Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

434 ДИПЛОМ.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Данные второго  констатирующего эксперимента свидетельствуют  о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.

 

    1. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка

Для работы по творческому  развитию учащихся первого класса на уроках русского языка, детям были предложены упражнения, задания, которые включались в систему уроков русского языка:

          1.. Составление предложений по картинкам.

Беседа.

Кто нарисован  на первой картинке? Что он делает?          
Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает? 
Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец?  
Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?     

 

Кто нарисован  на этих картинках? 
Что делает петух? собака? кошка? мышка?

Упражнение 3. Составьте по одному предложению  
к каждой картинке.

Упражнение 4. Напишите два предложения по кар- 
тинкам (по выбору). 
Образец:   
                         

3. Составление  предложений о предметах.    

Что стоит в  классе на полу? Что висит на стенах?  
Что лежит на столе? Что лежит на партах? Что стоит в углу?  
Что лежит в шкафу? Что висит на доске? 
      А кто сейчас находится в классе? Кто стоит? Кто сидит?  
Кто спрашивает? Кто отвечает?

Упражнение 5. Составьте по одному предложению  
о каждом предмете в классе. 
     Образец: Стол стоит. Карта висит. Ученик отвечает.

Упражнение 6. Составьте и запишите по одному  
предложению о трех предметах, которые есть в классе  
(по выбору). 
Образец:   Картина висит. 
Прочитайте вслух записанные предложения. После  
каждого предложения делайте остановку.

 

          13. Названия предметов.

  Назовите   предметы,   которые   нарисованы   на   картинках.

Отвечайте  на  вопросы:

Какие предметы находятся в комнате?  
В комнате находятся следующие предметы: стол,  
кровать, стулья, шкаф, ... (ещё что?).

Какие предметы находятся на дворе? 
Что вы видели в лесу?  
Кого вы там видели? 
Какие предметы у тебя в сумке? 
Что на тебе надето?

Стол,   кровать,  сарай,  двор,  корова,   лошадь, 
лес, берёза, сумка, рубашка – всё это предметы. 
Каждый предмет имеет своё название.


  Упражнение 49. Припомните и назовите предметы, которые вы видели на прогулке. 
 Припомните и назовите предметы, которые вы видели на реке. 
 Что выросло летом на огороде? 
 Что уродилось в поле? 
 Что уродилось в саду? 
 Кто работал на огороде? в поле? в саду?

О  предметах   можно   спросить:   кто   это?   или  
что это?


Кто это? – Ученик.  
Что это? –  Стол.      

Упражнение 50. Запишите названия предметов по  
порядку картинок.

Удочка.    Яблоко.    Репа.     Щука.    Заяц.  
Мышка. Лопата. Грабли.

  Упражнение 51. Нарисуйте сами пять предметов  
(какие хотите) и подпишите их названия.

  Упражнение 52. Спишите.

Любит Наташа лето. Летом в лесу она  
собирает грибы, ягоды. Наташа видела  
белку, ежа, малиновку.

Ответьте устно  на вопросы: 
Что любит Наташа? Что собирает Наташа в лесу?  
Кого видела Наташа в лесу?

Гнёздышко.

Дети нашли в кустах  
гнёздышко. 
— Гляди, Петя,  
три птички!.. 
На другое утро при- 
шли дети, а гнёздышко  
было пусто.


Ответьте на вопросы:  Кто был в лесу?  Что  нашли  
дети в кустах? Кто был в гнёздышке?

Загадка.

Без рук, без  топорёнка  
построена избёнка.     

  Упражнение   53.   Прочитайте,  а   затем   напишите  
ответы по данному образцу.

У птички гнёздышко. У мышки ....  
У   белки .... У  лисы ... .  У  медведя .... 
(норка, берлога, нора, дупло)

Упражнение 54. Прочитайте и ответьте на вопрос заглавия.

Знаете ли вы, кто я?

Мой домик в  дупле дерева.  
Я питаюсь орехами, грибами.  
Шубка у меня тёплая, хвост  
пушистый.


18. Рассказ по  картинке.

Упражнение   79.   Рассмотрите   картинку.   Кто   на  
ней нарисован? Сколько детей? Назовите их но именам.

Напишите  ответы  на вопросы.

Что делает Нина? 
Что делает Валя? 
Что делает Миша? 
Что делает Соня? 
Что делает Лиза?

полет 
поливает 
несёт воду 
убирает траву 
рыхлит землю


 

 

29. Слова с  буквами е и ё.

Все пришли? —  Все. 
Всё принесли? — Всё. 
Все пришли и всё принесли.


Прочитайте.

Весна.  Ярко  светит   солнце.   Дует  тёп-

лый ветерок. Журчит под  
горой ручеёк. Берёзка и  
клён одеваются листьями.  
Пчёлки вылетели из улья.  
Зяблик    вьёт    на    берёзе

уютное гнёздышко. Вышел   на охоту ёж.


Упражнение   129. Измените  слова  по образцу и перепишите их.

Гнездо —  гнёзда. Весло.  Седло.  Колесо.  
Бревнo. Озеро. Зерно. Стекло.

Упражнение 130. Спишите, изменяя слова по дан- 
ному образцу.

Огонь — огонёк.   Пень   Пузырь.   Зверь.  
День. Стебель. Куль.

Упражнение   131.  Спишите   слова   и   скажите   по  
одному предложению с записанными словами.

Ель — ёлка, мел — мёл, Лена — Лёля.

Загадки.

1.  Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. 
2.  Родился   ребёнок — не   знал   пелёнок;  
  стал стариком — сто  пелёнок   на   нём. 
(К-за, кочан ка-усты.)

Упражнение 132. Спишите и подчеркните в словах букву ё.

Небылица.

Собака на кухне  лепёшки печёт.  
Кот в уголке сухари толчёт.  
Кошка на окошке платье шьёт.  
Курочка в серёжках избу метёт.


  Рассмотрите картинки и скажите, какие предметы  
на них нарисованы.

Упражнение 133. Выпишите, что нужно для работы плотнику; в выписанных словах подчеркните гласные буквы.

Топор, пила, коса, грабли, молоток, серп, шило, долото, клещи, рубанок, ножницы, вилы.

Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твёрдые, названия блюд подчеркни: 
салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, 
булочка, блины, желе, хлеб, булка, плов.  
 2. Выпиши из предложения слово, в котором все согласные глухие.  
У Маши живёт кот Мурзик и пёс Мухтар. 
 3. Выпиши из этих предложений слова, в которых все согласные мягкие.  
 У осы не усы, а усики. У Лёши синий мяч, а у Светы жёлтый.  
 4. Какие гласные обозначают два звука? Подчеркни. 
Ямка, лямка, ёлка, съел, мел, юбка, люблю, хорошая, лесник, шью. 
 5. Напиши слова, опираясь на транскрипцию. 
[скаска] _______________ [й'амка] ________________  
[с'эм'] _______________ [й'олка] ________________  
[ ол'а] _______________ [машына] ________________  
[й'ул'а] _______________ [с'им'й'а ] ________________  
 6. Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.  
М__ __ 
М__ __ __ 
М__ __ __ __ 
М __ __ __ __ __  
 
7. Переставь в словах буквы, чтобы получились новые слова. 
МАЗОК - _______________ 
КАНАТ - ________________ 
МЫШКА - ______________ 
КОТ – __________________ 
МАЗОК - ________________  
АДРЕС - _________________ 
 
8. Закончите фразы.  
Хитрый как __________. Трусливый как ____________. 
Колючий как _________. Упрямый как _____________. 
 
9. Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.  
Зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, груп-па, О-ля, ма-ши-на. 
 
10. К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их стрелочками.  
алфавит           аккуратный 
огонь                 алый 
чистый             скакать 
прыгать           азбука 
бросать            пламя 
красный            кидать 
 
11.Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их.  
Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел. 
 
12. Сложная анаграмма. Соедини буквы двух слов и составь новое слово. 
Жир+фа = 
 
13.Простая анаграмма. Соедини слова и предлоги и из этих букв составь новое слово. 
Рок +у = 
Ток +с= 
 
14.Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»? 
Ты скажи мне, милый ёж, 
Чем ежиный мех хорош? 
Тем он, лисонька, хорош, 
Что зубами не возьмёшь! 
 
15.Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в каждом из них лишний слог: 
сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки

. Назови предмет, про  который можно сказать: 
а) белый, сладкий, твёрдый (сахар) 
б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный (огурец)

2. Отгадай, о ком  или о чём идёт речь: 
а) пушистый, ходит, мяукает (кот) 
б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает (зеркало) 
 
3. Дай название каждой группе слов: 
а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … (имена людей) 
б) Стол, диван, кресло, стул - … (мебель) 
в) а, о, е, ы, ю - … (гласные буквы) 
г) с, п, р, щ, з - … (согласные буквы) 
д) январь, март, май, июль - … (месяцы) 
е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … (посуда) 
ж) зима, лето, весна, осень - … (времена года) 
 
4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово: 
а) баран, рана, бантик (барабан) 
б) кора, лото, боксёр (колобок) 
 
5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл? 
а) Принцесса над цветком склонилась, 
Корова с головы её свалилась. (корова – корона) 
б) На весёлом карнавале 
Дети в мисках танцевали. (мисках – масках) 
 
6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово: 
а) кар… (например, карта, картон, картина, карточка, каркас) 
б) вес… (например, весло, весна, вести, весточка, веснушки) 
в) бук… (например, буква, буклет, букварь, буксир, буксует)

7. Расположи буквы  по порядку и запиши слова. 
 
2 6 1 5 4 3  
И А Г Р А Т (гитара) 
 
2 5 1 6 4 3 
О К С А А Б (собака) 
 
6 3 2 4 5 1 
А Н И И Ц С (синица)

 

 

    Переставь буквы так, чтобы  получилось слово. Подчеркни лишнее слово.

 

И,С,Л,А __________________________________;

Я,Ц,З,А ___________________________________;

Т,О,Л,С___________________________________;

Л,В,К,О __________________________________.

 

  1. Зачеркни лишний слог, чтобы получились слова.

СОРЫБАКА_____________________, КОРОНАВА___________________________,

МАМОШИНА_____________________, ДОРОВАГА__________________________.

 

3. Вставь пропущенный  ОБЩИЙ слог так, чтобы получились  слова.

 

.

 

4.Соедини фразеологизмы  (устойчивые выражения) с фразами.

Душа в пятки  ушла     *          обманывать

Очки втирать              *          очень  мало

Как снег на голову     *          испугаться

Как кот наплакал       *          внезапно

 

5. Разгадай ребусы.

 

а) ______________             б) _________________

 

                                    

 

6. Раздели   ПРЕДЛОЖЕНИЕ на слова черточками. Напиши.

УСАШИЖИВЁТПУШИСТЫЙКОТМУРЗИК

____________________________________________

 

7. Отгадай шараду.

С л собачкою зовусь, __________________

С ч над морем  я кружусь. _______________

 

8. Напиши буквы,  которые можно вставить вместо пропуска, чтобы получилось слово.

 

_ОЧКА  ____________________________

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выводы по главе:

  1. Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
  2. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности развития творческих способностей.
  3. В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников нами выявлено: значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов.
  4. Уроки чтения являются самыми частотными и благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера.
  5. Нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения формирующего эксперимента.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка