Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

434 ДИПЛОМ.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Заключение

 

Изучив теоретические  основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

1) Под творческой  деятельностью мы понимаем такую  деятельность человека, в результате  которой создается нечто новое  - будь это предмет внешнего  мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2) В результате  анализа практического опыта  педагогов - практиков, научно-методической  литературы можно сделать вывод,  что воспитательно-образовательный  процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

3) Рассмотрение  условий развития творческих  способностей младших школьников  позволяет нам выделить пути  реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой деятельности.

4) Нами определены  критерии развития творческих  способностей (когнитивный, мотивационно-потребностный,  деятельностный), охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями и подобраны средства диагностики. Результаты, полученные нами после проведения 1 и 2 экспериментов, показали, что в результате использования на уроках чтения творческих заданий, количество детей с низким уровнем в экспериментальном классе уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, изменений в контрольном классе не произошло. Сравнивая результаты двух классов, мы можем сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей в экспериментальном классе.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.

 

 

Список литературы

  1. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007. – 256 с.
  2. Алферов А.Д. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.-448 с.
  3. Арламов М.Ф. Педагогика [Текст]/ М.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001.-45-49с.
  4. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Педагогика, 1982. – 93 с.
  6. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. -144 с.
  7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с.
  9. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.
  10. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 1999-368с.
  11. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1982.-167 с.
  12. Вохмянина Л.А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, (Система Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова) – М.: Вита- Пресс, 2001.- 263 с.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  14. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с.
  15. Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. – М.: Просвещение, 1989.-67 с.
  16. Горальский А.В. Об обучении творчества «Вопросы психологии №5, 1986.- 54 с.
  17. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. -210 с.
  18. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-464 с.
  19. Ендовицкая Т.К. О развитии творческих способностей «Дошкольное воспитание №12, 1967.-32 с.
  20. Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. -96 с.
  21. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. –М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] - М.: Академия, 2000.- 176с.
  23. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своегл народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. -144 с.
  24. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
  25. Кругликов Г.И. Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996.-344 с.
  26. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
  27. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993.-56 с.
  28. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с.
  29. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. -400с.
  30. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300-301с.
  31. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95.
  32. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с.
  33. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
  34. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – Просвещение. 1990.- 160 с.
  35. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
  36. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с.
  37. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.
  38. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
  39. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с.
  40. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] - М.: Наука, 1990.
  41. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1975.
  42. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.- 155с.
  43. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 1998.- 284с.
  44. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108.
  45. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с.
  46. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 143 с.
  47. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с.
  48. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2007.-80 с. – (Юным умникам и умницам).
  49. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.
  50. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-224 с.
  51. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] -М., 1997.-204 с.
  52. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-246с.
  53. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Пособие для учителя. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -320 с.
  54. Честных Ю.Н. Открыть человека. – М.: Просвещение, 1991 – 208 с.
  55. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -512 с.
  56. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. Тубельский А.Н. – М.: 1994. -480 с.
  57. Школа сотрудничества / Адамский А.И. – М.: Первое сентября, 2000.-272 с.
  58. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 1990.
  59. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1999.-274с.
  60. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.
  61. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34
  62. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 1974.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка