Развитие потенциальных творческих способностей на уроках и в неурочное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:39, доклад

Краткое описание

Говоря о развитии творческих способностей детей, надо сказать о том, что большую часть времени необходимо отдать на занятия детей во внеурочное время (посещение кружков от ДДТ, предметных кружков, секций и др. внешкольных мероприятий).
Дети, живущие в городе, имеют больше возможности в выборе занятия по интересам, чем дети, проживающие в сельской местности, у которых выбор намного меньше.

Файлы: 1 файл

Развитие потенциальных творческих способностей.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Развитие потенциальных творческих способностей 
детей на уроках и во внеурочное время. 
(Из опыта работы)

Выступление на МО 
учителей начальных классов 
Г.Н.Миколенко

Способы работы по развитию творческих способностей детей: 
а) во внеурочное время

Говоря о развитии творческих способностей детей, надо сказать о том, что большую часть времени необходимо отдать на занятия детей во внеурочное время (посещение кружков от ДДТ, предметных кружков, секций и др. внешкольных мероприятий). 
Дети, живущие в городе, имеют больше возможности в выборе занятия по интересам, чем дети, проживающие в сельской местности, у которых выбор намного меньше. Однако, если подходить к проблеме творчески, то можно и в сложной ситуации выбора найти выход. Как эту проблему решала я? 
В этом учебном году я являюсь классным руководителем 4-го класса. Начиная с 1-го класса, старалась привить детям разносторонние интересы, попробовать себя в различных сферах деятельности. Помогло и то, что дети были заинтересованы в этом. Так, на базе класса был организован кружок по ИЗО, руководителем которого стала преподаватель изобразительного искусства С.В.Яковлева. После этих занятий дети не боятся выполнять рисунки не только на уроках ИЗО, но и на других уроках и во внеурочное время. Являются активными участниками различных конкурсов рисунков. Многие рисунки отправлены в г.Псков, на выставку. Во внутришкольном конкурсе «Украсим школьную столовую» победили дети моего класса. И теперь их рисунки украшают обеденный зал. 
Во 2-ом и 3-ем классе дети посещали кружок от ДДТ при ДК деревни «Твой досуг», которым руководил С.В.Тепикин. Из детей моего класса был организован хор. Дети выступали на всех школьных мероприятиях, выступали в ДК на праздниках, выезжали с выступлениями в другие деревни, в п.Палкино. Теперь дети легко могут выступать на сцене. На уроках чтения являются инициаторами инсценирования отрывков. Посещают детский сад с выступлениями, с инсценированиями сказок. Продолжают выступление на школьных мероприятиях. 
В этом учебном году дети стали посещать кружок от ДДТ «Умелые руки», которым руководит А.Н.Низова. Много полезных вещей сделали дети своими руками. Дети выполняют сувениры для себя, в подарок друзьям и родным, для общешкольных мероприятий. Их работами украшен стенд в школе. Кружок посещают все девочки класса и несколько мальчиков. Хотя мальчики больше увлечены спортивной секцией, на которой дают высокие спортивные результаты. 
Кроме того, используя индивидуальный подход к детям, не могла не заметить склонность одной из учениц (Ефимовой К.) к сочинению стихотворений. Катя участвовала в школьном конкурсе стихов и теперь ее стихотворение находится на стенде «Дорога к Парнасу». 
Двое ребят посещают музыкальную школу в п.Палкино и играют на баяне. Выступают на школьных мероприятиях. На следующий год еще два человека изъявили желание посещать музыкальную школу. 
Таким образом, при хорошей организации досуга детей можно найти возможность в реализации творческих способностей детей. Это зависит в большей части от творческого подхода к решению проблемы классным руководителем.

б) на уроке

Во время работы на уроках использую различные приемы для того, чтобы дети могли проявить свои творческие способности, развить  их и удовлетворить интерес в  творческой деятельности. Перечислю  некоторые из них: 
. Интеграция содержания обучения обусловливает создание максимально эффективных условий для развития творческого потенциала. 
 
Следовательно, если учение ориентирует младшего школьника на непрерывный творческий процесс, то учебная деятельность становится процессом его творческой самореализации, саморазвития, где творчество выступает как «усиление себя». В рамках решения поставленных задач педагогическая практика столкнулась с необходимостью разработки новых методов и средств. Одним из таких методологических новшеств явилось создание концепции о возможности развития творческого потенциала в условиях интегрированного обучения. 
Интегрирую различные предметы. Чаще всего с «Окружающим миром», т.к. дети имеют пробелы в этой сфере. 
 
. Организация взаимодействия с учащимися на принципах личностно-ориентированного образования. 
 
. Осуществление индивидуального подхода в развитии деятельности и творческого потенциала личности ребенка. 
 
. Предмет «Ручное творчество» удовлетворяет главную потребность ребенка – потребность в движении. Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка активной физической деятельностью, снизить утомляемость в процессе обучения. 
 
Труд как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: органы чувств, мозг, моторика. Процесс изготовления вещи, кроме «схватывания» предмета и изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом, их корректировку. По мнению физиологов, наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием. 
Уроки трудового обучения уникальны по своим возможностям. Они аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира. Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка. 
 
. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроках при изучении определенной темы. 
Элементы игры часто присутствуют на уроке. Дети любого возраста с удовольствием играют, участвуют в интеллектуальных соревнованиях. 
 
. Написание сочинений, изложений творческого характера. Особо хочу уделить внимание написанию сочинений по картине. Из программы этот вид сочинений практически исключен. Что считаю неправильным и работу активно продолжаю. Такая работа дает удивительные результаты. Дети учатся думать, анализировать, высказывать свое мнение.

Выводы.

В последнее  десятилетие необходимость развития творческого потенциала подрастающего  поколения признают многие педагоги. Но, к сожалению, отмечается недостаточная  раелизация данной задачи в педагогической практике. 
По утверждению Ю.Б.Гатанова, существует три основных причины этого положения: 
- Отсутствие единства научных мнений и теоретических позиций в вопросе о сущности творчества и его признаков отличия от интеллекта (существует более ста определений творчества, порою противоречащих друг другу). 
 
- Отсутствие систематических учебных программ и пособий, ограниченных для образовательного процесса и ориентирующих педагога на развитие способности учащихся к творчеству. 
 
- Неподготовленность педагогов к решению задач творчества может приводить к задержке развития творческого потенциала младших школьников или к дискриминации тех учащихся, которые проявляют творчество в своих действиях и поведении. 
 
Все вышеперечисленное может быть реализовано при условии отношения учителя к ребенку как равному участнику учебного процесса: принятие любых высказанных учеником предложений, совместное обсуждение проблемы, поощрение творческого поиска. Только тогда уроки будут оказывать действенную помощь в формировании основ творческих способностей детей, в развитии интеллекта, мастерства ребенка. 
Классному руководителю надо быть очень внимательным к своим подопечным. Выявлять и поддерживать интерес ребенка на ранней стадии развития, помочь найти способ реализовать и развить свои возникшие творческие желания и потребности. 
 

Информация о работе Развитие потенциальных творческих способностей на уроках и в неурочное время