Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

434 ДИПЛОМ.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу развития способностей.

Способности - продукт  развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности  нужно развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни из которых играют ведущую роль, другие - вспомогательную, вместе обеспечивающие результативность и успешность деятельности.

В обычной жизни  способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного  человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По содержанию и степени сложности принято  выделять:

Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

Сложные общие  способности, такие как способность  к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны  всем людям, только в различной степени;

Сложные частные (специальные) способности это уже  совокупность отдельных свойств  личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области  деятельности.

По видам  деятельности выделяют:

Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом  творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем  опыте человека впечатлений или  действий, а создание новых образов  или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие  способности - это индивидуальные особенности  качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие  способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный  исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя несколько  понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи к решению другой.

Способность воспринимать действительность целиком, не дробя  её на части.

Способность легко  ассоциировать отдалённые понятия.

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Гибкость мышления.

Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

Способность включать вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

Лёгкость генерирования  идей.

Творческое  воображение.

Способность доработки  деталей, к совершенствованию первоначального  замысла.

Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

Развитие продуктивного  творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Психологи, прежде всего, связывают способности к  творческой деятельности с особенностями  мышления. Так, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно  так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота - способность  высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность - способность порождать новые  нестандартные идеи (это может  проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

По мнению Р.С. Немова творческое мышление - это вид  мышления, связанный с созданием  или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует  особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность  творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать  любые проблемы, устанавливать системные  связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Мышление младших  школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще  не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это  качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных  компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения  среди других решений.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребенка:

построение  образа, конечного результата его  деятельности,

создание программы  поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

создание образов  описываемых объектов.

Воображение - необходимая  способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Младшие школьники  большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью  воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря ей дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение.

Запас представлений  ребенка необходимо все время  пополнять, Это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

В начальной  школе развивается у ребенка  и творческое воображение как  способность самостоятельно создавать  новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.

  Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. У первоклассников:

большие различия паспортного  и физиологического возраста. Различные  уровни развития эмоциональной и  психической готовности к началу учебы.

у детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность.

у сегодняшних детей более  свободное ощущение своего «Я», более  независимое поведение, чем у  детей прошлых лет;

наличие недоверия к словам и поступкам взрослых. Не все, сказанное  взрослыми, они принимают на веру;

здоровье современных  детей более слабое;

современные дети в большинстве  перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.

Дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести  себя в коллективе сверстников, какие  существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям  «найти себя» в обществе сверстников.

Переход от дошкольного детства  к школьному происходит через  кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка  его отношений с социальным окружением. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. К 8-10 годам поведение становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость.

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознавать свое место  в мире общественных отношений, происходит открытие социальной позиции школьника (внутренняя позиция) и изменение  самосознания (рождение социального «Я»)

Происходит  переоценка ценностей, так если в  дошкольном возрасте интересы и мотивы были связаны с игрой, то в младшем  школьном интересы и мотивы связаны  с учебой. Ведущей деятельностью  младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль. Первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Становятся, очень важными достижения самого ребенка:

а) в познании;

б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;

в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;

г) в обретении уверенности  в себе, своих возможностях;

д) в развитии потребности  в успехе.

В развитии творческих и  познавательных способностей детей большую роль так же играют особенности психических процессов таких как внимание, восприятие, память.

Внимание младшего школьника среди психических  процессов занимает особое место, оно  всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Младший школьник, из-за недостаточного развития мышления т.к. у него преобладает непроизвольное внимание не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это приводит к тому, что ребенок все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки.     Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формирует внимательность как свойство личности.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка