Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
выявить методы развития творческих способностей учащихся
охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7
1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16
1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19
1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22
Глава II Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26
2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26
2.2 Описание метода исследования творческих способностей подростка…28
2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29
2.4 Описание формирующего эксперимента…………………………………32
2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………...………43
Заключение…………………………………………………………………..…46
Библиографический список………………………………...………………....48
Терминологический справочник……………………………………………...51
Приложения ……………………………………………………………….…...52

Файлы: 1 файл

диплом для распечатки.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Подчеркнем, что это  явно расходится с обыденными представлениями, оказывающими большое влияние на педагогику. Так, например, принято считать, что музыкальные, пластические ("способности к изобразительному искусству), математические и другие, специальные способности — это то, что дается природой, от бога. При этом экспериментальные исследования показывают, что уровень их развития почти на 50—60% зависит от влияний среды.

Нельзя не отметить, что  рассуждения о наследуемости  интеллекта, креативности в целом  и тем более специальных способностей имеют общий характер. Вполне естественно было бы предположить, что разные составляющие и интеллекта и креативности и, конечно же, разные специальные способности наследуются по-разному. Эти предположения нашли подтверждение в специальных исследованиях. Например, специалисты в области генетики Ф. Айала и Дж. Кайгер, пользуясь близнецовым методом и обобщив сведения многих исследователей, приводят данные о степени зависимости ряда различных признаков от наследственных факторов. (прил. 1)

Чем больше  специалисты  изучают   генетику, тем больше обнаруживают связей     между     генотипическими     особенностями     и особенностями  поведения,   деятельности человека в целом.

Поиску «гена гениальности»  были посвящены специальные исследования известного советского биолога Владимира  Эфромсона. Основываясь на ее собственных экспериментах, В. Эфромсон утверждает, что даже такие качества личности, как альтруизм и гуманизм, имеют в основе своей определенные генотипические предпосылки. Однако «ген гениальности» им найден не был.

Физические  факторы

Интересные факты, свидетельствующие  о влиянии физических явлений  на рождение выдающихся люден, обнаружил, в своих исследованиях русский  ученый Е, С. Виноградов (1989). Рассмотрим некоторые из полученных им данных.

Радиостимуляция задатков. О губительном действии радиации на организм человека написано много книг и статей: научных, популярных, художественных. Но всегда ли радиация враг? Оказывается, что в особые ключевые, переломные моменты развития организма (зачатие, рождение, половое созревание и др.) определенное повышение радиационного фона оказывает положительное действие.

«Кислородный  эффект». Специалисты по радиобиологии утверждают,    что    биологическое    действие ионизирующей    радиации усиливается с повышением концентрации кислорода в организме, принцип лег в основу открытого южно-африканскими врачами и используемого в настоящее время в разных странах метода ранней стимуляции умственных способностей детей. В ходе наблюдении было замечено, что у женщин, получавших во время беременности кислород, рождались дети, заметно опережавшие сверстников по уровню и темпам умственного развития. И наоборот, проявление гипоксии в этот период у женщин приводило к прямо противоположному результату. Следует учитывать, что содержание кислорода в организме увеличивается с ростом атмосферного давления. Поэтому в дни, когда давление повышено, действие фоновой радиации усиливается.

Одиннадцатилетний солнечный цикл и рождаемость одаренных людей. Е. С. Виноградов провел необычное и очень любопытное исследование зависимости рождения выдающихся людей (гениев) от всплесков космической радиации, порождаемой солнечными вспышками и широкими атмосферными ливнями частиц. В годы умеренного Солнца одаренных людей рождается на 10% больше, чем в годы пассивного и активного Солнца.

химические  факторы

Наряду с физическими  весьма действенными являются химические факторы, Существование мощных химических мутагенов открыли в конце 40-Х  годов 11. Л. Рапопорт и Ш Ауэрбах. Широкую известность     приобрели     эксперименты     американского ученого С. Замменгоффа Он вводил беременным крысам  гормон роста Но новорожденные крысята не отличались по своим размерам и весу от обыкновенных. Правда, обнаружилось, что их мозг оказывался на 20% богаче нервными клетками, И по результатам дальнейших опытов стало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычные, они: гораздо быстрее обучались проходить лабиринт и выполнять другие тесты.[8; 39]

Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно усилить путем  использования особых химических соединений. Известный психолог Владимир Леви еще в конце 60-х годов сделал предположение о том» что движение к повышению эффективности функционирования мозга может пойти по этому пути. Он назвал этот путь путем химической перестройки.

Биологические факторы

Возраст родителей: одаренные дети рождаются у молодых и у пожилых родителей. Но что говорят нам специальные исследования и статистика'? Специалисты в области генетики утверждают, что возраст матери не безразличен для состояния нервной системы новорожденных. Его увеличение повышает частоту врожденных отклонений от нормы  - аномалий.[14;147]

Но аномалии, вызванные этим фактором («возраст матери»), предполагают отклонения как в одну, так и в другую сторону.  У этих женщин чаще должны рождаться не только умственно отсталые, но и одаренные дети. Это обстоятельство частично подтверждают биографические данные выдающихся людей. Например. Наполеон, Л И. Менделеев и др. были рождены немолодыми матерями

Одаренность может быть результатом отсутствия генетически  обусловленных патологий, а также отчасти генетически обусловленной надежности действия всех, или, по крайней мере, большинства систем организма. Примечательно, что многие исследователи, проводившие специальные долговременные исследования (Н С Лейтес; Л. Терменидр.), подчеркивали, что одаренных детей часто отличает от сверстников, кроме выдающихся умственных способностей, хорошее состояние здоровья вообще.

Несколько иные данные получены при изучении влияния возраста отца. Существует гипотеза, громко именуемая авторами дуальной теорией саморазвития генотипа.  Согласно ей,   индивидуальный опыт, накапливаясь, фиксируется в генотипе и передается потомству через мужчин. В основе этой идеи лежат сведения, полученные в результате изучения биографий великих людей. Более 90% гениев, как следует из их биографий, были рождены пожилыми отцами (около 40 лет и старше).

Однако психогенетические исследования не подтверждают этой точки зрения. Специалисты чаще высказываются в пользу того, что возраст отца, в отличие от возраста матери, скорее следует считать нейтральным фактором по отношению к проявлению одаренности в потомстве, а выявленная в биографиях закономерность рождения выдающихся людей от пожилых отцов легко может быть объяснена действием культурных традиций.

Также мы считаем значимым, раскрыть  и средовое влияние на развитие потенциала личности.

Влиянию среды на уровень  развития интеллектуально-творческого  потенциала личности и уровень ее достижений традиционно посвящается много специальных исследований.

Решающим средовым фактором развития детского интеллекта признается «психическая стимуляция», происходящая при общении ребенка и взрослого. Мы уже касались вопроса том, что одним из важнейших составляющих средового воздействия признается «внутрисемейная среда». В работах известного российского психолога В. Н, Дружинина выделены три группы моделей, объясняющие ее влияние на интеллект.   [8;93]

Первая группа моделей  утверждает, что решающая роль                       принадлежит общению между родителями и детьми, это и оказывает, по мнению сторонников этой идеи, решающее влияние на развитие интеллекта ребенка. Особенно в данном случае подчеркивается важность фактора времени: чем больше родитель общается с ребенком, тем больше его интеллектуальное влияние на ребенка. Однако нетрудно убедиться в сомнительности этих утверждений.

Поскольку среднестатистическая мать больше общается с ребенком, чем отец, то  в этом случае психогенетических исследованиях должны наблюдаться большие связи уровней интеллекта детей и матерей, чем отцов. Но в действительности этого нет.

Вторая     группа    моделей,     называемая     идентификационной, предполагает,   что  ребенок   развивается  благодаря   тому,  что   осваивает             новые роли. При идентификации себя с одним из родителей (того же пола)    он овладевает способами  поведения,  характерными для родителя. Эмпирические исследования также не подтверждают эти предположения.

В качестве третьей В. Н. Дружинин выделяет модель психолога    Р. Зайонца. Она прогнозирует зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье. Р. Зайонц предположил, что от числа детей в семье зависит ее интеллектуальный климат. 

Исследования сотрудников Р. Зайонца изучавших связь между коэффициентом интеллекта и местом ребенка в структуре семьи, показали, что    IQ  в   среднем   снижается   при   увеличении    числа   детей   в   семье. Наибольшие баллы IQ получают старшие дети; чем дальше младшие от первенца и чем больше детей в семье, тем IQ младших ниже.

Иные результаты получены у исследователей, изучавших зависимость уровня креативности от количества детей в семье.  Оказалось, что в этой ситуации модель Р. Зайонца не работает. Исследователи М Рунко и М, Балед тестировали детей на уровень развития дивергентного мышления, по Дж, Гилфорду, у подростков (5—6 класс). Но их данным, лучшие результаты имеют единственные дети. На втором месте первенцы, затем следуют     младшие     дети. Худшие  показатели креативности продемонстрировали средние по времени рождения дети. Важно, что дети, у которых больше братьев и сестер, показывают лучшие результаты, чем дети, имеющие одного брата пли сестру.

Эта мысль косвенно подтверждается другими исследованиями. Многие специалисты отмечали, что дети, имеющие много братье и сестер, менее эгоцентричны, более открыты опыту, легче кооперируются с другими, более настойчивы и коммуникабельны.

 

На творческие способности  человека имеют огромное влияние, как  его генотип, так и среда, в  которой он обитает. Краткий обзор  внешних, физических и других факторов позволил увидеть воздействие лишь незначительной части их на генотип человека, а через него и на результат развития. Следует изучит возрастной аспект исследуемой категории лиц, так как биологический, а следовательно психологический фактор имеет определенное влияние на развитие творческих способностей. Изложенные выше результаты изучения средовых влияний на уровень интеллектуально-творческого развития ребенка не отражают всей палитры исследовании. На эту тему в последнее время публикуется много специальной литературы. Кроме того, многие аспекты этой сложной проблемы просто не исследованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психолого-педагогические особенности подростка

Подростковый возраст  — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности – к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех.[11; 56]

Д.И Фельдшейн рассматривая развитие подростка, отмечал, что в  этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной  сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков. Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность. Может осложнять процессы развитии. Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний, творческий мир другого.

Напомним, прежде всего, о своеобразии самочувствия подростков, об испытываемом ими ощущении серьезного перелома. Девочки и мальчики замечают резкие изменения в своей внешности; начало полового созревания  приносит им новые переживания, приоткрывая перед ними такую сторону жизни, которая раньше занимала их мало. Они по-иному воспринимают самих себя, свои отношения с близкими и, прежде всего с родителями, с товарищами по школе, со сверстниками во дворе. Они предчувствуют скорую взрослость и начинают торопить ее наступление, отстаивая свою самостоятельность, своё право на собственное мнение, на независимые оценки.

Кризис тринадцати лет  – это фаза, в течение которой подросток изживает свое детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов. В целом, это период ломки и отмирания старых интересов и вызревания биологической основы, на которой развиваются новые интересы. [3]

Несмотря на то, что  данный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному. Характер и содержание кризиса обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. Если они смягчаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами родители могут и не заметить никакого кризиса.

Для подросткового возраста характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Стремясь к постижению причинно-следственных связей, они пытаются задавать много  вопросов с хитринкой, требующего от учителя большой аргументации и убедительного доказательства. [3]

Желание утвердить свою личность в глазах других, в глазах настоящих взрослых, легко проследить  едва ли не во всех действиях и поступках  подростка. Он отвергает неуважительный тон старших, не приемлет категоричности  их предписаний, намеренно подчеркивает свою автономность в выборе занятий.

Информация о работе Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку