Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:44, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
выявить методы развития творческих способностей учащихся
охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7
1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16
1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19
1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22
Глава II Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26
2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26
2.2 Описание метода исследования творческих способностей подростка…28
2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29
2.4 Описание формирующего эксперимента…………………………………32
2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………...………43
Заключение…………………………………………………………………..…46
Библиографический список………………………………...………………....48
Терминологический справочник……………………………………………...51
Приложения ……………………………………………………………….…...52
Результат исследования уровня развития творческих способностей во 2 страте 9 классов. [прил.4 ,6 ]
имя |
беглость |
оригинальность |
гибкость |
творчество |
Кирилл Ш. |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Саша. Е |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Аня П. |
3 |
15 |
1 |
22,3 |
Ксюша. С |
3 |
15 |
1 |
22,3 |
Алена. В |
3 |
15 |
1 |
22,3 |
Сережа Ц. |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Никита Г |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Аня Н |
3 |
15 |
1 |
22,3 |
Таня Ш. |
3 |
15 |
1 |
22,3 |
Никита Л |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Данил М |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Сережа. Т |
4 |
17,5 |
0,8 |
19 |
Итог: |
7 |
32,5 |
1,8 |
41,3 |
Беглость:1 предложение – 1 балл, Б = 7
Гибкость:1 слово – 0,1 балл, m – число слов = 18Г = 0,1 m = 0,1*1,8=1,8
Оригинальность – Ор = 5k, где, k – число оригинальных предложений = 6,5. Ор – 5*6,5=32,5
Креативность-
Т = 7+1,8+32,5 = 41,3, где Т – суммарный показатель теста.
Таким образом, мы видим, что положение во второй подгруппе не изменилось: уровень развития творческих способностей зафиксирован на отметки в 41,3, показатель беглости на отметки 7, гибкости 1,8, а оригинальности – 32,5.
Таким образом, учащиеся 1 страты придумали 9 предложений, из которых 8 предложений достаточно оригинальны и лишь одно предложение употреблено с ошибкой по грамматике английского языка, учащиеся использовали 25 слов, т. е расширили свой лексический запас слов, или перевили пассивный словарь в активный. В итоге их уровень творческих способностей зафиксирован на отметке в 51,5 балла по тесту Гилфорда. Учащиеся 2 страты придумали 7 предложений с правильно выстроенной грамматикой английского языка, но одно предложение не имеет смысла, так как представляет собой пустой набор отдельных словосочетаний; при этом употребив 18 слов, как и первоначально, следовательно, изменений по данному параметру мы не наблюдаем. Согласно тесту Гилфорда уровень их творческих способностей зафиксирован на отметке в 41,3 балла.
Мы приходим к выводу, что эксперимент увенчался успехом, так как контрольное тестирование показало, что уровень развития творческих способностей в первой страте вырос на 19 %, так как учащиеся придумали большее количество предложений за то же самое время, чем первоначально, научились переключаться с одного класса слов на другой, что свидетельствует о гибкости творческого мышления и об увеличении словарного запаса. Наряду с этим, учащиеся придумали большее число оригинальных предложений, предложений с правильно выстроенной грамматикой английского языка.
Как мы видим, во второй страте, в котором формирующий эксперимент не проводился, изменения также произошли, но на небольшой процент увеличения – 8 %. И данный процент увеличения связан с воспроизведением большего числа предложений, а не с гибкостью мышления, переключения творческого мышления. Данные изменения могут свидетельствовать о том, что грамотно и творчески организованное помещение – то бишь один вычлененный компонент представленной системы» креативное поле» стимулирует развитие творческих способностей учащихся, так как учебные занятия и уроки, как в первой, так и во второй страте проходили в одном помещении.
Систематическое применение метода «создание креативного поля» действительно способствует развитию творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку. Важно отметить, что применение данного метода используется в системе: все данные компоненты были внедрены и реализованы в процессе обучения, каждому компоненту отводились определенная роли, которые реализовались в достаточной мере.
Заключение
Сложность и противоречивость натуры подростка в том, что при ярко выраженной претензии на взрослость, на самостоятельность он из-за недостаточности знаний, нехватки жизненного опыта испытывает состояние внутренней неуверенности в своих силах и умениях. Потому-то он и рвется продемонстрировать все свои таланты. Таким образом, в системе школьного образования развитие креативных способностей подростков является одним из важнейших факторов становления личности.
Мы рассмотрели природу творческих способностей личности и выявили, что на творческие способности человека имеют огромное влияние, как его генотип, так и среда, в которой он обитает. Краткий обзор внешних, физических и других факторов позволил увидеть воздействие на результат развития личности. Определили возрастные особенности подростков, выделили основные методы развития творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку. Проанализировали такие методы как «креативное поле» и « свободный класс». Скомбинировав данные методы, мы получили систему взаимодействующих компонентов метода «создание креативного поля» по развитию творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза о том, что систематическое создание «креативного поля» в процессе обучения английскому языку способствует развитию творческих способностей подростка подтвердилась, так как эксперимент увенчался успехом. Разработав систему взаимосвязанных компонентов системы по развитию творческих способностей и содержание творческих практических заданий на базе упражнений из учебного пособия В.П. Кузовлева “English 9 проверили эффективность данного метода на практике.
Таким образом, можно наблюдать рост креативных способностей подростка, так как контрольное тестирование показало, что уровень развития творческих способностей в первой страте параллели девятых классов вырос на 19 %, так как учащиеся придумали большее количество предложений за то же самое время, чем первоначально, научились переключаться с одного класса слов на другой, что свидетельствует о гибкости творческого мышления и об увеличении словарного запаса. Наряду с этим, учащиеся придумали большее число оригинальных предложений, предложений с правильно выстроенной грамматикой английского языка. Во второй страте, в котором формирующий эксперимент не проводился, изменения также произошли, но на небольшой процент увеличения – 8 %. И данный процент увеличения связан с воспроизведением большего числа предложений, а не с гибкостью мышления, переключением пассивного словаря в активный.. Данные изменения могут свидетельствовать о том, что грамотно и творчески организованное помещение – то бишь один вычлененный компонент представленной системы «креативное поле» стимулирует развитие творческих способностей учащихся, так как учебные занятия и уроки, как в первой, так и во второй страте проходили в одном помещении.
Применение метода «создание
креативного поля»
Важно отметить, что проведенные исследования являются базой для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы. Они также дают материал для работы, как в исследуемых группах, так и в подобных группах, но при условии дополнительного изучения особенностей предполагаемых испытуемых.
Данная исследовательская работа является лишь небольшим материалом по работе с учащимися подросткового возраста и поможет для реализации себя в будущей педагогической деятельности.
Библиографический список
Электронные ресурсы:
Терминологический справочник
Генотип - генетическая конституция, совокупность генов, полученных от родителей.
Задатки – анатома – физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Креативное поле – метод развития творческих способностей через непосредственное внедрение творческих практических заданий в учебный процесс. ( Д.Б. Богоявленская)
Одаренность – высший уровень развития способностей человека, позволяющий ему достичь особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Подростковый возраст – период развития, являющийся переходным от детства к взрослости.
Страта – «выборка», часть учеников параллели конкретного возраста, разделенные по определенному признаку/ам.
Свободный класс - программа развития творческих способностей детей, одаренных учащихся, основанная на определенном соотношении и организации времени, помещения, деятельности учителя и учащихся.
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.
Творческие задания – учебные задания, содержащие творческий компонент, для решения, которого учащемуся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые.