процесса обучения, главной задачей преподавателя не подгонять под существующие стандарты, а помочь раскрыть способности и его возможности. Современный мир требует от преподавателя гибкости к новым методикам преподавания, внедрять в обучение новизну. Так с недавнего времени стало актуальной темой развитие креативность у школьников.
Развитие креативности младших школьников является одной из важных задач педагогики, ведущей активный поиск новых технологий воспитания и обучения, эффективных методических подходов. Особенно актуально решение этой проблемы для педагогики искусства, в поле внимания которой всегда было художественное массовое воспитание детей. В настоящее время она ставит, прежде всего, задачу развития в человеке идейного богатства, художественных способностей, творческих сил, креативности.
Успешность решения этих задач в значительной степени зависит от учителя начальных классов и музыки. Сегодня от него требуется более широкая эрудиция, глубокие знания психологии общения, игры, а главное - особые личностные качества: способность к творчеству, сотрудничеству, рефлексии, потребность в самоактуализации и самореализации. Базовыми компонентами профессиональной культуры учителя музыки становятся следующие:
- общечеловеческий (ребенок как главная педагогическая цель; педагог, способный к развитию его индивидуальности, психолого-педагогической поддержке);
-духовный (совокупный опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах мышления);
Информация о работе Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей