Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик в целостном педагогическом процессе.
Цель курсовой работы: определить особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития творческих способностей детей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1Творчество, как средство развития способностей у детей ……………..5
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» и «креативность»…………….5
1.2 Педагогические условия развития личности и креативность……………………7
1.3 Особенности развития творческих способностей у детей ……………………..11
Глава 2Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности….15
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества……..15
2.2 Пути развития музыкального образования школьников………………………….17
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением……….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Приложение 1Устав гимназии №174…………

Файлы: 1 файл

курсавая3курс.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Ансамбль «Васильки» выступал на многих площадках г. Минска,уже начиная со второго года обучения. Участвовал на районных, городских, Республиканских Фестивалях и конкурсах. Заняли призовые места в следующих конкурсах: Поставы «Играй гармоник и цымбалы», «Золотая рыбка», «Калидоскоп  Столицы»,международный конкурс в Словакии.

Форма обучения в ансамбле тоже немало важна. Собрать детей семи, восьми лет в коллективно достаточно сложно. Сейчас это считается самая прогрессивная форма обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ открытого урока.

Урок учителя по классу фортепиано Игнатюк В.В.

Дата 21.10.2006 г.

Класс ЗБ/ 1 год обучения.

Алейникова Жанна

Время: 45 мин.

Тема: « Волшебный мир музыкальных звуков»

Цель: Научить ребенка слышать музыку.

Задачи:

•   Дать        возможность       учащемуся        активного,        эмоционального, целенаправленного восприятия музыки.

•   При  помощи эмоционального  восприятия классических произведений воспитывать у школьника музыкальный вкус.

•   Развивать  способность  размышлять  о  музыке,   навыки  творчества  и воображения.

Тип урока: урок введения в тему

Форма: Урок-диалог с элементами игр

Методы: наглядные, игровые, сопоставления, интонирование

Оборудование:  фортепиано, проигрыватель, нотный материал, блок для рисования, акварельные краски, цветные карандаши.

План урока:

•   Вступительное слово учителя. Рассказ о музыкальных и не музыкальных звуках. Задание: привести примеры (проверка домашнего задания).

•   Постановка проблемы: можно ли изобразить, рассказать, показать в движении, услышать и понять язык музыки?

Серия дидактических игр.

1. Танцуем. Танцевальная разминка. Учитель играет два разнохарактерных произведения (П.И.Чайковский «Полька», «Баркарола»). Задание: движения произвольные (пластическое интонирование) в характере музыки. Ученик танцует, после этого рассказывает    свои    эмоциональные    впечатления    об    этих произведениях.

2. Рисуем. Игра «Какую линию выбрать?» Учитель предлагает ученику послушать в записи музыкальные произведения. Под их звучание ученик должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную, прямые, изогнутые - под решительную, прерывные -под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Задание: сравнить движения тела в игре 1 и движения линий в игре 2.

3. Играем на инструменте. Игра «Зоопарк». Учитель предлагает ученику изобразить разных животных на инструменте (медведь, волк, лиса, заяц, мышка). Ученик при помощи учителя «ищет» их в разных регистрах, пытается передать их движения и характер.

4. Поем. Пение знакомой песенки. О чем или ком она, почему ребенок характеризует ее как веселую (грустную)? Преднамеренно учитель поет веселую песенку в минорной тональности и наоборот. Что изменилось?

5. Творим. Игра «Времена года в цвете и звуке». Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника и озаглавить их «Зима», «Весна», « Лето», «Осень». Затем закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Можно видоизменить свои творения соответствующие времени года линиями, черточками, пятнышками и пр. Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив свою фантазию, должен спеть «зимний», «весенний», «летний» и «осенний» напевы. Можно при этом аккомпанировать на чем угодно (барабане, пианино, щелкать пальцами, хлопать в ладоши).

•   Решение проблемного вопроса. Обобщение. Вывод: музыку нужно не только слушать, но и слышать.

•   Домашнее задание. Придумать музыкальную сказку о животных из «Зоопарка», рассказывать и иллюстрировать на фортепиано

Открытый урок проходил в малом зале гимназии. В составе комиссии присутствовала 5 преподавателей.

Весь урок был выдержан умеренном ритме, который задал преподаватель в начале урока. Так как на уроке присутствовало много дополнительных элементов,  урок  был насыщенным и интересным.

Выбранная форма урока преподавателем была обоснована. Такая форма преподавания   является лучшим для восприятия и запоминания ребёнка такого возраста. Ученица вела себя достаточно раскрепощено, даже в присутствии других учителей.

Поставленные задачи в начале урока учитель выполнил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И в данной  работе мы, на основе изуче­ния лите­ратуры  по данной теме, попытались определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и воображение в до­школьном возрасте. Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд,                    необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устав гимназии № 174

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Гимназия № 174 г.Минска, именуемая в дальнейшем Гимназия, является профессионально-ориентированным учебным заведением, обеспечивающим повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по предметам естественно-математического цикла и эстетическим уклоном.
1.2. Гимназия осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «Примерным положением о гимназии», «Примерным положением об общеобразовательной школе», другими актами законодательства и этим Уставом, имеет свою печать и штамп.
1.3. Основная цель Гимназии – создание благоприятных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся, усвоения общекультурных ценностей, культурно-исторического наследия белорусского народа, подготовки наиболее способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях Республики Беларусь.
1.4. Гимназия реализует создаваемые государством и обществом возможности для получения образования, формирования научного мировоззрения, усвоения национальных и общечеловеческих ценностей, воспитания общественной позиции, физического и морального усовершенствования, непрерывного образования.
1.5. Гимназия является учебно-исследовательским и образовательно-культурным центром, который осуществляет разработку и экспериментальную проверку нового содержания общего среднего образования, новых педагогических систем, которые формируются на принципах беспрерывности образования, связей с экономикой и культурой. С этой целью в Гимназии проводится учебно-методическая и исследовательская работа с привлечением работников высшей школы, науки, производства и культура, педагогов и исследователей.
1.6. Гимназия тесно сотрудничает с семьями учащихся. Гимназия и семья строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества, открытости и несут ответственность перед государством за обучение и воспитание детей. В проведении образовательно-воспитательной работы, охране здоровья детей, развития их талантов и способностей, укрепления материально-технической базы Гимназия сотрудничает с внешкольными учреждениями, трудовыми коллективами предприятий, организаций, акционерных обществ, а так же с учреждениями охраны здоровья, культуры, спорта, добровольными товариществами, творческими союзами и средствами массовой информации.

           2. СТРУКТУРА ГИМНАЗИИ. ПОРЯДОК ПРИЕМА, ПЕРЕВОДА И ВЫПУСКА УЧАЩИХСЯ.

2.1. Гимназия создается в составе 5-11 классов. Срок обучения – 8 лет. Гимназия имеет следующие профильные направления: физико-математическое, химико-биологическое, общественно-гуманитарное.
Классы физико-математического профиля - 8 – 11
Классы химико-биологического профиля - 8 – 11
Классы общественно-гуманитарного профиля - 8 – 11
Классы эстетического профиля - 1 – 10
2.2. Гимназия имеет право на открытие новых профилей классов при вузах (в случаях окончания договорных основ) по согласованию с отделом образования Администрации Московского района г. Минска.
2.3. Учащиеся 9 классов завершают базовое образование. Гимназия обеспечивает им прочное усвоение основ наук, формирование научного мировоззрения, развивает их склонности и способности для самоопределения. Предусматривается изучение профильных предметов на повышенном уровне, организация спецкурсов, курсов по выбору.
2.4. Учащиеся 11 классов завершают среднее образование. Гимназия обеспечивает их готовность к овладению профессией, в основном в высших учебных заведениях. Обучение ведется на основе дифференциации в соответствии с выбранным профилем, учитывая способности, склонности, желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию образовательных запросов учащихся. Предусматривается изучение профильных предметов на повышенном уровне, организация спецкурсов, курсов по выбору, научно-практическая деятельность учащихся под руководством преподавателей Гимназии и вузов.
2.5. Выпускникам 9 классов выдается свидетельство о базовом образовании. Выпускникам 11 классов выдается аттестат о среднем образовании с указанием учебного заведения и перечнем дополнительно изученных дисциплин и предметов повышенного уровня. Достигшие особых успехов в соответствии с существующими правилами получают за курс базовой школы – свидетельство с отличием, за курс средней школы – аттестат особого образца и награждаются золотыми или серебряными медалями, похвальными грамотами за изучение отдельных предметов.
2.6. Прием в Гимназию осуществляется в 4 классы на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов, в остальные классы – на конкурсной основе на вакантные места.
Поступающие в классы физико-математического профиля сдают вступительные экзамены по физике и математике, в классы химико-биологического профиля – по биологии и химии, в общественно-гуманитарные – по истории и иностранному языку. Состав приемной комиссии определяется Гимназией. В состав приемной комиссии включаются преподаватели вузов.
2.7. Гимназия комплектуется учащимися школ города Минска независимо от места их проживания. При приеме учащиеся подают справку о состоянии здоровья. Дети с отклонениями в состоянии здоровья льготами при зачислении не пользуются.
2.8. За учащимися Гимназии сохраняется право перехода в школу по месту жительства, поступления в другие учебные заведения или трудоустройства.
2.9. Учащиеся Гимназии сдают переводные экзамены по профилирующим предметам по окончании первого полугодия и по окончании учебного года. Сроки, условия и состав экзаменационных комиссий определяются Гимназией.
2.10. Решением педагогического совета учащиеся отчисляются из Гимназии в случаях систематического нарушения Устава и правил внутреннего распорядка Гимназии.
2.11. Приказом директора аттестуются по программам базовой школы и исключаются из Гимназии учащиеся, получившие на переводных экзаменах одну или несколько неудовлетворительных оценок или имеющие неудовлетворительные (четвертные) оценки по любому из предметов учебного плана.
2.12. Перевод учащихся из одного класса в другой осуществляется по итогам учебного года: по результатам контрольных работ, итоговых оценок за год, переводных экзаменов по предметам профилирующего цикла. Выпускные экзамены проводятся в порядке установленном Министерством образования Республики Беларусь.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Гимназия осуществляет свою деятельность на основании учебных планов и программ, разработанных МО РБ.
3.2. Порядок организации учебного года (по четвертям) определяется педагогическим советом Гимназии.
3.3. В учебные планы вместе с базовыми общеобразовательными предметами вводятся профилирующие курсы и факультативы, дисциплины по выбору, обеспечивающие дифференциацию обучения, разностороннее развитие учащихся.
3.4. Организация и координация учебно-воспитательной, методической и исследовательской работы в Гимназии осуществляется ее администрацией с участием работников вуза, с которыми сотрудничает Гимназия.
3.5. Преподавание таких дисциплин, как физика, математика, информатика в 11-12 классах может вестись преподавателями вузов. Оплата труда преподавателей вузов производится из бюджета Гимназии.
3.6. В Гимназии устанавливаются следующие виды учебных занятий: уроки, лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия, а также формы контроля: экзамены, зачеты, контрольные работы и т.п. Домашние задания задаются дифференцированно, с учетом педагогических требований, психологических и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
3.7. Наполняемость классов в Гимназии – 25 человек. При проведении занятий практического характера класс делится на две подгруппы в соответствии с учебным планом, на три группы - при изучении иностранных языков.
3.8. Обязательные учебные занятия дополняются самостоятельной работой учащихся. Учащиеся Гимназии привлекаются к научно-исследовательской работе, научно-техническому творчеству, других видов творческой деятельности с учетом их индивидуальности, выбора и склонностей.
3.9. Внеурочная деятельность учащихся осуществляется в различных студиях, кружках, научных, спортивных и других объединениях создаваемых в Гимназии. Количество руководителей и работников этих формирований определяется штатным расписанием Гимназии.
3.10. Гимназия использует учебники школ, учебную и методическую литературу для высших учебных заведений, учебные пособия и литературу по выбору преподавателей и учащихся, в том числе и разработанную преподавателями Гимназии и работниками вузов.
3.11. Начало и окончание учебного года, сроки и продолжительность каникул, определяются Министерством образования Республики Беларусь.
3.12. Продолжительность учебной недели, начало занятий, время для проведения внеклассных занятий устанавливаются Советом Гимназии с учетом учебного плана и санитарно-гигиенических правил и норм.
3.13. Ежедневное количество и последовательность уроков, продолжительность перерывов между уроками определяются расписанием и утверждаются директором Гимназии в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами.
3.14. Продолжительность уроков – 45 минут. По согласованию с управлением образования уроки могут быть меньшей продолжительности с сохранением общего недельного лимита времени учителя для организации индивидуальной работы с наиболее способными или отстающими учащимися.
3.15. По усмотрению учителей и, с согласия администрации, в Гимназии в течение учебного года может применяться не только качественная, но и рейтинговая система оценки знаний учащихся. Итоговая оценка за четверть, годовая и на переводных и выпускных экзаменах выставляется по 10-балльной системе оценивания.
3.16. В случае несогласия ученика или его родителей с годовой оценкой дается возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, создаваемой приказом директора Гимназии или управления образования в сроки, установленные Министерством образования Республики Беларусь.
3.17. Совет Гимназии имеет право, в рамках своей компетенции, принимать решение о стимулировании учащихся и их родителей за успехи в обучении и воспитании, активное участие в жизни Гимназии.
3.18. Воспитательная работа в Гимназии основывается на принципах гуманитарного отношения к личности ученика с учетом его способностей и интересов, здоровья. Целью является повышение духовности и культуры, формирование чувства национального достоинства, воспитание на основе общечеловеческих ценностей, развитие познавательного и творческого потенциала, освоение необходимых для жизни умений и навыков.
3.19. Трудовая деятельность учащихся включает общественно-полезный труд, социальную помощь, охрану природы, практику по профилю обучения или по самообслуживанию, временное трудоустройство, работу в различных объединениях в течение учебного года и во время каникул. По решению Совета Гимназии часы, отведенные учебными планами на трудовое обучение, могут использоваться на профильные предметы и курсы.
3.20. Гимназия имеет право на проведение экспериментальной работы по всем направлениям ее деятельности, за исключением обязательного компонента содержания обучения, при наличии соответствующего материального и финансового обеспечения.
3.21. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется специально закрепленным за Гимназией органами охраны здоровья персоналом, несущим вместе с администрацией Гимназии ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, выполнение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания учащихся, дозировку их физических и умственных нагрузок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литератур

1.      Аксюцік, Н. І. Сацыяльна-культурная дзейнасць : вучэбна-метадычны дапаможнік / Н. І. Аксюцік. – Мінск, 2001. – 119 с.

2.      Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. / Л. С.  Выготский. - Москва, 1980. – 384 с.

3.      Голешевич,Б.О. Музыкальное образование школьников на основе компьютерных технологий: методические рекомендации / Б.О.Голешевич.- Могилёв: МГУ им.А.А.Кулешова,2002.-29с.

4.      Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – Москва, 1993. – 98 с.

5.      Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности : [учебное пособие для вузов культуры и искусств, пединститутов и сред. спец. учеб. заведений] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; Российская академия образования, Центр социальной педагогики, Московский государственный ун-т культуры. - Москва: Изд-во Московского государственного ун-та культуры, 1995. - 133, [2] с.

6.      Министерство культуры Республики Беларусь. Положение об учреждениях внешкольного воспитания и обучения в сфере культуры: постановление Министерства культуры Республики Беларусь, 27 марта 2008 г., № 27/43/54 – Минск, 2008.

7.      Петрушин,В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей/ В.И.Петрушин.- Москва: Владос, 1997.-384

8.      Петрушин,В.И. Психология педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И.Петрушин.- Москва: Гудеамус,2008-490с.

9.      Раева, В. П. Культура музыкального восприятия школьников: механизмы становления : монография / В. П. Раева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005.-98c.

10. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества : сборник статей / сост. и ред. А. Готсдинер. – Ленинград: Музыка, 1980. – 104 с.

11. Художественная литература о воспитании детей [Электронный ресурс] / А. С. Макаренко. – 2004. – Режим доступа: http://antmakarenko.narod.ru/. – Дата доступа 2009-13-11.      

12. Чавро,Т.В Развитие креативности младших школьников в условиях музыкального воспитания: методические рекомендации/ Т.В. Чавро.- Могилёв: МГУ им.А.А.Кулешова,2002.-56с.

13. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1960. - 197с.

14. Эстетическое сознание личности / рук. Авт. кол. Киященко Н. И.; отв. ред. Коников И. А. - Москва, 1994. – 118 с. 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей