Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русскому языку.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса творческого развития учащихся первого класса.
2. Определить критерии и уровни развития творческого развития учащихся первого класса.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………8
1.1. ……………………………………………………8
1.2. ……………12
1.3..................................................................................17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………..………………………..…..32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….32
2.2. Изучение особенностей творческого развития учащихся первого класса на уроках русского языка …………………………....……………………....37
.2.3. Работа по творческому развитию учащихся первого класса на уроках русского языка…………………………………………………………………40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………......56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

434 ДИПЛОМ.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника  развивается в работе, требующей  большой умственной и двигательной активности. Это происходит:

когда учащийся занят умственной деятельностью. (Реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций);

когда изучаемый  материал доступен пониманию учащихся;

 когда изучаемый  материал вызывает сильные переживания;

когда изучаемый  материал интересен учащимся и соответствует  их потребностям;

когда учащиеся включены в творческую деятельность.

Поэтому материал педагогу желательно преподносить таким  образом, чтобы он был небольшим  по объему, прост, легко осмысливался, был связан с практическими действиями. Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10-20 минут.

Хотя произвольность восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет:

замечают не главное, а то, что бросается в глаза;

часто восприятие ограничивается только узнаванием и  последующим называнием предмета.

путают предметы сходные в том или ином отношении;

ситуативность восприятия: узнают предметы в привычном  для них положении.

Большая эмоциональность  восприятия наглядное, яркое, живое воспринимают очень эмоционально.

Для развития восприятия детей, на занятиях, нужно развивать  наблюдательность, а для этого  необходимо:

учить выделять эталоны, как специальные образцы  в соответствии с которыми ученик должен действовать.

учить сосредоточиваться  на предмете восприятия, выделяя особенности  предмета, подчеркивая главное.

учить анализировать, сравнивая предметы (6 и 9, Э и 3 и  т.п.), чтобы выделять существенное (главное) и выражать его в слове.

Постепенно  младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдательностью, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В младших классах  ученики запоминают большой по объему информационный материал, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие затруднения. Этот недостаток можно устранить, обучая их рациональным приемам запоминания, так называемым «мнемическим приемам». Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что заинтересовало, что стало личностным знанием. Память развивается вместе с развитием внимания и мышления.

  Перед каждым педагогом стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов.

Для развития ребенка  очень важно формирование разнообразных  интересов. Для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, это  особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Такие условия  желательно создать в любой социально-культурной организации, социальном учреждении, так  как именно эти учреждения призваны решать, задачи воспитания и творческого  развития ее участников.

В современных  условиях, когда социально-культурные учреждения призваны прежде всего решать педагогические задачи, наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности в  младшем школьном возрасте, поскольку  данный возраст - это период интенсивного формирования нравственного сознания, убеждений системы оценочных суждений. Развивая творческие способности младших школьников, социально-культурные учреждения способствуют педагогизации досуга, так в процессе занятий любимым делом воспитывают, развивают духовные потребности, вкусы, кругозор, формируют творческие качества личности, углубляют ее общественную активность.

Таким образом, перед социально-культурными учреждениями стоят три основные задачи:

постановка  четкой педагогической цели, заключающейся в формировании творческих способностей личности участников на основе и в процессе многогранной деятельности, которой живет каждый художественный и технический коллектив;

увеличение  числа участников художественных и  технических кружков.

развитие художественно - эстетической грамотности учащихся. То есть социально-культурные учреждения должны прививать способность и  умение общаться с искусством не только с точки зрения событийного, предметного  содержания произведения искусства, но и в первую очередь на основе понимания его художественно - образного строя, восприятия художественных образов.

Особенностью  процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях  является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).

Содержание образовательного процесса социально-культурного учреждения осуществляется через множество  отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и  родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.

Творческие способности  младших школьников в социально-культурных учреждениях формируется в различных  творческих кружках: мастерских, кружках  мягкой игрушки, столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания, художественной самодеятельности и пр. Учитывая, что младшие школьники многое выполняют первый раз в жизни, при организации творческих занятий необходима поэтапность требований, продуманность в организации работ, точность оценки сделанного и проверка выполнения.

Творческие  кружки способствует самоутверждению  и самовыражению личности в свободное  время. Работа в кружках строится по принципу добровольности, поэтому  ее содержание в большей степени  отвечает индивидуальным устремлениям детей младшего школьного возраста.

 

1.3.  Развитие творческих способностей младших школьников

 
  При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепций развития творческих способностей школьников на уроках русского языка с начальной ступени обучения ребенка в школе.

Средства развития творческих способностей используются практически на всех этапах обучения русскому языку: 
 
 на этапе объяснения нового материала (представление информации);

на этапе закрепления  и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям);

на этапе контроля за усвоением  знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся);

на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение  главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Творческие (креативные) способности - это комплексные возможности  школьника в совершении деятельности и действий, направленных на созидание  им новых образовательных продуктов.

Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.

Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из различных методов обучения - беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процесс е выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование для выяснения степени осмысливания школьником к отдельных приемов работы, так и всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения творческого замысла. 
 Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у школьников, свободой сознательной деятельности.

Замысел наполняет  всю работу в целом, так как  продумывается весь путь к получению результата труда, цели труда: использование материалов, средств труда, последовательность операций и подготовка к работе. Подготовка - промежуточная форма работы, звено между замыслом и исполнением. Она включает в себя заготовку и подбор сырья, наладку инструментов, раскладку их на рабочем месте.

Исполнение - это  венец, высшая форма работы, - представляет собой непосредственное изготовление изделия, завершает подготовку, реализует  замысел. Подготовка сберегает время  для исполнения, поэтому учащимся нужно прививать серьёзное отношение к подготовке, тогда будет успех в осуществлении замысла. Исключительную роль в достижении успеха при исполнении играет владение школьниками необходимыми умениями, навыками, привычными действиями, которые они получают в процессе практической или теоретической деятельности.

Для того, чтобы  учащиеся сознательно усваивали  знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались  творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.

К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой можно оценить замысел и творческие способности учащихся.

Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.

Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С  этой целью используются приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных знаний, навыков, умений, способностей.

Некоторых из них  парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К приёмам  оказания помощи относятся: напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов.

Приём напоминания  применяется, если необходимые знания или способы действия не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом  начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.

Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у школьников.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка