Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:21, курсовая работа
Музыкальная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик в целостном педагогическом процессе.
Цель курсовой работы: определить особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития творческих способностей детей.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1Творчество, как средство развития способностей у детей ……………..5
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» и «креативность»…………….5
1.2 Педагогические условия развития личности и креативность……………………7
1.3 Особенности развития творческих способностей у детей ……………………..11
Глава 2Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности….15
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества……..15
2.2 Пути развития музыкального образования школьников………………………….17
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением……….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Приложение 1Устав гимназии №174…………
- практический (способы педагогической деятельности, основанные на использовании педагогических инновационных технологий);
- личностный (индивидуальные характеристики педагога, как субъекта творческого процесса).
Развитие креативность происходит постепенно. На первом этапе своего развития творческие способности носят подражательный характер, но чем раньше и отчетливее выступают оригинальные, уникальные элементы, тем больше оснований говорить о высоком творческом потенциале ребенка. В процессе обучения и воспитания необходимо создать наиболее благоприятные условия для более эффективного развития креативности детей, перехода их с одного уровня развития на другой, более высокий. Для этого учителю в процессе обучения необходимо учитывать условия, обеспечивающие успех его деятельности. Остановимся подробнее на самых важных.
Перед выполнением такого задания необходимо дать установку на творчество (оригинальное решение), которая даст возможность ему не действовать по шаблону, в каких-то рамках, а позволит выйти за эти пределы, раскрыться наиболее ярко. В ходе выполнения задания учитель должен предоставить возможность ребенку полную свободу действий сегодня насколько учитель сам является творцом. Первым педагогическим условием являются глубокие знания возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей их познавательной деятельности, склонностей и способностей, уровня творческого развития в целом; владение методикой диагностики и умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся.
Вторым педагогическим условием является осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении. Сущность данного подхода заключается в создании благоприятной среды, т, к. " креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу "если... то...". Организация такой среды предполагает использование в процессе занятий системы творческих заданий, которые активизируют мыслительную деятельность ребенка, воображение, фантазию. Использование таких заданий предполагает выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся, создании у них позитивной мотивации в образовательно-творческом процессе.
Третье педагогическое условие - дать позитивный образец творческого поведения. В этом решающая роль принадлежит учителю, т. к. воспитать творческую личность, может только творческая личность. Если даже в конкретной ситуации не обеспечены условия для развития творческих способностей детей (слабая материальная база, программа занятий далеко не совершенна и имеются многие другие, не способствующие развитию причины), но при этом творческий потенциал учителя, его желание и стремление научить детей творить оказываются на высоте, то тогда, скорее всего, будет достигнут достаточно хороший результат. При обратной ситуации, то есть при наличии всех благоприятных условий, но при низком его творческом потенциале, результат не может быть положительным. Вот почему столь важно.
Четвертое педагогическое условие - проявление активности в процессе творческо-образовательной деятельности, которое способствует развитию креативности детей. Категорию активности мы считаем стержневым элементом в данном процессе, т.к. она определяет динамику развития личности. Активность мы рассматриваем в двух аспектах: активность как состояние, связанное с выполнением акта общения или действия, и активность как свойство личности. Этого можно достичь при условиях, когда ребенку интересно учиться, когда взаимоотношения в коллективе учеников и с преподавателями доброжелательные. Необходимо создавать в процессе деятельности такую проблемную ситуацию, которая являлась бы "толчком" к продуктивной деятельности. Содержательной стороной активизации является подбор материала, составление творческих заданий на основе проблемного обучения с учетом онтогенеза, которое активизирует мыслительные процессы, формирует положительную мотивацию.
Пятым педагогическим условием является достижение успеха в творческой деятельности, которое помогает вынести самооценку своим действиям, выразить свое "Я". Необходима вера учителя в возможности ученика. Ссылки на недостаточность природных задатков, способностей научно несостоятельны, так как творческий потенциал заложен и существует в каждом ребенке, необходимо только раскрыть его и дать возможность проявиться наиболее ярко. Можно сказать, что концепция "поиска талантов" вместо целенаправленного формирования таковых, должна быть заменена концепцией "поиска талантов" вместе с их целенаправленным формированием.
Шестое педагогическое условие - комфортность отношений в образовательной среде, которая является ключевой в сфере обучения и воспитания. Педагогическим кредо здесь является не "учитель-ученик", а "человек-ученик", что достаточно ярко и целеустремленно выражено в едином творческом контакте в процессе общения, так как креативность предполагает свободу, и только свободное общение способствует ее развитию. Способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним, на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогическо
Таким образом, эффективное развитие креативности возможно лишь при овладении учителем музыки методикой выявления творческого потенциала учащихся, своевременном реагировании на происходящие изменения в творческом развитии детей и умении корректировать свою деятельность с учетом вышеперечисленных условий.
1.3. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на двух вопросах. Первое, с какого возраста следует развивать музыкальные способности детей? Вторым вопросом, является: какие существуют важнейшие факторы для развития музыкального творчества?
Для начала мы рассмотрим первый вопрос.
Психологи называют различные сроки от 1,5 до 5 лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально-творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. Именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития музыкального творческого воображения.[3.22-23]
Теперь мы рассмотрим факторы, которые влияют на развитие творческих способностей детей.
Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Б.Н. Никитина, О.П. Радынова, Е.А.Медведева, было выделено шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей.
Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.[11.]
Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей выразительным элементарным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Глава 2 Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
Многие учёные в своих исследованиях всесторонне анализируют возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновывают идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказывают в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.[12.c.8-9]
Информация о работе Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей