Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:44, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
выявить методы развития творческих способностей учащихся
охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7
1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16
1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19
1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22
Глава II Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26
2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26
2.2 Описание метода исследования творческих способностей подростка…28
2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29
2.4 Описание формирующего эксперимента…………………………………32
2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………...………43
Заключение…………………………………………………………………..…46
Библиографический список………………………………...………………....48
Терминологический справочник……………………………………………...51
Приложения ……………………………………………………………….…...52
Готовность подростка в штыки встретить любое – действительное или мнимое – покушение взрослых на его самостоятельность открывает дорогу для импульсивного поведения. Отсюда - порой обиды, бунт, негативизм. Отсюда – незрелые, вполне детские поступки (хотя и призваны доказывать именно «взрослость»), несдержанность, недисциплинированность. Владение собой в подростковом возрасте неустойчиво, не вполне еще сложилась способность подчинять свои симпатии и антипатии чему-то более существенному. Так невзлюбив учителя, подросток перестают заниматься самим учебным предметом. [15;84]
Сложность и противоречивость натуры подростка в том, что при ярко выраженной претензии на взрослость, на самостоятельность он из-за недостаточности знаний, нехватки жизненного опыта испытывает состояние внутренней неуверенности в своих силах и умениях. Потому-то он и рвется продемонстрировать все свои таланты. Для подростка характерна быстрая смена творческой деятельности.
В большинстве случаев у подростков не возникает круг совершенно определенных конкретных представлений о своем будущем, о формах осуществления его жизненных планов, целей; о путях самосовершенствования и развития своих талантах. Следовательно, задача учителя – создание благоприятных методических, организационных и психологических условий для развития творческих способностей подростка в процессе обучения.
1.3 Методы развития творческих способностей учащихся.
Обращаясь к опыту Д.Б. Богоявленской, следует отметить, что ей выделен такой метод развития творческих способностей как «создание креативного поля», где акцентируется внимание на применение творческих практических упражнений. В современных условиях и возможностях образования, применение лишь творческих практических упражнений не дает высоких результатов, а в некоторой степени тормозить их совершенствовании, оставаясь на нединамичной точке.
Мы считаем необходимым выделить как методики и программы зарубежных авторов для одаренных детей, так и общие методы, применяемые при изучении различных дисциплин, а затем скрестить две методики в одну – более совершенную и способную к результатам в современных условиях.
В разработке программ обучения одаренных детей раннего и подросткового возраста были использованы четыре концептуальные модели, условно названные модель «свободный класс» (школа им. Хелены Ланге) (Германия); «структура интеллекта» Гилфорда («SQI» - Structure of the intellect); «три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «таксономия целей обучения» Блума. [18;119]
Ю.К. Бабанский выделяет следующие методы обучения, а также ранжирует данные методы по определенным функциям: [прил. 2]
Выделив основные методы обучения и их функции по Ю.К Бабанскому, мы приходим к выводу, что наиболее эффективными для развития творческих способностей являются практический метод, метод познавательной игры и ситуационный метод. [10:360] Следовательно, данные методы будут реализованы в практической части данной работы.
Важно отметить опыт современных педагогов и психологов. Следовательно, проанализировав частные методики развития творческих способностей, можно выделить общие положения, правила:
Таким образом, мы выделили основные способы развития творческих способностей учащихся на различных уровнях: заграничный опыт, опыт советской педагогики и опыт современных педагогов. В имеющихся условиях из множества способов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям. Следовательно, мы считаем необходимым, более подробно изучить такой метод обучения иностранному языку как «креативное поле» и концептуальную модель « свободный класс».
1.4 Создание креативного поля как способ развития творческих способностей учащихся.
Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б. Богоявленской для описания проводимых её психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступал ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие – то из этих вариантов, закономерностей и пр. для нахождения каждого из этих возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную творческую работу. Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти свой способ решения, рассказать о нём и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рассказ или объяснение будут подхлестывать других, актуализировать задачу поиска.
Под методом «креативного поля» Д.Б. Богоявленская подразумевает непосредственное внедрение творческих практических заданий в учебный процесс. Мы же, под понятием «креативное поле» подразумеваем не только внедрение творческих практических упражнений во время учебных занятий и уроков, но также грамотно и творчески организованные время, пространство и деятельность учителя. То есть определенное сочетание модели «свободный класс» и метода Д. Б. Богоявленской с внедрением творческих практических упражнений, так как считаем, что «креативное поле» более широкое понятие, которое сочетает в себе вышеперечисленные критерии.
Время. Дети произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими интересами. Объединяются в группы, однако, совсем необязательно, можно работать самостоятельно, вдвоем с товарищем или учителем. Немаловажным обстоятельством является и то, что детям дается время для взаимного обмена и обогащения знаниями как в самом классе, так и на игровой площадке. Практически все время они находятся в тесном контакте друг с другом, делятся опытом, идеями, чувствами, фантазиями, умениями. [4]
Помещение. Учебное помещение организуется таким образом, чтобы отвечать интересам, замыслом и потребностям, как детей, так и педагогам. Находящееся оборудование и мебель переставляются с места на место в зависимости от вида занятий. Если учащимся требуется большое свободное пространство, например, для того чтобы построить макет, создать проект, то вместе со своим учителем они могут разгородить маленькие участки, объединив их в один большой. Характерно, что большое открытое пространство стимулирует детей использовать его максимально и с наибольшим для себя интересом. Такая пространственная организация, по мнению специалистов, способствует возникновению творческого импульса в детях. Гибкое использование помещения вносит элемент разнообразия в учебный процесс, делает его многосторонним. [4]
Учитель. Учитель не замыкается на преподавании учебного материала по строго составленному расписанию. Учитель строит процесс обучения таким образом, чтобы поощрять в ребенке инициативу, независимость, изобретательность и творческий подход, то есть именно те качества, которые присущи одаренным детям. Ученики наравне с учителем отвечают за все происходящее в классе. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов своей деятельности, дети помогают своему педагогу строить его деятельность, основанную на принятии ребенка как данности. Наличие недюжинных организаторских способностей является обязательным качеством педагога. Он должен быть готовым тратить массу времени на планирование, сбор материалов и создание такой атмосферы в классе, которая была бы привлекательной для детей и стимулировала бы их творческие способности. [4]
Творческие практические задания – учебные задания, содержащие творческий компонент, для решения, которого учащемуся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Творческие практические задания представляют собой задания, содержащие помимо творческого компонента, еще и практический, для решения, которого учащемуся необходимо использовать знания, умения, приёмы и способы решения, для перевода какого-либо явления на примеры из жизни, предварительно сделав необходимые выводы. Практические задания основаны на практический деятельности учащихся, формируют практические умения и навыки, т. е выполнение практического действия происходит с целью овладения и повышения его качества (решение проблемы с использованием теоретических знаний). [4; 58]
Творческие практические
Как правило, ученик сам определяет пути решения задачи и находит их. Знания, необходимые для решения задачи ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности развивается творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация новых знаний, переносит их в совершенно нестандартные ситуации, делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность в самообразовании. Знания такого типа – одно из самых эффективных средств развития творческой личности.
При решении творческих практических заданий, в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данные задания выполняют функцию углубления знаний, умений, а также способствуют стимулированию познавательной деятельности.
Таким образом, мы охарактеризовали такой метод развития творческих способностей учащихся как «создание креативного поля», выделив основные критерии: время, пространство, деятельность учителя, творческие практические упражнения. Литературные источники подсказывают нам, что для развития своих талантов учащиеся должны свободно распоряжаться временем и пространством. Каждый из этих принципов является составной частью той системы, которая называется открытой или свободной. Учитель волен стимулировать и направлять естественное любопытство, любознательность, изобретательность, самостоятельность, интеллектуальные и творческие способности учащихся. Все это позволяет сделать вывод, что такой метод развития творческих способностей учащихся как «создание креативного поля» предоставляет широкие возможности для проявления и развития потенциала учащегося. В следующей главе мы экспериментально проверим данный метод развития творческих способностей учащихся.
Глава 2. Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку.
2.1 Описание эмпирической базы исследования
Данное исследование проводилось
в муниципальной
Исследование было проведено среди учащихся 1 и 2 стратой параллели 9 класса. В 1 страте 10 человек: 6 мальчиков и 4 девочки. Во 2 страте 12 человек: 10 мальчиков и 8 девочек.
Учащиеся учатся в разных классах, но при изучении иностранного языка параллель поделена на три страты, две из которых учат английский язык, одна немецкий, и оставшиеся ученики французский. Важно отметить, что, несмотря на то, что учащиеся первой страты недостаточно сплоченны, так как учатся в разных классах, они аккуратны в своих действиях, вместе с тем, они довольно любознательны при наличии соответствующей мотивации. Учащиеся достаточно самостоятельные личности, проявляют творческий подход ко всему новому. Учащиеся активно участвуют во многих общественных мероприятиях школы и города. Проявляют себя в спорте, музыки и учебе, так среди них есть профессиональные спортсмены, Dj школы. Данная параллель обучается по программе В.П. Кузовлева «English 9».В данном учебном пособие есть упражнений для развития творческих способностей. С нашей стороны, данные упражнения будут более эффективными, если представлять их в форме ситуаций, познавательных и ролевых игр. Следовательно, тематика и идеи упражнений, представленных в учебнике способны развивать и совершенствовать творческие способности, но также мы будем использовать данные упражнения с некоторыми поправками в плане выбора формы представления и выполнения