Заключение
Изучив теоретические
основы формирования творческих способностей
младших школьников и выявив педагогические условия
формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой
деятельностью мы понимаем такую
деятельность человека, в результате
которой создается нечто новое
- будь это предмет внешнего
мира или построение мышления,
приводящее к новым знаниям о мире,
или чувство, отражающее новое отношение
к действительности.
2) В результате
анализа практического опыта
педагогов - практиков, научно-методической
литературы можно сделать вывод,
что воспитательно-образовательный
процесс в начальной школе имеет реальные
возможности для развития творческих
способностей и активизации творческой
деятельности младших школьников.
3) Рассмотрение
условий развития творческих
способностей младших школьников
позволяет нам выделить пути
реализации их развития в процессе проведения
уроков чтения. Первый - организация учебного
процесса путём постановки творческих
учебных задач и путём создания педагогических
ситуаций творческого характера; а так
же организацией самостоятельной творческой
работы учащихся начальных классов. И
второй путь через приобщение учащихся
при изучении литературы к художественно
- творческой деятельности.
4) Нами определены
критерии развития творческих
способностей (когнитивный, мотивационно-потребностный,
деятельностный), охарактеризованы уровни развития в соответствии
с критериями и подобраны средства диагностики.
Результаты, полученные нами после проведения
1 и 2 экспериментов, показали, что в результате
использования на уроках чтения творческих
заданий, количество детей с низким уровнем
в экспериментальном классе уменьшилось,
а количество детей с высоким и средним
уровнем увеличилось, изменений в контрольном
классе не произошло. Сравнивая результаты
двух классов, мы можем сделать вывод о
положительной динамике роста уровня
творческих способностей в экспериментальном
классе.
Таким образом,
цель нашей работы достигнута, задачи
решены, условия, выдвинутые в гипотезе
подтверждены.
Список литературы
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007. – 256 с.
- Алферов А.Д. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.-448 с.
- Арламов М.Ф. Педагогика [Текст]/ М.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001.-45-49с.
- Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Педагогика, 1982. – 93 с.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. -144 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с.
- Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 1999-368с.
- Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1982.-167 с.
- Вохмянина Л.А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, (Система Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова) – М.: Вита- Пресс, 2001.- 263 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
- Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с.
- Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. – М.: Просвещение, 1989.-67 с.
- Горальский А.В. Об обучении творчества «Вопросы психологии №5, 1986.- 54 с.
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. -210 с.
- Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-464 с.
- Ендовицкая Т.К. О развитии творческих способностей «Дошкольное воспитание №12, 1967.-32 с.
- Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. -96 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. –М.: Педагогика, 1987. -160 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] - М.: Академия, 2000.- 176с.
- Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своегл народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. -144 с.
- Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
- Кругликов Г.И. Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996.-344 с.
- Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
- Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993.-56 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с.
- Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. -400с.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300-301с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с.
- Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – Просвещение. 1990.- 160 с.
- Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] - М.: Наука, 1990.
- Психология личности и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1975.
- Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.- 155с.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 1998.- 284с.
- Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 143 с.
- Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2007.-80 с. – (Юным умникам и умницам).
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-224 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] -М., 1997.-204 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-246с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Пособие для учителя. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -320 с.
- Честных Ю.Н. Открыть человека. – М.: Просвещение, 1991 – 208 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -512 с.
- Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. Тубельский А.Н. – М.: 1994. -480 с.
- Школа сотрудничества / Адамский А.И. – М.: Первое сентября, 2000.-272 с.
- Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 1990.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1999.-274с.
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 1974.