Игры как средства развития творческих способностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является теоретическое изучение и практическое использование «Игры как средства развития творческих способностей человека».
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть понятие «игра».
2. Рассмотреть теории игры.
3. Представить классификацию детских игр.
4. Рассмотреть «игру как средство развития творческих способностей человека».

Оглавление

Введение
1. Теоретические особенности игры
1.1 Понятие игры
1.2 Теории игры
1.3 Классификация детских игр
2. Игра как средство развития творческих способностей человека
Заключение
Список использованной литературы
детская игра обучение развитие

Файлы: 1 файл

Понятие игры.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Ближе всего к пониманию возникновения  игры подошел В.Вундт. Однако и он склонен считать источником игры наслаждение. «Игра - это дитя труда, - писал он. - Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра, - продолжает Вундт, - устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» Вундт Вильгельм. Этика. - СПб., 1887..

Если Г.Спенсер, рассматривая игру, включал и игру человека- в биологический; аспект, то Вундт включает ее в аспект социально-исторический. Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. Игра многомерна, в ней органично сочетаются и уживаются ценностное, эмоционально-волевое, интеллектуальное и действенное «измерения», реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровые отношения.

Далее мы рассмотрим концепцию игры В.Штерна. Определяя игру, Штерн пишет: «Свободная, являющаяся самоцелью деятельность - так нужно определить ее, если мы желаем охарактеризовать существующее при; игре состояние сознания. Деятельность эта является самоцелью, то есть вполне довольствуется самой собой, не направлена на какие-либо цели, лежащие вне ее. Цель игры в сознании играющего достигнута и исчерпана, когда игра окончена» Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста, 1922, с. 167.. Специфику игры Штерн видит в отсутствии внешней цели игры и в специфическом отношении к действительности; фантазии, которая представляет собой в плане отношений к действительности промежуточные формы между полным смешением субъективной и объективной реальностей и полным сознанием видимости, иллюзии.

С точки зрения концепции гештальта  К.Коффка развивает свое представление  об игре. Игре он отводит чрезвычайно  большое место в детской картине  мира, «мире ребенка». «Даже тогда, когда ребенок не играет, его отношение  к миру все же отличается игровым характером» Коффка К. Основы психологического развития. М.-Л., 1934.. Мир ребенка, согласно Коффке, сходен с миром „примитивного человека" неразличением живого и неживого, мистическим характером восприятия. Иллюзия присуща ребенку при обращении с какой-нибудь вещью до тех пор, пока она находится в его детском мире. Если он сталкивается с этой вещью в мире взрослых, он обращается с ней совершенно иначе - для него это уже

другая  вещь. Структура мира взрослых все  больше расширяется, и постепенно то, что было для ребенка полноправным миром, становится только игрой. Коффка анализирует игру как проявление особого, качественно своеобразного мира ребенка, а не с точки зрения усвоения норм взрослого мира, подготовки к взрослой жизни и тому подобное -- делает, следовательно, предметом рассмотрения мир играющего ребенка как самостоятельное явление.

Согласно  Ж. Пиаже игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Игра служит для восстановления равновесия объекта со средой, она своего рода самоорганизующийся динамический механизм, позволяющий субъекту приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. При этом в игре происходит опережающее отражение. В условном мире игры человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготованные ему в мире действительности. «Игра - своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их немедленного практического использования». В концепции Пиаже речь идет о стратегическом значении игры. Исходя из того, что интеллект формируется на основе начальных навыков, Пиаже считает, что по аналогии можно проследить эволюцию игры, начиная с простейших форм, вплоть до творческих игр, которые в конечном счете, формируются в искусстве, науке, т.е. проследить путь развития творчества. Согласно Пиаже игра проявляется на каждой последующей стадии развития человека, при этом новые формы вбирают предыдущие:

1) игра-упражнение - приводит к формированию  наиболее сложных навыков; 2) символическая  игра - способствует формированию семиотической функции и процессов замещения реальности знаками и символами, создавая тем самым основу художественной деятельности;

3) игра с правилами -- допускает  соревнование и соперничество.

В каждой из этих категорий игр отражается уровень интеллектуального развития индивида. Столкнувшись с какой-нибудь ситуацией, организм прибегает к одной из трех форм поведения: а) инстинкту; б) приобретенному автоматизму или привычке; в) интеллекту. Поведение может сочетать в себе элементы всех трех форм. Особых различий между механизмом, используемым интеллектом для поиска решения, и механизмами игры, Пиаже считает, не существует. Ж. Пиаже вносит новые смыслы в традиционное понимание признаков игры и дает им единое истолкование.

· Критерий самоцельности игры, ее «незаинтересованность». Речь идет о весьма распространенном утверждении, что работа не имеет цели, заключенной в деятельности как таковой, тогда как цель игры заключена в ней самой. Пиаже признает справедливость этого критерия, но стремится уточнить и переосмыслить его. Он отмечает, что всякая игра, глубоко «заинтересована», в том смысле, что игрока интересует результат. Кроме того, в ряде игр результат может быть материально выгоднее работы.

· Критерий удовольствия. Игра - деятельность ради удовольствия; работа - для пользы, независимо от удовольствия. Отмечая важность этого критерия, Пиаже ссылается на мнение Э.Клапареда, видевшего в игре прямую, а в работе лишь опосредованную реализацию желания или потребности, и, кроме того, на З.Фрейда с его различением в человеческой деятельности принципа удовольствия и принципа реальности. Пиаже считает, что принцип удовольствия и принцип реальности вполне соответствуют удовольствию, получаемому от ассимиляции. Пиаже отмечает также, что есть игры, которые представляют собой символическое воспроизведение неприятных и болезненных для человека событий.. Это доказывает первичность чистой ассимиляции в игре (в форме повторения-события) и вторичность удовольствия. Игровое удовольствие, считает Пиаже, есть аффективное выражение этой ассимиляции. Рассматривая иные критерии игры - ее произвольность в отличие от обязанности работы, неконфликтность в противоположность той же работе, Пиаже истолковывает их с точки зрения принципа ассимиляции, которая есть источник возникающего у играющего человека ощущения свободы и выхода из тисков наложенных извне обязанностей. Общий вывод Пиаже заключается в том, что деятельность становится игровой в зависимости от внутренней ориентации личности. Общим критерием игры является доминирующая ассимиляция - приспособление реальности к субъекту, победа Я над миром, стремление к повторению привычных схем и вытекающие отсюда ощущения свободы, законченности, мастерства. Эта точка зрения - личностное отношение, как единственный критерий специфичности игровой деятельности - получила широкое распространение.

Постепенно  завоевавший мир в начале XX в. фрейдизм не мог не отразиться на теории игры. Как известно, необходимость  проникнуть «по ту сторону удовольствия»  возникла у З.Фрейда в связи с  анализом травматического невроза. Установив, что при травматических неврозах природа сна и сновидений, в которых обычно выражена тенденция исполнения желаний, нарушена и отклонена от своих целей, Фрейд заключает: «Я предполагаю оставить темную и мрачную тему травматического невроза и обратиться к изучению работы психического аппарата и его нормальных, наиболее ранних форм деятельности. Я имею в виду игру детей»Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1912. С. 43.. Однако радостную картину, в силу общего характера фрейдизма, его родоначальнику нарисовать не удалось. Критически отозвавшись о разных концепциях игры, Фрейд излагает свои идеи на основе наблюдения за игрой полуторагодовалого ребенка: «...мы подходим к утверждению, что при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки» Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1912. С. 47.. Мотивы и результаты такой «психической обработки» Фрейд трактует в традиционном для себя плане: ребенок стремится перейти от примитивного переживания ситуации к активному перенесению в игру неприятных переживаний на товарища и «отомстить» таким образом, тому, кого этот последний замещает. В конечном счете, Фрейд приходит к выводу: сны травматических невротиков и склонность ребенка к игре имеют одну природу: тенденцию к навязчивому воспроизведению.

Игра, в концепции Берна, рассматривается  как способ самореализации индивида, как структура его поведения, как основа коммуникации и межличностного общения. В теории Берна игра предстает на двух уровнях: игра как интерсубъективность, интегральный аналог образа жизни и образа действия; игра как психоаналитический инструментарий, способ и метод «вытаскивания» подсознательного и, следовательно, лечебное средство. В этом качестве психоаналитическая игра - аналог деловым играм и инструмент группового психоанализа. «Следует вспомнить, - указывает Э. Берн, - что понятие игры является научным. Игра - не просто привычка, поведение или реакция, но специфическая последовательность операций, на каждую из которых ожидается специфический ответ: первый ход (или удар) - ответ; второй ход - ответ; третий ход - ответ; шах и мат»Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия,СПб., 1992, с. 200. Первый из указанных нами уровней игры Берн кладет в основу своей концепции жизненных сценариев и трансакционного (в некоторых изданиях -- трансактного) анализа. Второй - в практику диагностики и психотерапии, осуществляемых при индивидуальном или групповом психоанализе, в учебных сценариях и на занятиях по психотренингу. Берновская теория игры принципиально отличается от традиционно-локального понимания игры как частного рода деятельности. Игра - не упражнение и не эксперимент, не просто защитный механизм, используемый от случая к случаю. Игра - образ жизни, скрывающийся в других формах жизнедеятельности личности. Каждый человек, как, демонстрирует Берн, играет постоянно, в подавляющих случаях -- бессознательно, реализуя свое представление о себе, об окружающих, о целях и смыслах существования. Берн отказывается от традиционного представления об игре как деятельности ради пользы или удовольствия. Мотивы игры гораздо глубже, а исход трагичнее. Игра может явиться человеческой драмой с фатальным исходом, разрушить личность, принести несчастье близким, представлять

общественную  опасность; в конце концов даже война  в контексте предложений трактовки  игры -- зловещая, но тоже игра. Таким  образом, игра - форма реализации жизненного сценария, а сценарий - постепенное развертывание жизненного плана, который формируется в раннем детстве, прежде всего под влиянием родителей, хотя и не только. Сценарный анализ - способ понять игру, которую ведет тот или иной человек в тот или иной период его жизни. Цель концепции Берна: понять игру, в которую играешь, ее скрытые мотивы и возможные последствия для субъекта и его окружения означает демистифицировать личную жизнь, а то и разрушить свой привычный, комфортный внутренний образ. Не случайно Берн утверждает, что конечная цель его теоретической концепции и психоаналитической игровой практики - научить человека меньше играть; искать подлинную искренность, человеческую близость, взаимопонимание.

Большое количество исследований связано с  анализом возможностей, использовать игру для понимания ребенка, для его обучения, адаптации, терапии. В некоторых работах предпринята попытка теоретического анализа игры. Ребенок использует игру для того, пишет Эриксон, «чтобы компенсировать неудачи, страдания и фрустрации, особенно те, которые связаны с технически и культурно ограниченным использованием языка» Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. - Изд. 2-е, СПб., 1996..

Игра  важна для ребенка потому, что  дает ему возможность выражения  чувств и влечений, которые не находят  выражения вне игры. Это связано, во-первых, с тем, что ребенок может выражать в игре любые чувства, не боясь греха или опасности, которые связны с выражением этих чувств вне игры, и, во-вторых, с тем, что игра дает богатые невербальные средства выражения, более близкие и естественные ребенку, чем речь. Игра - естественный язык детей. Ребенок сам придает своей игре значение. Особую ценность для ребенка в этом плане представляет драматическая, или ролевая игра: Эриксон указывает, что такая игра -- самая естественная аутотерапевтическая мера для ребенка. При помощи игры он разрешает свои внутренние конфликты.

В советской психологии игра исследуется  с 30-х годов, причем психологи пытались понять детскую игру, основываясь  на «особенностях взаимоотношения  индивида со средой»Басов М.Я. Общие  основы педологии, М.-Л., 1931.. М.Я.Басов, анализируя объективные условия существования ребенка, указывает, что для них характерно отсутствие у ребенка обязанностей, так как его существование обеспечивается родителями. Это приводит к свободе во взаимоотношении со средой. Свобода эта и определяет главную особенность игры.

П.П. Блонский, считая игру «основным  видом активности дошкольника, в  процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни» Блонский П.П. Педология. М., 1999., вместе с тем считал, что термином «игра» объединяются самые разные виды деятельности:

мнимые игры,

строительные игры,

подражательные игры,

драматизация,

подвижные,

интеллектуальные.

Проблему создания теории детской  игры впервые поставил в нашей  психологии Л.С.Выготский. «Игра есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов»Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, N6.. Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В качестве центрального момента игры Выготский выделяет мнимую ситуацию. Эта мнимость и определяет сознание играющего ребенка.

В последние годы проводят исследования игры, связанные с ее педагогическим использованием. Сама игра понимается как «организуемая взрослым форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе» Карпова C.H., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986. В исследовании С.Н.Карповой и Л.Г.Лысюк рассматривается влияние игры на нравственное развитие ребенка. Игра, с точки зрения авторов, существенна для нравственного развития потому, что в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения, и, потому, что в игре ребенок усваивает нравственные отношения, существующие в обществе.

С точки зрения Карповой и Лысюк  подлинное присвоение нравственных отношений в сюжетно - ролевых  отношениях невозможно.

Чтобы нравственное содержание действительно  стало руководством в поведении  ребенка, оно должно быть включено в  выполнение реальных задач, в решении  которых ребенок будет действовать  от своего имени, а не с позиции, которую  он выполняет в игре. В связи с этим авторы формируют гипотезу о различном влиянии двух планов игры на нравственное развитие дошкольника: «Сюжетно - ролевые отношения преимущественно определяют развитие у дошкольника умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения по поводу игры преимущественно способствуют присвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов». Освоение исследований, связанных с понятием игры, дает возможность сформулировать ряд характеризующих ее положений. Они таковы:

- игра выступает как самоценная и самостоятельная деятельность, в которой важен сам процесс, а не результат;

- игра является свободной деятельностью, которая не детерминирована настоятельными практическими потребностями и не может быть механически навязана извне чужой волей;

- игра -- это удвоение реальности, создание «параллельного мира», взаимоналожение настоящей и воображаемой действительности;

- игра выступает в качестве активной формы моделирования реальных жизненных ситуаций, но, поскольку игровой мир виртуален, эти ситуации легко варьируются в игре, в том числе, могут быть разыграны при фантастическом изменении основных параметров реальности.

Информация о работе Игры как средства развития творческих способностей человека