Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа
Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59
Задания творческого характера на уроке русского языка в младшей школе предполагают вариативность решения задания. Они должны быть направлены на развитие интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Творчество неотделимо от знаний и умений, которые получает младший школьник в учебном процессе, в связи с чем это понятие («творчество») связывается в педагогике с термином «способности».
Для развития творческих способностей в младшем школьном возрасте необходимо развить у учащихся следующие умения:
классифицировать объекты, ситуации и явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии (динамике);
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формулировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты;
использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает преодоление психологической инерции мышления, оценивание оригинальности решения, сужение поля поиска решения, мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Развитие творческих способностей ученика во время урока возможно при наличии следующих условий:
свободная атмосфера в школе и в классе (без авторитарности);
доверие и уважение к ученикам со стороны учителя (наводящая помощь);
высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач;
внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью и способностям;
атмосфера общей
культуры в школе, так как педагог
может достичь желаемого
Работа по развитию творческих способностей
в начальной школе состоит из нескольких
этапов:
1) подготовительный (элементы творчества
в обычной деятельности, например, игры):
используется в 1 - 2-х классах;
2) исследовательский
(творчество в изучении языка,
например, составление словарей): проходит во 2 - 3-х классах;
Творческие задания по русскому языку
учитель должен давать систематически,
начиная с наиболее легких. Первые несколько
работ выполняют обычно 60 - 70% учеников.
После первых работ, видя, как это интересно,
какую похвалу от товарищей можно заслужить,
в работу начинают втягиваться все. Но
и перегружать заданиями нельзя, так как
интерес к их выполнению в таком случае
пропадет.
Творческие упражнения организуются
и проводятся по-разному, поскольку различен
характер усваиваемых школьниками занятий,
умений и навыков творческой, практической
деятельности. Однако все видам творческих
упражнений присущи общие этапы работы
и дидактические приёмы их подготовки
и проведения.
Во-первых, процесс выполнения всех видов
творческих упражнений носит сознательный
характер. Необходимым условием успешного
решения поставленных в них творческих,
практических задач является осознание
школьниками цели, всестороннее понимание
возникшей проблемы, содержание, структуры
и результатов выполнения предстоящей
деятельности.
Во-вторых, в процессе подготовки учащихся
к выполнению творческих упражнений проводится
тщательный анализ задания, наличие данных,
намечаются направления, рациональные
способы самостоятельного осуществления
практической деятельности, мобилизации
имеющихся у школьников знаний, умений,
навыков, необходимых для выполнения работ
творческого характера.
В-третьих, предстоящей творческой деятельности
придаётся строгая логичность, составляется
план последовательности выполнения задания.
В-четвёртых, проводится непосредственная
реализация намеченного плана.
В-пятых, полученный результат сопоставляется
с заданием, проверяется правильность
решения творческой задачи.
Среди видов работ, связанных с творческим
использованием материалов учебника,
можно выделить такие группы:
виды работ частично творческого характера:
составить предложение по опорным словам,
на заданную тему, разных конструкций,
дописать предложения, восстановить текст,
составить ответы на вопросы, озаглавить
рассказ, составить элементарное описание,
провести элементарный анализ композиции
текста, сопоставительный анализ художественных
и научных текстов и т.д.
Например, выполнение такого упражнения
носит частично творческий характер. Задание:
Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные
слова синонимами.
В сентябре у
нас стоит хорошая погода. Дождливых
дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья.
Казалось, что они собираются на весёлое
торжество и надевают свои наряды. В воздухе
ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный,
радостно, праздник, чувствуется.
Также частично творческий характер носит
работа по завершению предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг силы( : во( ёлочки
кто-то шор( . Там ё( ! Напала Жучка на ( (
. Да не тут ( ! Наколола она нас и ( . Также
частично творческий характер носит работа
по исправлению предложений: Илья Муромец
собрался с мощью. Ёж смотался в клубок.
Я уже ездил на самолёте. Мы готовились
встречать пернатых птиц. Речка замёрзла
льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе
описывается об одном случае.
Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».
Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя - могучие лапы, у волка - крепкие зубы, у быка и барана - рога. 3.От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить-петлять. 5. А у зайца одна защита - длинные ноги да заячьи горькие слёзы. (2 - 5 - 1 - 3 - 4).
Выполнение следующего задания также является примером работы с творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).
Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе раздался певучий звук струны.
Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант!
Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" и др.
Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.
Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка - это полдела. Вторая и основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о переживаемом.
Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Таким образом, модернизация образования поставила перед современной школой задачу воспитания грамотного, творчески мыслящего поколения
Выводы по первой главе:
Творческие способности младших школьников в социально-культурных учреждениях формируется в различных творческих кружках: мастерских, кружках мягкой игрушки, столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания, художественной самодеятельности и пр. Учитывая, что младшие школьники многое выполняют первый раз в жизни, при организации творческих занятий необходима поэтапность требований, продуманность в организации работ, точность оценки сделанного и проверка выполнения.
Таким образом, модернизация образования поставила перед современной школой задачу воспитания грамотного, творчески мыслящего поколения
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
Для того чтобы процесс творческого развития учащихся первого класса осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся
Критерии |
Показатели |
Средства измерения |
Когнитивный |
1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним. 2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях. |
Тестирование Методика "Наборщик". |
Мотивационно-потребностный |
1..Отношение к творческим упражнениям. 2.Развитие творческих способностей. 3.Стремление к самовыражению, оригинальности. |
Наблюдение. Методика "Составь рассказ о несуществующем животном" |
Деятельностный |
1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности. 2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. 3. Участие в коллективной творческой деятельности |
Наблюдение Метод проблемных ситуаций. Методика "Три слова" |
В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития творческих способностей младших школьников
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когнитивный |
Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие. |
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие. |
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь. |
Мотивационно -потребностный |
Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания. |
Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность. |
Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности. |
Деятельностный |
Проявляет оригинальность, воображение,
самостоятельность при |
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя. |
Не может создавать и принимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий |
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка