Игры как средства развития творческих способностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является теоретическое изучение и практическое использование «Игры как средства развития творческих способностей человека».
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть понятие «игра».
2. Рассмотреть теории игры.
3. Представить классификацию детских игр.
4. Рассмотреть «игру как средство развития творческих способностей человека».

Оглавление

Введение
1. Теоретические особенности игры
1.1 Понятие игры
1.2 Теории игры
1.3 Классификация детских игр
2. Игра как средство развития творческих способностей человека
Заключение
Список использованной литературы
детская игра обучение развитие

Файлы: 1 файл

Понятие игры.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Теоретические особенности игры

1.1 Понятие игры

1.2 Теории игры

1.3 Классификация детских игр

2. Игра как средство развития  творческих способностей человека

Заключение

Список использованной литературы

детская игра обучение развитие

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодня в науке нет единого определения игры, нет четко сформулированной классификации игр.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский и многие другие.

Целью моей работы является теоретическое изучение и практическое использование «Игры как средства развития творческих способностей человека».

Для достижения поставленной цели мне  необходимо решить ряд следующих задач:

1. Раскрыть понятие «игра».

2. Рассмотреть теории игры.

3. Представить классификацию детских  игр. 

4. Рассмотреть «игру как средство  развития творческих способностей  человека».

Предметом данного исследования является игра.

Объектом - человек с его творческим потенциалом.

Практическая значимость работы обусловлена индивидуальным подходом. Материалы работы можно использовать на спецкурсах и семинарах по психологии.

1. Теоретические особенности  игры

1.1 Понятие игры

В своей работе мне хотелось, для  начала рассмотреть понятие игры с разных сторон и дать определение. Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности, народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п. Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. У животных же источником происхождения игры являются инстинктивные приспособительные действия, отсюда видно, что «игры» животных не могут отражать окружающую их действительность. Их движения, похожие на игру человека, меняются лишь в случаях дрессировки при воспитании условных рефлексов. Ничего общего с социальной игрой человека они не имеют. У человека игра достигла своего наивысшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, который обладает полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В истории общества труд старше игры, но в жизни человека игра предшествует его будущей трудовой деятельности.

Игровая деятельность имеет много  общего с трудом, особенно, в детском  возрасте. Но в процессе игры человек  не создает материальных ценностей  для удовлетворения жизненных потребностей. По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становится богаче по своему содержанию, в них проявляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия. Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законами данного общества.

«Слово "игра"... принадлежит к числу величайших, на языке человека и знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Это - освобождение от прямой нужды, от работы (рабства), человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь жажде каждой части своего организма -- развернуться» Луначарский А.В. Игра // Издание театрального раздела Наркомата по просвещению. Вып. 1. Пг., 1918..

Если взять мнение Платона, то он видел единственно правильный путь жизни в игре, в пении, в танцах, в воздаянии должного богам. Детскую игру он понимал как подражание деятельности взрослых и потому считал, что ее следует поддерживать и развивать как ребенка. Таким образом, игра есть подражание и творчество. Аристотель наметил иную линию в развития игры. Игра - источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Можно определить ее проще, игра - преднамеренный ряд действий, преследующий определенную цель.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов рассматривал игру как из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания. Они подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. Наиболее ценными в воспитательном отношении они считали народные игры и развлечения.

К.Д. Ушинский игру ребенка рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он говорил, что действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Ушинский отмечал влияние окружающей среды на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и, в известной мере, содействуют формированию его личности. Он показал существенное влияние игр на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

Таким образом, скажем: «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. При таком рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием тоже нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл и мотивы. Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства»Эльконин Д.Б. Психология игры. «Высшая школа», М., 1999.с.21.

На  протяжении многих лет менялись не только игры, но и игрушки. На смену  самодельным игрушкам пришли электронные  игры, роботы, компьютеры. В современную  жизнь вошли компьютерные игры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются  или отходят на задний план. В сознание взрослого и в жизнь современного человека вторгся виртуальный мир - мир игры, и новая игрушка -- компьютер.

Учитывая  большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги разных стран изучают сущность игры, ее происхождение, развитие и значение. Нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга в своей книге «Человек играющий» рассмотрел сущность игры и выделил ее основные признаки. Человек, по его мнению, является лишь постольку, поскольку он обладает способностью по своей воле выступать и пребывать субъектом игры. Она распространяется буквально на все, в том числе и на речь. По мнению ученого, всякая игра - прежде всего и в первую очередь свободное действие. Игра по приказу или принуждению, уже больше не игра. Отсюда «первый основной признак игры: она свободна, она есть, свободна» Хейзинга Йохан «Человек играющий». Прогресс. М., 1937. с.26. Второй признак заключается в том, «что игра не есть обыденная или настоящая жизнь. Ее третий отличительный признак - замкнутость, ограниченность» Хейзинга Йохан «Человек играющий». Прогресс. М., 1937. с.27. Еще один признак игры в том, что «игра начинается и в определенный момент ей приходит конец. Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок» Хейзинга Йохан «Человек играющий». Прогресс. М., 1937. с.28. В каждой игре - свои правила. Таким образом, игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое обозначается, будь оно материально или идеально, преднамеренно или спонтанно.

Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология  игры» пишет: «Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении, например, «игра с огнем», и в значении чего-то необычного - «игра природы» или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в пьесе, в переносном значении притворства - «играть комедию» или раздражающего действия - «играть на нервах»; занимать какое-либо положение - «играть руководящую роль»; рисковать - «играть жизнью»; обращаться с чем-либо лекгомысленно - «играть с огнем», «играть с людьми»; проявляться в особой живости, блеске - «солнце играет на воде», «волна играет» Эльконин Д.Б. Психология игры. «Высшая школа», М., 1999.с.13.

В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра - понятие очень широкое, и в зависимости от того, какое ему придают значение, какие именно игры имеют в виду, определяется и должное отношение к игре. Игра заполняет огромный отрезок жизненного пути человека - от его младенческих лет до глубокой старости. Многие игры остаются и навечно закрепляются в жизни совершенно уже взрослых людей. «Шахматы, футбол, бильярд, крокет и многие другие игры восходят на Олимп великих традиций вечности» Терский В.Н., Кель О.С. «Просвящение», М., 1966. с.95. Игра - это деятельность ребенка, и очень сложная. В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру. Игра доставляет ребенку радость победы, или радость эстетическая. Ведущую роль в развитии психики ребенка, да и вообще во всей его жизни, играет его собственная деятельность. Психика не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней. Смена возрастных этапов становления психики происходит под влиянием появления новой ведущей деятельности. Именно в процессе этой деятельности для каждого возраста происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера личности ребенка. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психологические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

 

Это не означает, что на определенном возрастном этапе своего развития ребенок  занят лишь одной какой-то деятельностью.

Сущность игры как ведущей деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Великое значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б.Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффектно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, играющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре» Эльконин Д.Б. Психология игры. «Высшая школа», М., 1999.с.277-278. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Игра как бы создает «зону ближайшего развития». Л.С.Выготский писал, что в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.

Исходя из педагогических исследований игра есть:

· особое отношение ребенка к  миру;

· особая деятельность ребенка, которая  изменяется и развертывается как  его субъективная деятельность;

· социально созданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид  деятельности (или отношения к  миру);

· особое содержания усвоения (или усвоенное содержание);

· деятельность, в ходе которой  происходит усвоение самых разнообразных  содержаний и развитие психики ребенка;

· социально-педагогическая форма  организации всей детской жизни.

Можно еще долго говорить об игре, и мы рассмотрели большое количество различных мнений, но как сказал один физик, понимание атома - детская игра по сравнению с пониманием детской игры.

1.2 Теории игры

К концу XX столетия появилось такое  множество концепций игры и в  таком многообразии, что их можно  систематизировать определенным образом. Основанием могут быть, например, ведущие факторы, на которые опирается тот или иной теоретик при объяснении происхождения и функций игры.

Получили следующие группы теорий игры:

1.Теории, осмысляющие игру исходя  преимущественно из биологических (биопсихологических) факторов.

2.Теории, основывающиеся на психологических  факторах.

3.Теории, дающие социологическую,  преимущественно социально-психологическую  интерпретацию игры.

4.Синтетические теории, учитывающие  различные факторы.

Начало разработки теории игры обычно связывают с именами таких  мыслителей, как Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом  эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Ф.Шиллера игра - это скорее наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил: «Предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой». Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое, по Шиллеру, доставляется игрой. Введение Ф.Шиллером наслаждения как общего признака для эстетической и игровой деятельности, оказало влияние на дальнейшую разработку проблем игры.

Как считает Спенсер, игра является родом тренировки, «приносящей удовольствие», и поэтому, согласно всеобщему психологическому закону удовольствия, полезна для  организма. По его мнению, высшие животные и человек, ввиду лучшей приспособленности, имеют избыток энергии, не затраченный на физическое существование. Все органы животных и человека сугубо целесообразны и служат либо выживанию, либо продолжению рода. В силу этого они инстинктивно требуют постоянной тренировки. Однако, используются не все органы сразу. Из этого следует вывод: если стремление к энергетической разрядке не встречает внешнего повода для настоящей деятельности, то возникает подражание этой деятельности, из чего, утверждает автор, происходит игра во всех ее формах. Игра обычно воспроизводит те действия, которые особенно важны для, сохранения жизни индивида. В игре проявляются главные инстинкты: «какой бы ни была игра, удовольствие ее заключается в одержании победы, в торжестве над противником... Эта победа равносильна успеху в борьбе за существование и находит себе удовлетворение в победе в шахматной игре, за неимением победы более грубого свойства»Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897. С. 412.. В реализации инстинктов Спенсер устанавливает природу игры как игры-состязания, игры-соревнования. Физиологизм игры распространяет и на искусство: игра - тренировка «низших» способностей; эстетическая деятельность -- «высших» (слуха, зрения), гимнастика нервной системы, гигиена ума. Г.Спенсер уделяет игре не слишком много места и специально не занимается созданием теории игры. Свои взгляды по поводу игры он излагает таким образом: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни» Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897. С. 412.. Для Спенсера различия между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности -- высшие. Приведенные выше высказывания не имели характера систематического изложения теории игры. Они заложили; лишь традицию рассмотрения природы игры в контексте возникновения эстетической деятельности. Согласно Спенсеру, игра биологически, совершенно бесполезна и бесцельна, она возникает там, где серьезная жизнь не нужна или не может иметь место. Причина игры, по Спенсеру, в скоплении жизненной энергии, оставшейся непотребленной; эта энергия ищет своего выхода хотя бы в бесцельной деятельности, каковой является игра.

Информация о работе Игры как средства развития творческих способностей человека