Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие сопутствующие задачи:
1.Исследовать современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей с нарушением зрения.
2.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3.Изучить особенности формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет ……………………..…5
1.2.Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………………………………………………………8
1.3.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………….....................10
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………..……...19
2.1.Цели, задачи, методики и анализ результатов на констатирующем этапе………………………………………………………………………………19
2.2.Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………………………...26
2.3.Контрольный этап эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения ……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.docx

— 248.80 Кб (Скачать)

Таким образом, на настоящем этапе исследователями выделяются различные психолого-педагогические условия для развития творческих способностей у старших дошкольников с нарушениями зрения. Эффективность их использования зависит от возрастных особенностей детей, от уровня подготовки специалистов, предметного оснащения, развивающей среды и т.д. И лишь комплексное использование обозначенных факторов в работе с дошкольниками позволяет добиться достаточно высоких результатов их умственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

2.1.Цели, задачи, методики  и анализ результатов на констатирующем  этапе при изучении особенностей формирования творческих способностей в конструктивной деятельности  у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

 

Целью нашего констатирующего эксперимента явилось изучение особенностей формирования творческих способностей в конструктивной деятельности  у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

При проведении констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

-определение уровня развития  творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;

-выявление особенностей  развития творческих способностей у исследуемой категории детей: способности устанавливать причинно-следственные связи, понимать смысл ситуации%;

-составление набора методик для проведения исследования;

-выявление уровня формирования и развития творческих способностей в конструктивной деятельности  у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

Констатирующий эксперимент был организован на базе МБДОУ № 83 «Ручеек» и МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте участвовало 10 детей 5-6 лет. Дети были условно разделены на 2 подгруппы по 5 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ).

Для решения цели и задач мы использовали два диагностических задания: «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и «Исключение слов», представлены Р.С. Немовым [21].

Методика 1 «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Данная методика была направлена на выявление уровня сформированности творческих способностей анализа, сравнения и обобщения.

Для эксперимента было подобрано 20 вопросов.

Задание предъявлялось индивидуально. Мы начинали, лишь убедившись, что у испытуемого было желание выполнить задание.

Детей просили внимательно прослушать вопрос и ответить на него.

Обработка результатов: за каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получал по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он мог получить в этой методике, равно 10.

Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:

- 10 баллов - высокий уровень,

-7 баллов - средний уровень,

- 3 баллов - низкий уровень.

Правильными считались не только те ответы, которые соответствовали приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

 

 

 

 

 

Распределение испытуемых по уровням развития творческих способностей (на основе методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»)                        Таблица 1

Группа

Уровень

 

высокий

средний

низкий

 

абс.

%

абс.

%

абс.

%

экспериментальная

-

-

2

40

3

60

контрольная

-

-

1

20

4

80


 

Из данных, приведенных в таблице 1 видно, что детей с высоким уровнем развития творческих способностей в обеих группах нет. Наибольший процент составили дети с низким уровнем развития творческих способностей. Испытуемых со средним уровнем развития творческих способностей - 40% и 20% соответственно.

Данная методика понравилась ребятам, в процессе работы дети были заинтересованы и активны. Это было видно по настроению многих из них. Но у многих детей эта методика вызвала определенные трудности при выполнении: они не могли быстро сообразить, и было видно, что у некоторых из них интерес к выполнению задания пропадает по мере его усложнения, т.е. наблюдались разнообразные нарушения самоорганизации, которые отрицательно влияли на процесс и результаты мышления. Эти нарушения в основном захватывали эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей и проявлялись преимущественно в психофизической расторможенности, реже в заторможенности, а также в отсутствии устойчивого интереса к заданиям. К примеру, Павел С. хотел уйти из кабинета, сказав, что он не хочет выполнять задание. Однако после беседы с ним на интересующую его тему (автомобили) он согласился продолжать задание т.к. в предложенной нами методике были вопросы, связанные с транспортом.

Дети со средним уровнем были более активные на занятиях, чем их сверстники с низким уровнем. Но и у них возникло много трудностей при ответах на вопросы. Особенные трудности составил вопрос технического характера - «Для чего нужны автомобилю тормоза», на которые ответили всего два ребенка. Также, для детей оказались сложными вопросы, которые требуют развернутого ответа, например, вопросы: «Чем отличается старый человек от молодого?», «Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?» и «Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?». Также, большинство детей не могли определить время, указанное на часах, они просто пытались угадать. Иван К. (ЭГ.) после того, как прослушал вопрос, просто отказался на него отвечать, мотивируя это тем, что запутался. Детей, которые ответили бы на все вопросы правильно, не было.

Методика «Исключение слов».

Цель методики: оценка обобщения и операций вербально-творческих способностей.

Методика позволила оценить способности испытуемых к обобщению и выделению существенных признаков. Оснащение эксперимента. Бланк методики «Исключение слов», в которой было 15 серий слов, в каждой серии - по 4 слова.

Порядок работы. Занятие проходило индивидуально. Мы начинали, лишь убедившись, что у испытуемого было желание выполнять задание.

Испытуемый получил следующую инструкцию: Сейчас я буду зачитывать тебе слова, три из четырех слов в каждой серии подходят друг к другу, а одно слово - лишнее. Ты должен сказать какое слово лишнее и почему, а также - как можно назвать вместе остальные три слова. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один - два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание.

Обработка результатов.

В соответствии с ключом оценивали в баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ - 2 балла, за неправильный - 0.

Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:

- 30 баллов - высокий уровень,

- 22 баллов - средний уровень,

- 12 баллов - низкий уровень.

 

Результаты диагностики детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Исключение слов»                                               Таблица 2   

Группа

уровень

 

высокий

средний

низкий

 

абс.

%

абс.

%

абс.

%

экспериментальная

-

-

1

20

4

80

контрольная

-

-

2

40

3

60


Из таблицы видно, что высокого уровня в экспериментальной группе нет, 20% испытуемых имеют средний уровень; у 80% детей низкий показатель.

В контрольной группе, после проведения следующие результаты: 40% - средний, низкий уровень у 60% детей.

В ходе проведенного качественного анализа экспериментальной группы детей по методике «Исключение слов» выявили следующее.

Большинство детей затруднялись в выборе слова, которое надо было исключить. Большинство детей в обеих группах не справились с заданием. Это испытуемые с низким уровнем обобщения и вербально-творческих способностей.

При выполнении этой методики у детей с низким уровнем отмечены трудности следующего характера: в большей части заданий они ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения, так например Роман Ж. (ЭГ) при прочтении ему четвертой серии слов - лодка, тачка, мотоцикл и велосипед, был очень удивлен, и сказал: «Здесь нет лишнего слова, на них на всех можно кататься», а после напоминания ему, что должно быть лишнее слово, он сказал: «Ну, тогда наверно - тачка»; ему также не удалось подобрать обобщающее слово. Дети не смогли дать объяснения своим действиям и сделанному выбору. Характерным для данной категории участников эксперимента явилось длительное перебирание слов, которые они говорили по несколько раз.

Детей со средним уровнем обобщения в обеих группах оказалось меньше, чем детей с низким уровнем. Дети находили лишнее слово, но высказывания испытуемых были импульсивны, хаотичны, на вопросы они отвечали односложно, часто самостоятельно не могли подобрать обобщающего слова. Один проводил обобщение на конкретном уровне, предлагая иногда ситуационное увязывание группы предметов. Павел С.ЭГ) и Андрей Б. (КГ) делали обобщения на категориальном уровне: животные и насекомые, фрукты и овощи.

Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о низком уровне развития творческих способностей у большинства детей.

При обработке результатов диагностики для каждого ребенка подсчитывалась сумма баллов, полученных за выполнение отдельных методик, и средняя балльная оценка за 2 методики в целом.

Высокий - 5-6 баллов

Средний - 3-4 баллов

Низкий - 1-2 баллов

Наглядно результаты распределения испытуемых на итоговом уровне развития творческих способностей можно представить на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Итоговые показатели развития творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения на констатирующем этапе

 

Из данных, представленных на рисунке, видно, что в обеих группах у большинства детей выявлен низкий уровень развития творческих способностей, по 30% детей со средним уровнем.

Обобщая результаты проведенного эксперимента можно заключить следующее: несмотря на то, что эксперимент должен был осуществляться ребенком самостоятельно, для детей были необходимы дополнительные указания. Как следует из описаний детьми действий, которые они собираются совершать, дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель. Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми системы действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели.

Дети проявили активный интерес к исследовательской работе, т.к. в этом возрасте любопытство является способом познания окружающего мира. С ними было легко и весело работать. Это был очень интересный и весьма занимательный опыт.

Для всех детей как экспериментальной, так и контрольной групп свойственна трудность принятия и понимание заданий. Лишь немногие дошкольники могли самостоятельно, без оказания помощи выполнить предложенные задания. В целом дети 5-6 лет с нарушениями зрения не обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии творческих способностей, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Преобладание достаточно большого числа испытуемых с низким уровнем развития творческих способностей указывает на необходимость использования специальных психолого-педагогических мероприятий по повышению показателей данного когнитивного процесса. Разработка обозначенной проблематики составила суть следующего этапа нашего исследования.

 

2.2.Программа формирования  творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

 

Программа формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения составлена на основе «Комплексной программы коррекционной направленности: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Плаксиной Л.И. - М.,2003.

Активное включение коррекционно-развивающих технологий в деятельность образовательных учреждений позволяет говорить еще об одном аспекте – месте игры в решении вопросов выявления, предупреждения и преодоления неблагоприятных вариантов детского развития – устранения их проявлений и причин. Мы в своей программе  подобрали игры для коррекционно-логопедической работы, которая строилась с учетом особенностей развития и развития внимания детей.

При составлении программы мы учитывали следующие принципы:

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с нарушениями зрения