Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

434 ДИПЛОМ.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8

1.1. ……………………………………………………8

1.2.  ……………12

1.3..................................................................................17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32

2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32

2.2. Изучение  особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37

.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57

СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников,

Психолого-педагогические исследования показывают, что проблема развития творческих способностей является многоаспектной. Изучение отечественной  и зарубежной научной литературы по интересующей нас про. блеме позволяет выделить следующие основные аспекты ее научного исследования, представленные в имеющихся публикациях на данную тему.

Анализ отечественной  и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей позволил выделить аспекты, являющиеся опорными в нашем исследовании. В работах М.М. Бахтина, НА Бердяева, B.C. Биб-лера, Л.В. Яценко и других обосновывается положение о том, что творческие способности человека выражаются через познание и преобразование действительности в целях совершенствования материальной и духовной жизни. Творчество понимается как экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности. Состоянием творчества должны быть проникнуты все сферы деятельности человека в целях его развития. Возможности личностей индивидуальны, следовательно, и результат социальных влияний и педагогических воздействий ожидается неоднозначный. Психологическая основа сущности и механизма развития творческих способностей исследуются в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.А. Деркача, Р.С. Немова, В.Н. Дружининой, А.Я. Дудецкого, Л.М. Фридмана, А.Н. Лука и других.

Анализ определения  способностей Б.М. Тепловым, как возможности  личности быстро приобретать знания, умения и навыки и эффективно использовать их в практике и утверждения А.В. Петровского о том, что от наличия способностей зависит степень деятельности,. приводит к выводу: научить основам творческой деятель успеха достигнут не многие. Наличие творческих способностей у школьников обеспечит осуществление учетной деятельности на высоком уровне.

Практический  аспект проблемы, связанный с разработкой  и апробацией методов и форм организации  развития творческих способностей в  процессе обучения в начальной школе на материале различных учебных дисциплин исследовали В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Д.Б. Эльконин, В.В. Гагай, Н.П. Тарасов, Э.Д. Телегина, Е.И. Щебланова и другие. Авторы рассматривают младший школьный возраст как особый, сензитивный период для развития творческих способностей, выявляют прямую зависимость в соотношении интеллекта и креативности, теоретически обосновывают и внедряют в практику школы нетрадиционные подходы и технологии развития творческих способностей, наиболее распространенной и эффективной среди которых является методика развивающего обучения.

Об успехе деятельности свидетельствует ее результат. Эффективность  процесса развития творческих способностей возможно выявить с помощью применения систем диагностики способностей, как индивидуальных различий детей и взрослых. Диагностики А. Бине, Т. Симона, Г.И. Россолимо, ИХ. Оршанского, Г.И. Челпановой и других разработаны на основе оценки психических функций человека.

Развитие специфических  умственных способностей учащихся начальных классов рассматривалось в научных трудах И.П. Подласого, Н.И. Поли-товой, М.С. Соловейчик, Л.Ю. Субботиной, Н.Ф. Талызиной, ГЛ. Цукерман.

Проанализировав современные тенденции в направлениях исследования проблемы, мы определили тему нашей работы: «Творческое развитие учащихся первого класса на уроках русского языка».

Цель  исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.

Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: процесс творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Гипотеза  исследования: творческое развитие учащихся первого класса в процессе обучения русскому языку будет эффективнее, если:

- создаётся  подлинно творческая атмосфера,  способствующая свободному проявлению  творческого развития;

- обеспечивается  включение младших школьников  в творческую деятельность, в  процессе которой решаются творческие задачи;

- осуществляется  выбор форм и методов творческого  развития;

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
  2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
  3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
  4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

База  исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения (школы) №2 г. Уфа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения и выводы ведущие принципы государственной политики в области воспитания; определение фундаментальных механизмов функционирования творческих способностей и мышления, их уровней и процессов развития (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, Я.А Пономарев, C.JI. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.); разработка и апробация практических методов развития творческих способностей в процессе обучения (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов); развитие специфических умственных приемов познания (Д.Н. Богоявленский, А.А. Люблинская, НА Менчинская, Д.Б. Эльконин); особенности творческого развития на уроках русского языка и чтения (И.П. Подласый, Н.И. Политова, М.С. Соловейчик, Л.Ю. Субботина, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман).

  Методологической основой изучения творчества является опора на системный подход обеспечила возможность рассмотрения объекта и предмета в историческом ракурсе, опираясь на данные исследований широкого спектра наук о человеке и его развитии. Деятельностный подход к исследованию обеспечил естественное соединение теоретических выводов с их практической реализацией. Личностно-ориентированный подход предполагает видение индивидуальных особенностей творческой личности, что позволило в нашем исследовании разработать вариативные системы заданий.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент; математическая обработках данных экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается: в теоретическом обосновании психолого-педагогической модели процесса творческого развития учащихся первого класса, способствующей эффективному творческому развитию, адаптированной к современным условиям, включающей цель, процесс взаимодействия учителя и ученика, методическое обеспечение которой заключается в целесообразном сочетании нетрадиционных форм организации и инновационных методов обучения;

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании особенностей и условий эффективности процесса творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка. Охарактеризован младший школьный возраст как наиболее благоприятный период творческого развития, материал предмета русского языка как располагающий широкими возможностями для реализации идеи творческих способностей.

Практическая  значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий по русскому языку и чтению ориентированных на развитие творческих способностей: урок - диспут, урок - сказка, урок - исследование, урок - грамматический КВН, грамматический конкурс, заочное путешествие, игра соревнование, турнир смекалистых и др. Разработанная система обеспечивает возможность трансформирования творческих способностей учащихся в другие виды деятельности. Методические рекомендации могут быть использованы в различных типах учебных заведений, при проведении практических занятий для студентов и слушателей ИПК соответствующих специальностей.

Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

      1. Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников

 

Творческая  личность – это личность, способная  к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность [27, с. 89 ]

Творческие  способности – и далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что  рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы  суждения ученых по поводу того, что  считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

«Философская  энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[15]. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок [26, с.67]. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [17, с.29].

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка