Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………………………8
1.3.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………….....................10
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...19
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов на констатирующем этапе………………………………………………………………………………19
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.docx

— 248.80 Кб (Скачать)

· индивидуального подхода;

· успешности психодиагностики;

· развития каждого процесса в отдельности и мышления в целом;

закрепление полученных результатов в деятельности 
       Проведенное нами исследование имеет прикладное значение. Сконструированная система работы может быть рекомендована педагогам и психологам специального (коррекционного) образовательного учреждения в целях развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

Выполненное исследование не исчерпывает решения проблемы выявления эффективных путей, условий и методов развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и имеет дальнейшие перспективы теоретической и экспериментальной разработки ряда ее аспектов, в частности, возможности преодоления неравномерности в развитии анализа и синтеза и установление соответствия между ними, также обучения детей более сложному, детальному анализу объекта, и сравнение его по существенным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2009
  2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. – 2004, №1.
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2002, №11.
  4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. – 2000, №4.
  5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007.
  6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 2002.
  7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2004.
  8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2006.
  9. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011, №12.
  10. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2006.
  11. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. – 2013, №2.
  12. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -2012, № 7,8.
  13. Кряшева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль, 2006.
  14. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -2005, № 9.
  15. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2003.
  16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2008.
  17. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 2004.
  18. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 2011.
  19. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М., 2009.
  20. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 2010.
  21. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -2009, №6.
  22. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества". – М., 2010.
  23. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 2009.
  24. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2006, №5.
  25. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Занятие № 1. «Паучок – домовичок».

Программные задачи:

1) установить у детей  ассоциативные связи природных  явлений и образов народного  творчества с естественнонаучными  данными;

2) развивать навыки работы  над центричной композицией с  использованием для разметки  и компоновки прием сложения  листа;

3) воспитывать бережное  отношение к природе;

4) продолжить учить детей  нетрадиционной технике – воскографии;

5) развивать умение менять  направления движения.

Оборудование:

Репродукции с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный паук»;

Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружево», Л. Яхнина «Воздушные узоры»;

Материалы: бумага, воск, краски, фломастеры или карандаши, вода, кисти.

Ход занятия.

В начале занятия загадала детям загадку о пауке. После чего показала изображение паука, нарисовала на доске. Рассказала детям о пауке.

Предложила детям поселить у себя паука, чтобы ел мух и комаров. Предложила детям нарисовать паука и паутину. Объяснила, что сначала свернуть лит нужно так, чтобы получилось 8 треугольников, по линиям сгиба провести воском, нарисовать паутину, а в середине карандашом паука нарисовать, затем все затонировать. Провела индивидуальную работу по развитию направления движения.

В конце занятия предложила детям дать имя пауку, заметила, что паутину плетут самки-пауки, поэтому имя должно быть женское. Закончила занятие тем, что в доме должно быть чисто и предложила убрать свое рабочее место.

Провела подвижную игру «Ловкий паучок».

Занятие № 2. «Путешествие с облаками».

Программные задачи:

1) развивать навыки свободного  владения графическими приемами;

2) формировать ассоциативно-конкретное  и абстрактное мышление;

3) развивать образное  представление на основе детского  опыта;

4) формировать отношение  к земной природе как к части  мироздания;

5) развивать способности  движений руки при рисовании  и изменение на противоположное  движение;

6) учить детей рисовать  в нетрадиционной технике.

Оборудование:

Репродукции: с картин Ф.В. Васильева «После грозы», Н.К. Рериха «Небесный бой», фотографии облаков.

Музыка: К. Дебюсси «Облака», песня В. Шаинского «Белые кораблики».

Литература: стихи А.С. Пушкина «Туча», В.Я. Брюсова «Облака», В.В. Маяковского «Тучкины штучки».

Материалы: черная гуашь, воск, спички, лист бумаги, кисть, вода.

Ход занятия.

Занятие начала с того, что прочла стихотворение А.С. Пушкина «Туча». По нему провела беседу. Дети прослушали песню «Белые кораблики», уточнила, о каких корабликах идет речь.

Рассказала детям об облаках, дети прослушали музыку К. Дебюсси «Облака», руками показали рост и движение облаков.

Продемонстрировала репродукцию с картин Ф.В. Васильева и н.К. Рериха.

Показала, как надо последовательно работать: нанести воск на лист, затем затонировать черной тушью и процарапать заточенной спичкой облака, по желанию дети дорисовывают, т.е. выцарапывают дом, цветы, деревья, людей.

Проводила индивидуальную работу по развитию направления движения у детей.

В конце занятия устроила выставку детских работ, дети дали имена своим облакам и придумали рассказы. Под музыку «Облака» дети плясали и пели.

Занятие № 3. «Три приятеля больших – точка, линия и штрих».

Программное содержание:

1) раскрыть особенности  графических средств путем использования  их в передаче в образной  поэтической форме;

2) развить навык работы  в рисовании восковыми мелками  и акварелью одновременно;

3) воспитывать интерес  к занятию в нетрадиционной  форме;

4) развивать способность  движений, быстро изменять направления  на противоположные при рисовании  графическими материалами.

Оборудование:

Фотографии: собак разных пород;

Литература: книги О.Ж, Палмер «Ваша собака», стихи Ю.Филиппова «Три приятеля больших – точка, линия и штрих»;

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, листы альбомные, кисти, вода.

Ход занятия.

Оформила группу, повесив фотографии разных пород собак. Провела беседу о породах, о том, как собаки служат человеку.

В начале занятия провела физминутку, во время которой дети создавали театрализованные образы бульдогов, овчарок, пуделей мимикой, жестами и телодвижениями передавая повадки животных.

Задала детям вопросы: каких размеров собаки?, какая у них шерсть?, есть ли у кого дома собака?, какой породы?, ухаживают ли они за животными?

Подвела детей к теме.

Предложила нарисовать собак на рабочих местах. Сообщила, что будем рисовать трех собак восковыми мелками.

Прочла стихи Филиппова «Три приятеля больших – точка, линия и штрих».

Разобрала с детьми стихотворение, предложила разделить лист на 3 части, в каждой нарисовать собаку: точкой, линией и штрихом, но в 1-й част – точкой, во 2-й – штрихом, а в 3-й – линией и показала, как в конце затонировать лист, так, чтобы собак было видно.

По ходу рисования рассказала детям сказку «О путешествии собак по городу». Проводила индивидуальную работу.

В конце занятия предложила детям назвать своих собак и придумать рассказ о собаках.

Кроме традиционных занятий в формирующем эксперименте проводились упражнения, которые позволяли развивать умение владеть графическим материалом, развивали умения менять направления движения руки.

Упражнения № 1-3 «Извилистые дорожки».

Цель: развивать у детей навыки смены движения, умения рисовать волнистые и прямые линии; развивать координацию движения.

Провела со способными детьми комплекс упражнений.

Предложила по образцу дописать различные линии. Проследила за качеством выполнения задания, чтобы упражнения были выполнены качественно, аккуратно, правильно (см. Приложение 1).

Упражнение № 4 «Монотипия».

Цель: развивать у детей навыки изменения движения в процессе рисования.

Это упражнение проходило в нетрадиционной технике «монотипии».

Предложила детям нанести на стекло гуашь и на пятно – кляксу положить сверху лист альбомной бумаги и убрать сразу.

Посмотреть, что получилось, на что похож рисунок? Карандашом или фломастером обвести контур рисунка, полученного в результате и дать название.

Побуждала детей находить сложную ассоциацию, добивалась обведения сложного контура (см. Приложение 2).

После формирующего эксперимента был проведен итоговый эксперимент со всеми детьми.

 

Итоговый эксперимент.

Цель: выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшей группы, в том числе умения рисовать, меняя движение руки на противоположное.

Итоговый эксперимент проводился в виде занятия по теме «Зоопарк».

Программное содержание:

1) Закрепить у детей  знания о животных;

2) закрепить умения передавать  их образ с помощью графических  материалов и средств;

3) закреплять умение работать  тушью, свободными движениями, быстро  изменять направление движения;

4) воспитывать интерес  к теме.

5) развивать умение владеть  графическим материалом.

Оборудование:

Иллюстрации животных, обитающих в зоопарке;

Музыка П. Мориа « В мире животных»;

Материалы: бумага, тушь, перо.

Ход занятия.

Провела беседу о животных, находившихся в зоопарке.

Загадала загадки. Уточнила повадки животных и чем они питаются, внешний вид. Подвела детей к теме, сообщила, что у животных разные прически. Сообщила, что в зоопарк приехал парикмахер и подстриг всех животных налысо. Но приближается зима и животным холодно голым, предложила детям дорисовать шерсть, иголки и т.д.

Провела с детьми физминутку : имитация животных под музыку. Дети изображали разных животных, находившихся в зоопарке.

После чего детям было предложено послушать, кА правильно надо рисовать шерсть и иголки у животных.

Раздала альбомные листы, тушь и перо, предложила приступить к работе.

Подходила к детям индивидуально, напоминала и контролировала, работала над качеством выполнения и способностью быстро изменять направление движения на противоположное направление.

Добивалась от детей при рисовании легко изменяющегося движения руки и кисти.

В конце занятия подвела итог и провела выставку детских работ.

По результатам итогового эксперимента можно сделать вывод о том, что у тех детей, с которыми был проведен формирующий эксперимент, ярко выражены способности и задатки графического изображения, а те дети, с которыми проводились занятия формирующего эксперимента, не проявили никаких способностей в овладении графическими материалами.

У детей, прошедших формирующий эксперимент, проявляются способности на высоком уровне.

Часть детей проявили способности на среднем уровне и были дети с низкими показателями.

Вывод исследовательской работы:

Исследовательская работа выдвигала задачи:

1) проведение исследовательской  работы по выявлению художественных  способностей у детей в области  графического изображения;

2) разработка путей развития  творческих способностей в области  рисования графическими материалами;

3) апробировать инновационные  технологии развития художественных  способностей детей в старшей  группе в процессе рисования  графическими материалами.

Эти задачи были выполнены.

Была проведена работа по выявлению художественных способностей детей: занятия, где были выявлены уровни: увлеченность рисованием; владение графическими материалами; ручная графическая умелость; умение менять направления движения руки; сложный рисунок (сюжет); композиционные умения; поведение во время рисования.

Эта работа позволила выявить из 14 детей 4 детей, у которых проявились способности: владение графическими материалами, увлеченность рисованием; ручная графическая умелость, умение менять направление движения руки; композиционные умения, поведение во время рисования.

Был разработан цикл занятий и упражнений, которые позволяли развивать творческие способности детей в области рисования графическими материалами.

Эти занятия и упражнения имели развлекательно-занимательный характер, так как использовались нетрадиционные техники, проводились в интересной, игровой форме.

Использование этих занятий и упражнений позволили систематично и последовательно развивать у детей не только общие художественно-творческие способности, но и специальные художественные умения: при работе с графическим материалом менять направления движения руки, что делало рисунки детей разнообразнее и качественнее.

 

Приложение 2.

Учебно-тематический план

 

№ раздела

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

1. Элементы музыкальной  грамоты в передачи движениями

5,5

   

1.1.

Определение характера музыки (весёлый, грустный), темпа.

Определение куплетной формы музыки (марш, полька, вальс), пауз и т.д.

Музыкально-игровые упражнения ««Угадай-ка», «Тик-так», «Повторяй-ка», «Слушаем и рассказываем», «Маленькие фантазии».

 

0,5

3

1.2.

Передача в движении снежинок, бабочек, солдат  и т.д.

   

2

2. Связь музыки и движения  на примерах игровых этюдов, образов

11

   

2.1.

Практические занятия на разучивание ритмической разминки «Колобок».

   

2

2.2.

Этюды «Ветерок», «Винни-Пух с Пяточком в гости к Кролику идет».

   

2

2.3.

Этюды «Истуканчики», «Скачут по дорожке».

   

3

2.4.

Упражнение «Поработаем».

   

2

2.5.

Игровая ситуация «Капельки».

   

2

3. Упражнения и этюды  на развитие ориентации в пространстве. Ритмическое развитие групп мышц  и подвижности суставов.

13

   

3.1.

Упражнения «Петрушки», «Гусеница», «Кошка лезет под забор», «Паровозик». 

   

3

3.2.

Этюды «По кружочку мы пойдём», «Карусель».

   

2

3.3.

Упражнения «Куклы деревянные и тряпичные», «Колка дров».

   

2

3.4.

Упражнения «Растягиваем резинку», «»Ветерок и ветер», «»На речке», «Фонарики», «Самоварчик».

   

2

3.5.

Упражнения «Гладить кошку», «Кошка выпустила когти», «Паровозик», «Спать хочется».

   

2

3.6.

Упражнения  в упорах «Утята».

   

2

4. Упражнения и танцы  на развитие художественно - творческих  способностей детей

25

   

4.1.

Массовые танцы – игры: «Скок, скок, сапожок», «Кружилась карусель».

   

2

4.2.

Танцы «Кузнечики»

   

2

4.3.

Танцы «Топ и хлоп», «Скакалка».

   

2

4.4.

Танцы «Гуси – гуси».

   

2

4.5.

Игровой хоровод «Как у нас в Сибири».

   

2

4.6.

Танцевальная игра «Путешествие снежинки».

   

3

4.7.

Игровая ситуация «Подснежник».

   

2

4.8.

Мини – этюды «Березка», «Сороконожка».

   

2

4.9.

Игра «Огонь и лёд»

   

2

4.10.

Танцевальная игра «Первоцветы»

   

3

4.11.

Танец «Зимние забавы».

   

3

5. Упражнения на развитие  мимики и пантомимики.

3,5

   

5.1.

Упражнения «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся», «Слушаем», «Грустим», «Плачем», «Стреляем».

   

1,5

5.2.

Упражнение «Смотрим в бинокль».

   

1

5.3.

Упражнения «Радуемся солнышку».

   

1

Итого:

58

   

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения