Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик в целостном педагогическом процессе.
Цель курсовой работы: определить особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития творческих способностей детей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1Творчество, как средство развития способностей у детей ……………..5
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» и «креативность»…………….5
1.2 Педагогические условия развития личности и креативность……………………7
1.3 Особенности развития творческих способностей у детей ……………………..11
Глава 2Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности….15
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества……..15
2.2 Пути развития музыкального образования школьников………………………….17
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением……….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Приложение 1Устав гимназии №174…………

Файлы: 1 файл

курсавая3курс.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

- практический (способы педагогической деятельности, основанные на использовании педагогических инновационных технологий);

- личностный (индивидуальные характеристики педагога, как субъекта творческого процесса).

Развитие креативность происходит постепенно. На первом этапе своего разви­тия творческие способности носят подражательный характер, но чем рань­ше и отчетливее выступают оригинальные, уникальные элементы, тем боль­ше оснований говорить о высоком творческом потенциале ребенка. В про­цессе обучения и воспитания необходимо создать наиболее благоприятные условия для более эффективного развития креативности детей, перехода их с одного уровня развития на другой, более высокий. Для этого учителю в процессе обучения необходимо учитывать условия, обеспечивающие ус­пех его деятельности. Остановимся подробнее на самых важных.

Перед выполнением такого задания необходимо дать установку на творчество (оригинальное решение), которая даст возможность ему не действовать по шаблону, в каких-то рамках, а позволит выйти за эти пределы, раскрыться наиболее ярко. В ходе выполнения задания учитель должен предоставить возмож­ность ребенку полную свободу действий сегодня насколько учитель сам является творцом. Первым педагогическим условием являются глубокие знания возрастных осо­бенностей детей младшего школьного возраста, индивидуальных особенно­стей их познавательной деятельности, склонностей и способностей, уровня творческого развития в целом; владение методикой диагностики и умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследо­вания учащихся.

Вторым педагогическим условием является осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении. Сущность данного подхода заклю­чается в создании благоприятной среды, т, к. " креативность является свой­ством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружа­ющая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу "если... то...". Организация такой среды предполагает ис­пользование в процессе занятий системы творческих заданий, которые ак­тивизируют мыслительную деятельность ребенка, воображение, фантазию. Использование таких заданий предполагает выявление и развитие индиви­дуальных способностей учащихся, создании у них позитивной мотивации в образовательно-творческом процессе.

Третье педагогическое условие - дать позитивный образец творческого поведения. В этом решающая роль принадлежит учителю, т. к. воспитать творческую личность, может только творческая личность.  Если даже в конкретной ситуации не обеспечены условия для развития творческих спо­собностей детей (слабая материальная база, программа занятий далеко не совершенна и имеются многие другие, не способствующие развитию причи­ны), но при этом творческий потенциал учителя, его желание и стремление научить детей творить оказываются на высоте, то тогда, скорее всего, будет достигнут достаточно хороший результат. При обратной ситуации, то есть при наличии всех благоприятных условий, но при низком его творческом потенциале, результат не может быть положительным. Вот почему столь важно.

Четвертое педагогическое условие - проявление активности в процессе творческо-образовательной деятельности, которое способствует развитию креативности детей. Категорию активности мы считаем стержневым элемен­том в данном процессе, т.к. она определяет динамику развития личности. Активность мы рассматриваем в двух аспектах: активность как состояние, связанное с выполнением акта общения или действия, и активность как свой­ство личности. Этого можно достичь при условиях, когда ребенку интересно учиться, когда взаимоотношения в коллективе учеников и с преподавателя­ми доброжелательные. Необходимо создавать в процессе деятельности та­кую проблемную ситуацию, которая являлась бы "толчком" к продуктивной деятельности. Содержательной стороной активизации является подбор мате­риала, составление творческих заданий на основе проблемного обучения с учетом онтогенеза, которое активизирует мыслительные процессы, форми­рует положительную мотивацию.

Пятым педагогическим условием является достижение успеха в твор­ческой деятельности, которое помогает вынести самооценку своим действи­ям, выразить свое "Я". Необходима вера учителя в возможности ученика. Ссылки на недостаточность природных задатков, способностей научно не­состоятельны, так как творческий потенциал заложен и существует в каж­дом ребенке, необходимо только раскрыть его и дать возможность про­явиться наиболее ярко. Можно сказать, что концепция "поиска талантов" вместо целенаправленного формирования таковых, должна быть заменена концепцией "поиска талантов" вместе с их целенаправленным формирова­нием.

Шестое педагогическое условие - комфортность отношений в образова­тельной среде, которая является ключевой в сфере обучения и воспитания. Педагогическим кредо здесь является не "учитель-ученик", а "человек-уче­ник", что достаточно ярко и целеустремленно выражено в едином творчес­ком контакте в процессе общения, так как креативность предполагает сво­боду, и только свободное общение способствует ее развитию. Способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним, на том, что в науке суховато называется профессионально-педагоги­ческой направленностью личности учителя. В.А. Сухомлинский (1990г.) хорошо понимал это и не раз говорил о том, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. "Слово учителя, - говорил он, ничем не заменимый инструмент воздействия надушу воспитанника. Искус­ство воспитателя включает в себя прежде всего искусство говорить, общать­ся к человеческому сердцу". [12.c.12-14]

Таким образом, эффективное развитие креативности возможно лишь при овладении учителем музыки методикой выявления творческого потенциала учащихся, своевременном реагировании на происходящие изменения в твор­ческом развитии детей и умении корректировать свою деятельность с учетом вышеперечисленных условий.

1.3. Особенности  развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на двух вопросах. Первое, с какого возраста следует развивать музыкальные способности детей? Вторым вопросом, является: какие существуют важнейшие факторы для развития музыкального творчества?

Для начала мы рассмотрим первый вопрос.

Психологи называют различные сроки от 1,5 до 5 лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально-творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато­мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра­боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре­дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув­ствительности и пластично­сти к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможно­стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на­чинается развитие.

Если созре­вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син­хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - наивысшим из воз­можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созре­вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис­пользуются, то есть со­ответствующие способности не развиваются, не функ­ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Разрыв во времени между моментом созре­ва­ния структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне­нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. Именно необрати­мость про­цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож­денности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до­школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока­зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно­стей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным пе­риодом для разви­тия музыкального творческого воображения.[3.22-23]

Теперь мы  рассмотрим  факторы, которые влияют на развитие творческих способностей детей.

Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности  Б.Н. Никитина,  О.П. Радынова, Е.А.Медведева, было выделено  шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей. 

Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  театральной  деятельности  как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.[11.]

Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом  возрасте  ограничивается  лишь  обучением детей выразительным элементарным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способно­стей к творчеству. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности

2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества

Многие учёные в своих исследованиях всесторонне анализируют возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновывают идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказывают в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.[12.c.8-9]

Информация о работе Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей