Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:21, курсовая работа
Музыкальная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик в целостном педагогическом процессе.
Цель курсовой работы: определить особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития творческих способностей детей.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1Творчество, как средство развития способностей у детей ……………..5
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» и «креативность»…………….5
1.2 Педагогические условия развития личности и креативность……………………7
1.3 Особенности развития творческих способностей у детей ……………………..11
Глава 2Педагогическое новаторство как результат становления творческой личности….15
2.1 Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества……..15
2.2 Пути развития музыкального образования школьников………………………….17
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением……….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Приложение 1Устав гимназии №174…………
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.[8.c.141-143]
Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
2.2 ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Процесс регенерации концептуальных основ системы образования обусловлен тенденциями социального развития. Вследствие этой исторически сложившейся закономерности периодически корректируются принципиальные установки как общей, так и отраслевой педагогики. Наиболее существенным изменениям подвергаются методики обучения гуманитарным наукам и дисциплинам эстетического цикла. Именно поэтому проблема совершенствования методологии преподавания музыки в общеобразовательной школе традиционно остается чрезвычайно важной. Обоснованность ее значимости подтверждается гиперкоммуникативными и воспитательными свойствами музыкального искусства, их детерминирующей ролью в нравственно-эстетическом формировании личности.
Неограниченный потенциал влияния на духовное совершенствование человека содержится в музыке. Мысли и переживания, воплощенные в ней, наполняют неповторимым колоритом все сферы его жизни. Музыкального восприятия, в процессе слушания художественного произведения человек становится естественным, независимым от стереотипов мышления и воздействия многочисленных субъективных факторов. Подобное состояние не всегда коррелируется с традиционными представлениями общества о его эстетических идеалах и нравственной культуре. Подтверждением этому является, с одной стороны, массовое стремление подростков к участию в музыкальных шоу-программах и мероприятиях, с другой, зачастую, их снисходительное отношение к музыке как виду искусства, форме общественного сознания и предмету воспитания. Причины, вероятно, кроются в мотивах поведения и конъюнктурных установках подрастающего поколения, формирующихся под влиянием временного социального дискомфорта. Очевидные антиномии свидетельствуют о степени важности общего музыкального образования. Аксиоматичность этого тезиса предопределяет актуальность поиска путей совершенствования данной отрасли педагогики.[4.c.56]
Социально-исторические изменения в той или иной мере модифицируют сложившиеся представления о многих категориях музыкальной эстетики. Существующие противоречия становятся бесспорно или явления музыкальной культуры представителей разных поколений. Наиболее отчетливо значительность этой дистанции обозначилась в конце XX - начале XXI столетия.
Важным фактором решения проблемы престижности музыкальных занятий в современной общеобразовательной школе представляется реализация идеи гуманизации музыкального образования детей и подростков. Один из путей осуществления этого видится в ее адаптации к специфическим особенностям педагогических действий учителя на уроке музыки. Прежде всего к этому следует отнести:
- Прогнозирование мотивов школьников к самостоятельному изучению музыкального искусства. (Педагогу это позволит реализовать принцип дифференцированного обучения в отношении конкретного ученика в полной мере).
- Учет эстетических потребностей и музыкальных предпочтений детей. (В современной общеобразовательной школе, функционирующей в условиях экспансии "мультимедийной" информации, порой более оперативно получаемой учащимися, чем их педагогом, реализация данного принципа весьма актуальна).
- Выявление в музыкальном произведении Человека и сущности его бытия. (Это положение отражает результирующий смысл педагогического сотворчества учителя и учащихся на уроке).
- Внедрение в учебный процесс инновационных методов преподавания и новейших технических средств обучения. (В проведении занятий на основе компьютерных технологий видится большой резерв их привлекательности для учащихся).
- Создание "педагогического комфорта" для личностного постижения художественного содержания музыки ребенком.
Решение этих задач будет способствовать активизации интереса к музыке у неспособного пока к усвоению более сложного учебного материала, и снизит вероятность его угасания у ребенка, опережающего необходимый уровень знаний, предъявляемых к учащимся определенной возрастной категории. Подобная концептуальная установка позволит перейти, наконец, от декларативных провозглашений инновационных методов преподавания музыкального искусства в школе к осознанному, продуктивному воплощению их на практике.
Архаичными способами изложения учебного материала при использовании соответствующих им технических средств обучения современных детей и подростков увлечь эстетически ценными шедеврами классического музыкального наследия невозможно. Вследствие таких попыток наблюдается оцепенение педагога, с одной стороны, перед неэффективностью собственной деятельности и методическими стандартами образования, с другой - проблемами обустройства личного быта. Подобное состояние дел во многом провоцируется его инертностью в изобретении и освоении инновационных технологий преподавания. В связи с этим необходимо радикально менять как стиль мышления учителя, так и техническое обеспечение учебного процесса. Осознание сложившейся ситуации позволит ему приобрести методологическую устойчивость, обусловливающую степень самостоятельности в решении учебных задач: определении структуры урока, наполнении его музыкальным материалом, использовании инновационных методов преподавания предмета и мультимедийных технических средств обучения.[7.c.224-225]
Известно, что реализация приобретенных знаний на практике зависит от многочисленных, зачастую непрогнозируемых условностей, непредусмотренных в учебных планах и программах школ. Вследствие этого зачастую наблюдается растерянность молодого педагога перед нетрадиционностью сложившихся обстоятельств. В таких случаях его дееспособность определяется творческой инициативностью, умением находить компромиссные решения в проблемных ситуациях.
Художественная деятельность на уроке музыки во многом обусловлена творческой активностью, изобретательностью и стремлением к поиску оригинальных методических находок самого учителя. Превращение им творческих тренингов в устойчивую потребность детей в импровизации, создании нового, совершенствовании специальных навыков, проявлении личностного отношения к произведениям искусства согласуется с одним из ведущих принципов педагогики: творчество ребенка может развиваться только под руководством развивающейся личности учителя. Подобный тендем наиболее эффективен в условиях гуманизации учебного процесса, включающих учет эстетических потребностей детей и развитие их музыкальных способностей на основе инновационных технологий. Интеграция этих компонентов является эффективным средством методического воплощения концептуальных установок учителя, фактором оптимизации творческого взаимодействия с учащимися.
Очевидным фактом становится создание художественных объектов, временно востребованных обществом, без учета их эстетической ценности. Это определяет социальную значимость прерогативы педагогической науки по выявлению, в частности, у младших школьников (категории учащихся с непосредственными и независимыми суждениями) креативности, развитию у них художественных способностей и привитию им навыков самостоятельного решения творческих задач.
Значительным потенциалом в формировании подобных качеств личности обладают предметы эстетического цикла. Многообразие художественной деятельности на уроках искусства открывает широкий спектр факторов как прямого, так и косвенного педагогического воздействия на ребенка. Вместе с тем заниженная социальная оценка этих дисциплин в иерархии жизненных прерогатив молодежи активизирует представителей педагогической науки на поиск нетрадиционных путей приобщения ее к мировой художественной культуре. Компетентное решение этих задач в контексте идеи гуманизации учебного процесса становится главным смыслом профессиональной деятельности преподавателей эстетических дисциплин.
Глава 3 Анализ работы гимназии № 174 с общеэстетическим направлением
ГУО «Гимназия №174 г. Минска» – государственное учреждение образования, обеспечивающее получение общего среднего образования. Здесь создана образовательная среда, ориентированная на получение учащимися современных знаний, на вовлечение личности каждого ребенка в самостоятельное, осознанное строительство своего будущего, готовой активно действовать как равноправный член общества.
Средняя школа № 174 открыта в 1986 году. В 1991 году был открыт эстетический цикл. Учащиеся школы получили возможность обучаться игре на музыкальных инструментах, получая документ о музыкальном образовании, танцевать, заниматься в изостудиях и театрах. Обучение в эстетических классах проходило с 1 по 9 классы включительно. Это дало им возможность поступать в музыкальные и художественные училища. Возможно, при желании детей, продолжить занятия по предметам эстетического цикла в 10-11 классах, но уже в студиях изобразительного искусства, гобелена, батика, керамики, театральной, танцевальной. Все обучение для учащихся бесплатно.
С 2008/2009 учебного года эстетический цикл гимназии предлагает для учащихся занятия по четырем направленностям:
музыкальной; хореографической; театральной; художественная.
В гимназии существует методическое объединение учителей народного отделения, которая контролирует процесс обучения.
Их целью является совершенствование педагогического мастерства учителей народного отделения через использование наиболее эффективных форм и методов организации образовательного процесса.
Задачи:
-совершенствовать знания педагогов в области методики преподавания предметов в условиях реализации обновленного содержания образования;
- повышать эффективность деятельности членов методического объединения по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного образования при сохранении их здоровья;
-искать наиболее эффективные формы и методы преподавания для оптимизации образовательного процесса с целью снижения нагрузки учащихся;
-обеспечить преемственность, в том числе и в реализации современных педагогических технологий, на ступенях начального школьного и среднего образования;
-использовать возможности уроков для развития в каждом учащемся патриотических, гражданских, нравственных и эстетических чувств на основе концепции воспитательной работы гимназии.
Обучение учеников младшего возраста в ансамбле
Гимназия № 174 имеет ансамбль цимбалистов со званием «образцовый».
Обучение на национальном музыкальном инструменте цимбалы во все времена было наиболее проблематичными. Дело в том, что в сознании населения Беларуси, несмотря на принадлежность этого инструмента к национальной гордости, укрепилось понимание, что этот инструмент непопулярный. К числу популярных инструментов можно отнести фортепиано, скрипка. Благодаря широкой популяризации на экранах телевизоров, так же можно отнести к популярным инструментам аккордеон. Поэтому, преподавая на цимбалах, педагог ставит перед собой очень много задач: привить любовь к Родине, национальной культуре, расширению познания музыкального материала, находки разнообразных звукоизвлечений для раскрытия образа.
Наиболее интересная форма преподавания - это музицирование в ансамбле. Здесь даётся возможность в коллективной игре помочь ученикам раскрыться как личности наиболее ярко. Это форма обучения особенно приемлема для многих учеников музыкальных школ и школ с эстетическим уклоном.
Благодаря такой форме обучения появился ансамбль “Васильки”, в дальнейшем получивший звание “образцовый”. Ансамбль был организован в 1996г.в гимназии №174 г. Минска, художественный руководитель Борисенко Е.А. Репертуар формировался адаптировано возрасту т.к. ученики только начали обучаться на музыкальном инструменте. Особое преимущество было в том, что ученики от природы обладали поставленными народными голосами. Отсюда и репертуар строился с учётом этого.
Информация о работе Инструментальное искусство - как средство развития творческих способностей детей