Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………………………8
1.3.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………….....................10
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...19
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов на констатирующем этапе………………………………………………………………………………19
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.docx

— 248.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Приложение 3.

Содержание   программы

 

1. Элементы музыкальной грамоты в передачи движениями.

Теория.

Беседы об искусстве. Музыкальная грамота. Характер музыки. Темп: быстро, медленно, умеренно. Прослушивание и просмотр видео записей.

Практика.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием (простой ход, бег на полупальцах). Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении по точкам зала 1-8.

Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроение из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца». Построение и перестроение. Точки зала.

Музыкально-игровые упражнения:

А) «Угадай-ка». Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры: птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик. А теперь поиграем в «Угадай мелодию».

Б) «Тик-так». Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли. Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

В) «Повторяй-ка». Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.

Г) «Поиграем в тишину». Что такое пауза и как её просчитать.

Д) «Слушаем и рассказываем». Слушаем Вальс Е. Доги к кинофильму « Мой нежный и ласковый зверь». Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор? Анализируем музыкальное произведение. Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце).

Е) «Маленькие фантазии». Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер 3/4.

Стихотворение с движениями:

Ветер дует нам в лицо,

машем руками по направлению «к себе», как веером

Закачалось деревцо.

руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону

Ветерок все тише, тише

плавные движения руками вперед – вверх – вниз

Мы присядем ниже, ниже.

приседаем


 

2. Связь  музыки и движения на примерах  игровых этюдов, образов.

Практические занятия на разучивание ритмических разминок.

Цель: выполняя ритмические разминки, дети начинают понимать, что такое подтянутый корпус, правильное положение рук, плеч, внимательно слушают музыку, согласовывая с ней свои движения.

 Ритмическая разминка  «Колобок» [2].

Работая с небольшим мячом, дети имитируют движения колобка. Все их действия подтверждаются речью, то есть песенкой, которую дети исполняют вместе с педагогом, привыкая к характеру музыки, ее темпу и ритму. Для удобства разбора по записи музыкальное сопровождение разделено по 16 тактов. После входа в зал дети выстраиваются в четыре линии лицом к преподавателю. Так, например, на музыкальное вступление к песенке «Колобок» дети соединяют у себя за спиной руки, в которых держат небольшой мяч. Позиция ног шестая.

1—4 такты: дети поют и  одновременно выполняют действия:

Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

На каждую четверть музыкального такта наклоняют голову направо-налево и т. д. 5—8 такты:

И любили очень-очень

На сметане колобки.

Вместе с приседанием открывают из-за спины сначала правую, затем левую руку. Мяч — колобок переходит за спиной из правой руки в левую. Движение исполняется четыре раза на каждый такт музыкального сопровождения.

9—12 такты:

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

Дети, одновременно с неглубокими приседаниями по 6-й позиции, катают ладошками колобки по корпусу сверху вниз, от груди до колен. Движение исполняется четыре раза, на каждый такт музыкального сопровождения.

13—16 такты:

Ну, а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

Дети вытягивают руки с колобком вперед, чуть вправо. Катают его между ладошками. Правая рука находится сверху левой. Обе руки с колобком переводятся влево впереди корпуса.

1—4 такты:

Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

Дети сгибают руки в локтях, прижимают колобок к груди, вновь выпрямляют руки в направлении направо от себя. Движение исполняется 4 раза. Направления движения рук постоянно меняются.

5—8 такты:

Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

Четыре раза, на каждый такт музыкального сопровождения, дети подбрасывают обеими руками мяч — колобок вверх, ловят его и опускают на пол перед собой.

9—12 такты:

Мышка по лесу бежала,

Колобочек увидала.

Лежащий на полу мяч — колобок дети обегают по кружочкам в направлении хода часовой стрелки.

1—16 такты:

Ах, как пахнет колобочек,

Дайте мышке хоть кусочек!

Дети берут в руки колобок, подносят к носу и выпрямляют руки вперед. Движение исполняют дважды.

1—4 такты:

С колобком забот немало,

Скачет, глупый, где попало.

Дети садятся на пол, ноги в 6-й позиции, колени вытянуты. Руки над головой держат мяч — колобок. Он внизу передается из правой руки в левую, когда выполняется взмах вверх правой ногой, затем из левой в правую руку под левой ногой. Движение исполняется четыре раза. Мяч постоянно описывает круг, проходит под ногой и возвращается наверх. Обе вытянутые руки фиксируют его положение наверху.

5—8 такты:

Может в лес он укатиться,

Может съесть его лисица.

Дети обеими ладошками прокатывают дважды мяч - колобок от груди по всему корпусу, по ногам до кончиков пальцев вытянутых стоп и обратно. Корпус, следуя за мячом, сгибается в пояснице пополам. На следующую четверть восьмого такта дети встают с пола. Ноги ставят во 2-ю позицию. Руки, держащие колобок, поднимаются наверх в 3-ю позицию.

9—10 такты:

Лучше взять наш колобочек,

И запрятать под замочек.

На каждый такт музыкального сопровождения дети опускают мяч-колобок вниз, затем снова поднимают наверх. Корпус вместе с руками резко наклоняется вперед и выпрямляется. Движение исполняется четыре раза. На последнюю четверть двенадцатого такта дети кладут колобок на пол между стопами ног и зажимают его.

13—16 такты:

И тогда из-под замочка

Не украсть ей колобочка.

Дети выполняют прыжки вместе с зажатым между стопами колобком. Прыжки исполняются восемь раз на каждую четверть такта музыкального сопровождения; руки находятся на талии.

В данной танцевальной игре дошкольники овладевают простейшими навыками координации движений, формируется умение использовать пространственный рисунок, вырабатывается индивидуальная манера исполнения, развивается музыкальность.

Этюд «Ветерок».

Этюд «Винни-Пух с Пяточком в гости к Кролику идет».

Игровая ситуация: Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают.

Его музыкально-пластические действия:

— посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);

— посмотрели влево, вернулись в исходное положение;

— никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны), на лице – недоумение (брови приподняты, губы опущены вниз).

От расстройства «плачем», прикрыв лицо ладонями (пальцы слегка разводим). Делая вид, что плачем, качаемся из стороны в сторону, затем сверху вниз и громко «рыдаем». Затем разводим руки в стороны перед собой (как бы общаясь со зрителями). «Не верите? Да вы присмотритесь, у меня текут слезы!» Для этого поднимаем указательный палец правой руки (остальные пальцы собраны в кулак), наклоняем голову то вправо, то влево, одновременно показываем «слезную дорожку», проводя пальцем от края глаза к губам. Собираем слезы сначала в левую ладошку, затем в правую — получаются две горстки «слез», даже боимся их расплескать. Но взмахом обеих рук мы изображаем капли дождя, разбрызгивая «слезы» (активно шевелим кистями поднятых рук), и в конце этюда подставляем стопы «дождю», размахивая руками и ногами.

Этюды «Истуканчики», «Скачут по дорожке».

Упражнение «Поработаем» [21].

Дети сидят на стульях, поют с педагогом песню «Ах вы, сени». Затем  руководитель приглашает их к столу. Двое детей встают лицом к столу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, остальные — занимают свободные места на противоположной стороне у стола. Педагог кладет на стол по четыре кубика слева от каждого из двоих детей.

«Сейчас вы будете работать, - говорит музыкальный руководитель, - нужно аккуратно переложить кубики с левой стороны на правую».

На счет «один, дна, три, четыре» дети правой рукой поднимают по одному кубику и перекладывают их на правую сторону.

«Хорошо, - говорит педагог, - а теперь переложите кубики с правой стороны на левую».

Дети повторяют движение левой рукой.

«Теперь, чтобы было веселее, будем работать с пением», - предлагает музыкальный руководитель.

Движения повторяются с пением. На первую часть музыки (А) с затакта дети берут кубик правой рукой и перекладывают его с левой стороны на правую (четыре раза), подчеркивая акцент словом, а также касаясь кубиком стола на первую ноту каждого такта.

На вторую часть песни (Б) кубики перекладывают левой рукой с правой стороны на левую - и так же с акцентами в песне и движении руки. Под второй куплет все движения повторяются.

Упражнение проводится не более трех-четырех раз. Поднимать кубик нужно плавно, спокойно, опускать - акцентируя начало такта.

Игровая ситуация «Капельки».

Используется музыкальное произведение «Лирический танец» Поль Мориа.

Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза — «спят».

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки.

Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

 

3. Упражнения  и этюды на развитие ориентации  в пространстве. Ритмическое развитие  групп мышц и подвижности суставов.

Упражнения «Петрушки», «Гусеница», «Кошка лезет под забор», «Паровозик». 

Этюды «По кружочку мы пойдём», «Карусель».

Упражнения «Куклы деревянные и тряпичные», «Колка дров».

Упражнения «Растягиваем резинку», «»Ветерок и ветер», «»На речке», «Фонарики», «Самоварчик».

Упражнения «Гладить кошку», «Кошка выпустила когти», «Паровозик», «Спать хочется».

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения