Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………………………8
1.3.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………….....................10
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...19
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов на констатирующем этапе………………………………………………………………………………19
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43
Упражнения в упорах «Утята» (2,5 минуты) [23].
Звучит «Танец маленьких утят». «Моем клювики».
И.п. - стойка на коленях, руки на поясе. 1- сесть на пятки, подбородок опустить на грудь; 2 - и.п. (8 раз).
«Посмотрим на хвостик».
И.п. - то же. 1 - прогнуться в спине, повернуть голову направо; 2 - и.п.; 3 -прогнуться в спине, повернуть голову налево; 4 - и.п. (4 раза).
«Расправь крылышки».
И.п. - сидя на пятках, кисти рук у плеч. 1 — встать на колени, повернуться вправо, локти поднять; 2 — и.п. 3-4 - то же влево (4 раза).
«Покажи лапки».
И.п. - стоя па четвереньках. 1 - мах прямой правой ногой вправо; 2 - и.п.; 3—4 -то же выполнить левой ногой (4раза).
«Достань червячка».
И.п. - упор присев. 1-6 - переступание руками вперед до упора лежа; 7-8 -лежа на животе, поочередно согнуть левую и правую ноги в коленях; 9-14 - переступание руками назад до и.о.; 15- 16 -вращать коленями из стороны в сторону (2 раза).
«Ныряем» (ладони от пола не отрывать, ноги вместе).
И п. - то же. 1- прыжком встать на носки, вытянув ноги назад, руки прямые; 2 — и.п. (8раз).
«Плаваем» (поворачивать голову в сторону отведенной назад руки).
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - наклониться, вытянуть правую руку вперед, ладонь на полу, левую руку отвести назад - вверх; 2 - и.п.; 3 - наклониться, вытянуть левую руку вперед, правую отнести назад; 4 - ил. (4 раза).
4. Упражнения
и танцы на развитие
Массовые танцы – игры: «Скок, скок, сапожок», «Кружилась карусель».
Танцевальная игра «Скок, скок, сапожок».
Игра сопровождается куплетом: «Скачут по дорожке красные сапожки. Это не сапожки, Ванечкины ножки». Педагог в тексте постоянно меняет слова: синие сапожки, серые, белые и т. д. Имена детей также меняются; в зависимости от этого в круг выходят разные дети и внутри его исполняют подскоки. Перед началом танца звучат слова:
«Скок, скок, сапожок, выходи-ка на лужок.
То прыжком, то бочком, топай, топай, каблучком».
Дети выстраиваются в общий круг вместе с преподавателем.
1—8 такты: Дети, взявшись за руки, продвигаются подскоками по кругу против хода часовой стрелки. Звучит текст песенки.
9—16 такты: В круг выходит
вызванный ребенок и танцует
внутри круга; по окончании музыки
вновь становится на свое
Танец может повторяться до 5 раз. В завершение его, педагог пропевает слова: «Это не сапожки, а деточкины ножки». И все участники исполняют подскоки или кружась, или в парах, или меняя направление круга.
Массовый танец – игра «Кружилась карусель». Цель: учит детей импровизировать, подражая различным животным.
Дети становятся в круг вместе с педагогом, взявшись за руки двигаются простым шагом против хода часовой стрелки.
1—8 такты: Дети двигаются по кругу под песню:
Закружилась карусель,
Заиграй, шарманка.
Ты - медведь, а я — газель,
А я — обезьянка!
9—16 такты: Продолжая движение по кругу, дети имитируют движения медведя, широко разводя руки в стороны и переваливаясь с ноги на ногу.
1—8 такты. Меняется характер
музыки и дети изображают
9—16 такты. Дети двигаются подскоками, передразнивая обезьян.
1—8 такты. Вновь звучит текст песни:
А за ними серый кот,
Носорог рогатый.
Толстокожий бегемот,
Серый волк горбатый.
Во время исполнения песни дети вновь берутся за руки и простым шагом двигаются по кругу.
9—16 такты: Дети изображают котят с коготками и мягкими движениями.
1—8 такты: Участники карусели превращаются в носорога, правую руку поднимают ко лбу, пальцы раскрыты. Тяжело бегут по кругу. Музыкальный темп убыстряется.
9—16 такты: Так же изображают неуклюжего бегемота, внося различные акценты в повадки животного.
I—8 такты: Серый волк горбатый может медленно красться, высматривая себе добычу, движения осторожные, мимика лица страшная, злая, подтверждает движения тела и ног.
9—16 такты: Звучит текст песни:
Закружилась лиса,
Белка проскакала.
Наша песня хороша,
Все начнем сначала!
Карусель движется по кругу.
1—8 такты: Лиса кружится, играя хвостом, любуясь собой, красуясь.
9—16 такты: Белочка быстрым
бегом или перескоками
1—8 такты: Финал танца-игры:
дети берутся за руки и все
вместе исполняют первый
Танец – игра «Закружилась карусель» учит детей импровизировать, подражая различным животным. В музыке, после запева, должны звучать интонации того или иного персонажа, тяжелого или лёгкого на поступь.
Массовый парный танец «Кузнечики», исполняющийся в кругу или в линиях. Прыжки на присогнутых коленях, чуть отведённые назад локти имитируют движения кузнечика. Танец сопровождается песенкой про кузнечика из мультфильма «Незнайка и его друзья».
Парный танец «Топ и хлоп», в основе которого лежит ритмическое сочетание хлопков и ударов стопой об пол. Танец сопровождается песенкой.
Весёлый парный танец «Скакалка», когда дети держат в руках воображаемую скакалку и имитируют движения перескоков через неё, используя различные варианты.
Парный танец «Гуси – гуси», изображающий двух весёлых гусей. Дети, играя и изображая повадки птиц, вытягивают шей, моют в луже лапки, любуются перышками, с которых постоянно стряхивают водичку.
Игровой хоровод «Как у нас в Сибири». Цель: развивает навыки общения среди детей, музыкальный ритм, ориентацию в пространстве, а также умение импровизировать и фантазию.
В танце происходит постоянная смена солирующих пар. Дети, танцуя и аккомпанируя солирующим парам, ожидают своего выбора и стараются как можно красивее и лучше показать себя. Музыкальное сопровождение состоит из двух тем, разных по темпу и характеру, но объединенных одной сюжетной линией. Все участники игры, танцуя, поют. Исполняется 1-я часть музыкального сопровождения.
1—8 такт: Дети двигаются по кругу против хода часовой стрелки, взявшись за руки, простым шагом, на каждую четверть такта, поют:
Как у нас в Сибири
Разговоры были.
Как у нас в Сибири
Разговоры были.
9—16 такты: Остановившись, исполняют притопы на месте, подпевая:
Вот так, тра-ля-ля,
Разговоры были.
Вот так, тра-ля-ля,
Разговоры были.
1—8 такты: Участники хоровода двигаются в обратную сторону простым шагом (по ходу часовой стрелки), поют:
Про козла с козою
Песню сочинили.
Про козла с козою
Песню сочинили.
9—16 такты: Остановившись, вновь исполняют тройные притопы на месте, подпевая:
Вот так, тра-ля-ля,
Песню сочинили.
Вот так, тра-ля-ля,
Песню сочинили.
Исполняется 2-я часть музыкального сопровождения.
1—8 такты: Дети двигаются
по кругу против часовой
Пошел козел по лесу,
По лесу, по лесу.
Нашел козел принцессу,
Принцессу, принцессу.
Мальчик приглашает партнершу на танец, выводит ее в центр круга.
9—16 такты: Мальчик и девочка в центре исполняют движения, взявшись за руки: четыре прыжка, восемь раз бег на месте, хлопки и притопы, подтверждая движения текстом песенного куплета:
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
17—24 такты: Теперь давай похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Дети исполняют те же движения, что и солисты. На последний такт мальчик становится на свое место в хоровод, девочка остается в центре круга
1—8 такта: Дети берутся за руки и двигаются по кругу, напевая:
Пошла коза но лугу,
По лугу, но лугу.
Нашла себе там друга,
Там друга, там друга.
Девочка обходит круг и выбирает себе нового партнера, приглашая его на танец, выводит в центр круга.
9—24 такты: Повторяются движения солирующей первой пары тот же текст песни, куплета, припева.
Танец может исполняться три-четыре раза и закончиться общим массовым плясом.
Танцевальная игра «Путешествие снежинки».
Цель: развивает артистические способности, раскрывает индивидуальные черты характера и творческую инициативу детей 5-6 лет.
Педагог. На далеком Севере, среди льдов и снегов жила-была Снежинка. Жила она со своими родителями - мамой Водой и папой Льдом. Была эта Снежинка очень красивая, хрупкая, легкая, как пушинка (Дети изображают красивую снежинку). Часто со своими подружками летала, кружилась Снежинка по северу и радовалась. (Дети под музыку двигаются: кружатся и летают, как снежинка). Но однажды налетел сильный ветер и отнес её далеко от дома. ( Передают образ сильного ветра и полет снежинки). И вот попала Снежинка в лес. Встретился ей Зайка, поймал он Снежинку на ладошку. Подружились Зайка и Снежинка, вместе они радовались, веселились. (Дети изображают зайку, показывают радость). Но вот пришло время расставаться.… Полетела Снежинка дальше (дети изображают полет снежинки). Встретилась на пути Снежинки Лиса. Лиса очень обрадовалась Снежинке, махнула ей хвостиком. ( Дети передают образ лисы). Вместе танцевали и кружились Лиса и Снежинка, им хорошо, весело было вместе. (Дети придумывают и изображают танец лисы и снежинки). Но Снежинке пора возвращаться домой, а то мама и папа будут волноваться. Попрощалась Снежинка с Лисой и полетела.…А вскоре и домой прилетела. Мама, папа и подружки очень обрадовались возвращению Снежинки!
Игровая ситуация «Подснежник».
Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ.
Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.
Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон.
Используется запись из альбома “Времена года” П.И. Чайковского.
Мини – этюд «Березка». Используется музыкальное произведение «Березка» Е. Тиличеевой. Цель: развивает у детей гибкость и пластичность тела, эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение.
Педагог. Наконец после долгой, холодной зимы наступила теплая весна. Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились они, но согласились. Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.
Этюд «Сороконожка». Цель:
развивает художественно-
Дети придумывают необычные шаги под музыку (3 варианта). Становятся друг за другом в колонну – сороконожку. Первый человек – голова, начинает двигаться своим шагом, остальные повторяют и продвигаются за ним, затем он перебегает в хвост и второй начинает двигаться по-своему, все остальные уже повторяют за вторым, не прерывая движения. Дети придумывают необычные шаги и слова под музыку. Голова произносит: «голова да ножки у сороконожки, только и умеет топать по дорожке». Остальные дети повторяют его движения и продвигаются за ним. Последний ребенок произносит: «Что же вы сидите. Хлопайте в ладошки, вы же не видали такой сороконожки». Все вместе дети хлопают.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения