Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………………………8
1.3.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………….....................10
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...19
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов на констатирующем этапе………………………………………………………………………………19
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей
у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………
1.3.Психолого-педагогические условия
развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения……………...................
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов
на констатирующем этапе…………………………………………………………………
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в конструктивной деятельности» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день и выбрана мной не случайно. Она актуальна потому, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Венгер Н.Ю., Березиной В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю., ., Шустерман З.Г., Вдовиной В.В. и других.
Объект исследования – творческие способности детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования – развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в конструктивной деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Гипотеза: Возраст детей 5-6 лет оптимален для развития творческих способностей личности.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
Методы исследования: эмпирическое, сравнительно-сопоставительное, наблюдение.
База исследования: МБДОУ № 83 «Ручеек» и МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» г. Чебоксары.
В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет
Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения” (Томас Эдисон, изобретатель).
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?
Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.
Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Венгер Н.Ю., Березиной В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю., ., Шустерман З.Г., Вдовиной В.В. и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1.Каждая игра представляет собой набор задач.
2.Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5.Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6.Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
-развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
-задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
-творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Проблема исследования и компенсации
нарушений зрительного восприятия детей-инвалидов
по зрению чрезвычайно актуальна и занимает
особое место в сфере их медико-психолого-
По данным Всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения. В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05–0,1) и частично видящих (острота зрения 0,01–0,04). Среди детей, которые относятся к социальной категории слепых, 77% имеют резидуальное зрение. Компенсация нарушений зрительного восприятия у этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих.
Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов. Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие творческих процессов, что существенно ограничивало естественную социализацию детей.
Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им (Б.Г. Ананьев, Дж. Гибсон и др.).
Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.
Наш многолетний опыт исследований детей с нарушениями зрения показал, что у них характеристики состояния зрительной системы и восприятия могут различаться в широких пределах. Это зависит от структуры и тяжести первичного сенсорного дефекта, длительности депривации, состояния центральной нервной системы (ЦНС), соотношения уровней интеллектуального и эмоционального развития, личностных качеств, степени педагогической запущенности.
У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование творческих процессов и личности ребенка. Взаимодействие органического фактора, связанного с первичным соматическим дефектом, и депривационного фактора определяет в каждом конкретном случае сложную клиническую картину заболевания зрительной системы, а также разнообразные отклонения от нормы свойств зрительного восприятия и других психических процессов.
В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста. В результате в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии. В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы, направленной на преодоление последствий депривации в дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Для научно обоснованного определения задач, содержания, объема и методов коррекционной работы требуются сведения о психологических особенностях восприятия при глубоких нарушениях зрения.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения