Физические способности человека и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:16, реферат

Краткое описание

Еще в античный период древнегреческий мыслитель, философ Платон отмечал: «Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество. Эти качества необходимо иметь каждому воину». В работе «Армия» Ф. Энгельс характеризует солдат будущего общества: «По силе, ловкости, интеллигентности они превзойдут тех солдат, которых может дать современное общество». В наше время его взгляды являлись одной из предпосылок научных исследований и последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом конкретной воинской специальности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.17 Кб (Скачать)

 Реферат

Тема: «Физические способности  человека и их развитие»

Введение

Еще в античный период древнегреческий  мыслитель, философ Платон отмечал: «Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество. Эти качества необходимо иметь каждому воину». В работе «Армия» Ф. Энгельс характеризует солдат будущего общества: «По силе, ловкости, интеллигентности они превзойдут тех солдат, которых может дать современное общество». В наше время его взгляды являлись одной из предпосылок научных исследований и последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом конкретной воинской специальности.

Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает  их как свойства и способности  человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение  физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения. Сила - это способность производить механическую работу.

Неутомимость - способность  к длительному ее выполнению. Быстрота - способность управлять силой  во времени. Ловкость - способность  управлять ею в пространстве.

Для П.Ф. Лесгафта характерен физиолого-анатомический подход: сила - мышцы туловища, выносливость - мышцы ног, ловкость - мышцы рук. Он полагал, что физические качества зависят от химического состава мышц. Современные исследования выделяют в мышцах белые и красные волокна. Белые волокна способствуют проявлению скоростно-силовых параметров в активной двигательной деятельности, красные волокна - длительному выполнению работы. Так, у спринтеров мышцы ног содержат 75% белых волокон и 25% красных, а у стайеров наблюдается прямо противоположная картина.

Автор первого учебника по ТМФВ для вузов профессор А.Д. Новиков трактовал физические качества как выражение функциональной дееспособности организма к психофизическим напряжениям в процессе двигательной деятельности. Сила - способность к максимальным по величине напряжениям, быстрота - по интенсивности, выносливость - по длительности; ловкость - способность к максимальным по сложности психофизическим напряжениям.

Известные советские физиологи  доктора наук В.С. Фарфель, Н.А. Берштейн, А.Н. Крестовников исследовали физические качества с разных позиций. В.С. Фарфель изучал качества по зонам мощности, т.е. по механизмам энергообеспечения движений:

- максимальная и субмаксимальная - анаэробные механизмы энергообеспечения;

- большая и умеренная - аэробный (кислородный) механизм энергообеспечения.

Н.А. Берштейн провел исследования и написал монографию по координационным способностям и построению движений. А.Н. Крестовников считал физические качества формой проявления дееспособности функциональных систем организма.

В литературе встречается  и такое определение: физические качества - это отдельные качественные стороны двигательной деятельности. Все вышеперечисленные определения  верны, просто авторы акцентируют внимание в этих формулировках на своей  позиции. Исследования в области  биохимии спорта и теории функциональных систем приводят к заключению, что  физические качества - это формы  проявления физической активности, связанной  с энергетическим обеспечением движений. Специфика проявления физических качеств  определяется характером физической активности и составом ведущих функциональных систем ее обеспечения.

На мой взгляд, отражает сущность и легко запоминается следующее  определение: физические качества - это  функциональные свойства организма, обеспечивающие активную двигательную деятельность. Физические качества, двигательные качества - равнозначные термины. Если хотят обратить внимание на психические и физиологические механизмы, то еще называют психомоторные качества. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше  развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в  деятельности всех систем и органов  человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с  развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его  деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень  важно в современных жизненных  условиях.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.

Двигательные качества формируются  неравномерно и неодновременно. Наивысшие  достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.

Общие закономерности развития физических качеств:

1) развитие качеств происходит в процессе двигательной деятельности, требующей их проявления;

2) взаимосвязь качеств в процессе их развития;

3) постепенность и неравномерность  развития качеств.

Развитие физических качеств происходит по фазам (этапам). На разных этапах это развитие происходит неодинаково. Так, на ранних этапах их воспитания (у начинающих спортсменов) развитие одного качества обусловливает и развитие других. На определенном этапе воспитания (как правило, у высококвалифицированных спортсменов) развитие одного качества может тормозить развитие других. В возрастном аспекте развитие физических качеств отличается разновременностью (гетерохронностью). Скоростные качества достигают пика биологического развития в 13-15 лет, а силовые - в 25-30 лет. Разнонаправленность в развитии отдельных качеств особенно значительна в период полового созревания. В школьном возрасте принято выделять периоды наиболее значительных возрастных изменений в организме, в том числе и в развитии физических качеств. Эти периоды получили название сенситивных (наиболее чувствительных). Целенаправленное воспитание конкретных качеств в сенситивных периодах дает наибольший эффект, т. к. обеспечивает наиболее высокие темпы их прироста.

Любое физическое качество - это биологическое свойство и  способность использовать их в процессе активной деятельности. Следует также  помнить, что уровень развития и  проявления качеств в процессе активной двигательной деятельности определяется не только функциональными свойствами организма, но и его духовными качествами (волевыми усилиями).

Понятие о силе и силовых качествах

Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.

Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую  выносливость. Максимальная сила зависит  от величины поперечного сечения  мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено  силовое упражнение или силовой  прием. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.

Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. Для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц.

Чтобы развить силу, нужно:

1. Укрепить мышечные группы  всего двигательного аппарата.

2. Развить способности  выдерживать различные усилия (динамические, статические и др.)

3. Приобрести умение рационально  использовать свою силу.

Для быстрого роста силы необходимо постепенно, но неуклонно  увеличивать вес отягощений и  быстроту движений с этим весом. Сила особенно эффективно растет не от работы большой суммарной величины, а  от кратковременных, но многократно  интенсивно выполняемых упражнений. Решающее значение для формирования силы имеют последние попытки, выполняемые  на фоне утомления. Для повышения  эффективности занятий рекомендуется  включать в них вслед за силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие расслаблению мышц и  пробуждающие положительные эмоции - игры, плавание и т.п.

Уровень силы характеризует  определенное морфофункциональное  состояние мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и  обменную функции. Корсетная функция  обеспечивает при определенном мышечном тонусе нормальную осанку, а также  функции позвоночника и спинного мозга, предупреждая такие распространенные нарушения и заболевания как  дефекты осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция живота играет важную роль в функционировании печени, желудка, кишечника, почек, предупреждая такие заболевания как гастрит, колит, холецистит и др. недостаточный  тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен и тромбофлебиту. Недостаточное количество мышечных волокон, а значит, снижение обменных процессов в мышцах ведет к  ожирению, атеросклерозу и другим неинфекционным заболеваниям.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение либо статическое напряжение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу, что имеет большое значение при обеспечении общего кровотока и лимфотока. «Мышечный насос» развивает силу, превышающую работу сердечной мышцы и обеспечивает наполнение правого желудочка необходимым количеством крови. Кроме того, он играет большую роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на процессы восстановления и удаления продуктов обмена. Недостаточная работа «мышечного насоса» способствует развитию воспалительных процессов и образованию тромбов. Таким образом нормальное состояние мышечной системы является важным и жизненно необходимым условием. Уровень состояния мышечной системы отражается показателем мышечной силы. Из этого следует, что для здоровья необходим определенный уровень развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе - мышцах спины, груди, брюшного пресса, ног, рук.

Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям, так и индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на должный уровень у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. В возрасте 19-29 лет происходит относительная стабилизация, а в 30-39 лет - тенденция к снижению. При управляемом воспитании силы целесообразно в 16-18 лет выйти на нормативный уровень силы и поддерживать его до 40 лет.

Необходимо помнить, что  между уровнем отдельных мышечных групп связь относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты - это  упражнения с преодолением массы  собственного тела, когда учитывается  не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу  в абсолютной силе, обусловленную  возрастно-половыми и функциональными  факторами.

Нормальный уровень силы - необходимый фактор для хорошего здоровья, бытовой, профессиональной трудоспособности. Дальнейшее повышение уровня силы выше нормативного не влияет на устойчивость к заболеваниям и рост профессиональной трудоспособности, где требуется значительная физическая сила.

Гибкость и  методика ее развития

Под гибкостью понимают способность  к max по амплитуде движениям в суставах.

Гибкость - морфофункциональное  двигательное качество. Она зависит:

- от строения суставов;

- от эластичности мышц и связочного аппарата;

- от механизмов нервной регуляции тонуса мышц.

Гибкость - это не только умение ловко владеть своим телом. Хорошая подвижность в суставах спасает от вывихов, разрывов, других повреждений связок. хорошая гибкость необходима для каждого спортсмена, так как позволяет раскрыть полностью силу, быстроту, координацию. Но в каждом виде спорта есть еще и свой, типичный для него тип гибкости. У пловца - это подвижность плечевых и голеностопных суставов. Боксеру необходимо особенно отрабатывать подвижность суставов рук, эластичность голеностопных связок.

Различают активную и пассивную  гибкость.

Активная гибкость - способность  выполнять движения с большой  амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость - способность  выполнять движения с большой  амплитудой за счет действия внешних  сил (партнера, тяжести). Величина пассивной  гибкости выше показателей активной гибкости.

В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин «специальная гибкость» - способность  выполнять движения с большой  амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под «общей гибкостью», в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и  в различных направлениях.

Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние  факторы: возраст, пол, телосложение, время  суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних  классах (в среднем) выше показателей  старшеклассников; наибольший прирост  активной гибкости отмечается в средних  классах.

Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек  на 20-30% выше по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин и в последующей возрастной периодике.

Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние  уменьшается.

В утренние часы гибкость значительно  снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов. Утомление оказывает  существенное и двойственное влияние  на гибкость. С одной стороны, к  концу работы снижаются показатели силы мышц, в результате чего активная гибкость уменьшается до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения силы способствует восстановлению эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная  гибкость, подвижность увеличивается  до 14%.Неблагоприятные температурные  условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия  перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах.

Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения  точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.

Средства и методы:

Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их делят на 2 группы: активные и пассивные. Активные упражнения:

- однофазные и пружинистые (сдвоенные, строенные) наклоны;

- маховые и фиксированные;

- статические упражнения (сохранение неподвижного положения смаксимальной амплитудой).

Информация о работе Физические способности человека и их развитие