Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

434 ДИПЛОМ.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

 

Характеристика  уровней творческих способностей младших  школьников

1.Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся  на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

 

    1. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка

После определения  уровней развития творческих способностей, был проведен первый констатирующий эксперимент.

Цель первого  констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном и экспериментальном классах.

Эксперимент проводился в первых классах школы общеобразовательной школы. В качестве контрольного класса был определен 1 а класс, в качестве экспериментального – 1 б класс. Оба класса состоят из 20 учащихся. Учащиеся занимаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова и имеют примерно одинаковые показатели успеваемости и общего развития. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах 3, 4, 5, на рис.1, 2,3.

Таблица 3

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент)

 Уровни

Класс

     

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

25,3%

58,4%

17,3%

Контрольной

30,1%

58,4%

11,5%



 

 

 



 

Таблица 4. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

 Уровни

Класс

     

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

30,2%

54,2%

15,6%

Контрольной

35,1%

49,5%

15,4%


 


 

 


Таблица 5

Таблица 5. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

 Уровни

Класс

     

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

19,6%

70,7%

9,7%

Контрольной

25,6%

63,4%

11,0%


 


 

 

 

 


 

 

 

Результаты  первого констатирующего эксперимента показывают, что у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.

У учащихся контрольного класса в целом уровень развития творческих способностей несколько выше, чем у учащихся экспериментального класса. (Промежуточные таблицы находятся в приложении).

Данные первого  констатирующего эксперимента свидетельствуют  о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что  обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.

Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, когда оно соответствующим образом затрачивает его эмоциональную сферу. Виды пересказов текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие:

  1. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.
  2. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.
  3. Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста.
  4. Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
  5. Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное.
  6. Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине.
  7. Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному.

При проведении формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей младших школьников, перед учащимися  была поставлена следующая задача - объединить сходное содержание, имеющееся в нескольких текстах. Для выполнения такого пересказ ребята должны осуществить сложную творческую мыслительную операцию - синтезирование. Под синтезированием обучения понимается объединение, связывание, установление отношений между усвоенными знаниями. Переходим к характеристике выполнения упражнений этого вида пересказа.

Перед учащимися  ставится задача - составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется  данная работа после соответствующей  подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану. Например,

1. Прочитайте  три рассказа: рассказ Скребицкого  и Чаплиной "Погляди в окно", "Чем дятел зимой кормился", "Воробей".

2. Беседа по  тексту на выявление фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в текстах.

3.Обнаружение  общего в содержании прочитанных  рассказов. 

4.Ответы на  вопросы в целях языковой подготовки.

5.Формулирование  задания: составить рассказ "Как  зимующие птицы добывают себе пищу".

6. Структурно-композиционная  работа (план рассказа):

- Птицы - "зимовщики".

- Корм птиц  зимой.

- Добывание  пищи.

7. Ролевая игра. Изображение птиц.

Работа над  пересказом усложнялась. Рассказывание  осуществляется не только на основе прочитанных прозаических, но и стихотворных текстов. В связи с этим, перед учащимися ставится задача не просто объединить вычитанное из разных текстов, а составить рассказ на определенную тему по мотивам прочитанного в разных произведениях. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности учащихся гораздо больше требования. Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов. Например,

1. Прочитайте  стихотворение Ф. Тютчева "Весенняя гроза", "Весенний шум", стихотворение М. Исаковского "Весна".

2. По мотивам  этих стихотворений составьте  рассказ на тему "Весна".

3. Составление  плана будущего рассказа:

А) первый весенний гром,

Б) природа пробуждается,

В) люди радуются весне.

Данное задание  рассчитано не на воспроизведение текста, а на развитие его содержания. Разумеется, что импровизация эта являлась плодом творческого воображения детей и должна иметь реальные основы. В связи с этим необходимо в беседе привлекать чувственный жизненный и читательский опыт. Чем шире опыт, тем больше размах творческого воображения.

В качестве формирующего эксперимента в экспериментальном 3 «А» классе нами проводилась целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников. После чего был проведён 2 констатирующий эксперимент. Цель второго констатирующего эксперимента: выявить изменения в уровне развития творческих способностей учащихся контрольного и экспериментального классов.

Во втором констатирующем эксперименте использовались средства измерения, представленные в параграфе 1.3. для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка был проведен ряд уроков (Приложение). Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах 6,7, на рис.4,5

Таблица 6

Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)

Критерии

 

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

 Уровни

Класс

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Экспериментальный класс 

44,5%

55,5%

0

49,4%

51,6%

0

35,9%

64,1%

0

Контрольный класс 

30,6%

59,4%

10,0%

34,5%

49,1%

15,4%

20,4%

69,6%

10,0%



 

 

 

 

 

 


 

 

Рис.4 Распределение  учащихся контрольного и экспериментального классов во втором констатирующем эксперименте

Таблица 7

Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей

(первый и  второй констатирующий эксперимент)

Критерии

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

 Уровень

Эксперимент

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

I

25,5%

60,3%

14,2%

30,5%

54,2%

15,3%

20,4%

59,3%

20,3%

II

44,7%

55,3%

0

50,0%

50,0%

0

35,8%

64,2%

0


 

 


 

 

 


 

Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие результаты:

Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 15 до 20% по различным критериям.

У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. (Приложение 6)

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка