Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………………………8
1.3.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………….....................10
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...19
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов на констатирующем этапе………………………………………………………………………………19
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43
Приложение 3.
Содержание программы
1. Элементы музыкальной грамоты в передачи движениями.
Теория.
Беседы об искусстве. Музыкальная грамота. Характер музыки. Темп: быстро, медленно, умеренно. Прослушивание и просмотр видео записей.
Практика.
Ритмические упражнения с музыкальным заданием (простой ход, бег на полупальцах). Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении по точкам зала 1-8.
Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроение из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца». Построение и перестроение. Точки зала.
Музыкально-игровые упражнения:
А) «Угадай-ка». Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры: птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик. А теперь поиграем в «Угадай мелодию».
Б) «Тик-так». Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли. Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.
В) «Повторяй-ка». Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.
Г) «Поиграем в тишину». Что такое пауза и как её просчитать.
Д) «Слушаем и рассказываем». Слушаем Вальс Е. Доги к кинофильму « Мой нежный и ласковый зверь». Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор? Анализируем музыкальное произведение. Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце).
Е) «Маленькие фантазии». Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер 3/4.
Стихотворение с движениями:
Ветер дует нам в лицо, |
машем руками по направлению «к себе», как веером |
Закачалось деревцо. |
руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону |
Ветерок все тише, тише |
плавные движения руками вперед – вверх – вниз |
Мы присядем ниже, ниже. |
приседаем |
2. Связь музыки и движения на примерах игровых этюдов, образов.
Практические занятия на разучивание ритмических разминок.
Цель: выполняя ритмические разминки, дети начинают понимать, что такое подтянутый корпус, правильное положение рук, плеч, внимательно слушают музыку, согласовывая с ней свои движения.
Ритмическая разминка «Колобок» [2].
Работая с небольшим мячом, дети имитируют движения колобка. Все их действия подтверждаются речью, то есть песенкой, которую дети исполняют вместе с педагогом, привыкая к характеру музыки, ее темпу и ритму. Для удобства разбора по записи музыкальное сопровождение разделено по 16 тактов. После входа в зал дети выстраиваются в четыре линии лицом к преподавателю. Так, например, на музыкальное вступление к песенке «Колобок» дети соединяют у себя за спиной руки, в которых держат небольшой мяч. Позиция ног шестая.
1—4 такты: дети поют и
одновременно выполняют
Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
На каждую четверть музыкального такта наклоняют голову направо-налево и т. д. 5—8 такты:
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Вместе с приседанием открывают из-за спины сначала правую, затем левую руку. Мяч — колобок переходит за спиной из правой руки в левую. Движение исполняется четыре раза на каждый такт музыкального сопровождения.
9—12 такты:
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Дети, одновременно с неглубокими приседаниями по 6-й позиции, катают ладошками колобки по корпусу сверху вниз, от груди до колен. Движение исполняется четыре раза, на каждый такт музыкального сопровождения.
13—16 такты:
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Дети вытягивают руки с колобком вперед, чуть вправо. Катают его между ладошками. Правая рука находится сверху левой. Обе руки с колобком переводятся влево впереди корпуса.
1—4 такты:
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
Дети сгибают руки в локтях, прижимают колобок к груди, вновь выпрямляют руки в направлении направо от себя. Движение исполняется 4 раза. Направления движения рук постоянно меняются.
5—8 такты:
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
Четыре раза, на каждый такт музыкального сопровождения, дети подбрасывают обеими руками мяч — колобок вверх, ловят его и опускают на пол перед собой.
9—12 такты:
Мышка по лесу бежала,
Колобочек увидала.
Лежащий на полу мяч — колобок дети обегают по кружочкам в направлении хода часовой стрелки.
1—16 такты:
Ах, как пахнет колобочек,
Дайте мышке хоть кусочек!
Дети берут в руки колобок, подносят к носу и выпрямляют руки вперед. Движение исполняют дважды.
1—4 такты:
С колобком забот немало,
Скачет, глупый, где попало.
Дети садятся на пол, ноги в 6-й позиции, колени вытянуты. Руки над головой держат мяч — колобок. Он внизу передается из правой руки в левую, когда выполняется взмах вверх правой ногой, затем из левой в правую руку под левой ногой. Движение исполняется четыре раза. Мяч постоянно описывает круг, проходит под ногой и возвращается наверх. Обе вытянутые руки фиксируют его положение наверху.
5—8 такты:
Может в лес он укатиться,
Может съесть его лисица.
Дети обеими ладошками прокатывают дважды мяч - колобок от груди по всему корпусу, по ногам до кончиков пальцев вытянутых стоп и обратно. Корпус, следуя за мячом, сгибается в пояснице пополам. На следующую четверть восьмого такта дети встают с пола. Ноги ставят во 2-ю позицию. Руки, держащие колобок, поднимаются наверх в 3-ю позицию.
9—10 такты:
Лучше взять наш колобочек,
И запрятать под замочек.
На каждый такт музыкального сопровождения дети опускают мяч-колобок вниз, затем снова поднимают наверх. Корпус вместе с руками резко наклоняется вперед и выпрямляется. Движение исполняется четыре раза. На последнюю четверть двенадцатого такта дети кладут колобок на пол между стопами ног и зажимают его.
13—16 такты:
И тогда из-под замочка
Не украсть ей колобочка.
Дети выполняют прыжки вместе с зажатым между стопами колобком. Прыжки исполняются восемь раз на каждую четверть такта музыкального сопровождения; руки находятся на талии.
В данной танцевальной игре дошкольники овладевают простейшими навыками координации движений, формируется умение использовать пространственный рисунок, вырабатывается индивидуальная манера исполнения, развивается музыкальность.
Этюд «Ветерок».
Этюд «Винни-Пух с Пяточком в гости к Кролику идет».
Игровая ситуация: Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают.
Его музыкально-пластические действия:
— посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);
— посмотрели влево, вернулись в исходное положение;
— никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны), на лице – недоумение (брови приподняты, губы опущены вниз).
От расстройства «плачем», прикрыв лицо ладонями (пальцы слегка разводим). Делая вид, что плачем, качаемся из стороны в сторону, затем сверху вниз и громко «рыдаем». Затем разводим руки в стороны перед собой (как бы общаясь со зрителями). «Не верите? Да вы присмотритесь, у меня текут слезы!» Для этого поднимаем указательный палец правой руки (остальные пальцы собраны в кулак), наклоняем голову то вправо, то влево, одновременно показываем «слезную дорожку», проводя пальцем от края глаза к губам. Собираем слезы сначала в левую ладошку, затем в правую — получаются две горстки «слез», даже боимся их расплескать. Но взмахом обеих рук мы изображаем капли дождя, разбрызгивая «слезы» (активно шевелим кистями поднятых рук), и в конце этюда подставляем стопы «дождю», размахивая руками и ногами.
Этюды «Истуканчики», «Скачут по дорожке».
Упражнение «Поработаем» [21].
Дети сидят на стульях, поют с педагогом песню «Ах вы, сени». Затем руководитель приглашает их к столу. Двое детей встают лицом к столу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, остальные — занимают свободные места на противоположной стороне у стола. Педагог кладет на стол по четыре кубика слева от каждого из двоих детей.
«Сейчас вы будете работать, - говорит музыкальный руководитель, - нужно аккуратно переложить кубики с левой стороны на правую».
На счет «один, дна, три, четыре» дети правой рукой поднимают по одному кубику и перекладывают их на правую сторону.
«Хорошо, - говорит педагог, - а теперь переложите кубики с правой стороны на левую».
Дети повторяют движение левой рукой.
«Теперь, чтобы было веселее, будем работать с пением», - предлагает музыкальный руководитель.
Движения повторяются с пением. На первую часть музыки (А) с затакта дети берут кубик правой рукой и перекладывают его с левой стороны на правую (четыре раза), подчеркивая акцент словом, а также касаясь кубиком стола на первую ноту каждого такта.
На вторую часть песни (Б) кубики перекладывают левой рукой с правой стороны на левую - и так же с акцентами в песне и движении руки. Под второй куплет все движения повторяются.
Упражнение проводится не более трех-четырех раз. Поднимать кубик нужно плавно, спокойно, опускать - акцентируя начало такта.
Игровая ситуация «Капельки».
Используется музыкальное произведение «Лирический танец» Поль Мориа.
Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза — «спят».
Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.
Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.
Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.
Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.
День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.
А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки.
Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.
3. Упражнения
и этюды на развитие
Упражнения «Петрушки», «Гусеница», «Кошка лезет под забор», «Паровозик».
Этюды «По кружочку мы пойдём», «Карусель».
Упражнения «Куклы деревянные и тряпичные», «Колка дров».
Упражнения «Растягиваем резинку», «»Ветерок и ветер», «»На речке», «Фонарики», «Самоварчик».
Упражнения «Гладить кошку», «Кошка выпустила когти», «Паровозик», «Спать хочется».
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения