Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
выявить методы развития творческих способностей учащихся
охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7
1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16
1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19
1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22
Глава II Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26
2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26
2.2 Описание метода исследования творческих способностей подростка…28
2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29
2.4 Описание формирующего эксперимента…………………………………32
2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………...………43
Заключение…………………………………………………………………..…46
Библиографический список………………………………...………………....48
Терминологический справочник……………………………………………...51
Приложения ……………………………………………………………….…...52

Файлы: 1 файл

диплом для распечатки.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля  в процессе обучения английскому языку

 

Выпускная квалификационная  работа

 

 

 

 

 

 

 

Власова Н.В.

Специальность 05030352

«иностранный язык»

Группа: 33 А

Научный руководитель:

Еремеева Л.И.

 

 

Допущена к защите

«__» _______200_г

Зав. Кафедрой:

З.Н.Добрынина______

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2009

  

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7

1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7

1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16

1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19

1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22

Глава II Практическое исследование  творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26

2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26

2.2 Описание метода  исследования творческих способностей  подростка…28

2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29

2.4 Описание формирующего  эксперимента…………………………………32

2.5  Результаты контрольного  эксперимента………………………...………43

Заключение…………………………………………………………………..…46

Библиографический список………………………………...………………....48

Терминологический справочник……………………………………………...51

Приложения ……………………………………………………………….…...52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В современных условиях России  утверждающиеся социально-экономические  отношения прогнозируют новые  целевые установки инновационных стратегий образовательного процесса, содержания образования, сущность которых заключается в поиске альтернативных моделей образовательных систем, в разработке многополярных и многовариантных образовательных технологий, рассматриваемых в контексте культуры и творчества.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение  в государственных документах. В концепции модернизации Российского образования говорится о том, что «ориентация  общеобразовательной школы направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».[12;8] В Концепции долгосрочного социально-экономического развития и развития образования  РФ на период до 2020 года «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, являются одними из основных задач развития культуры и образования». [2] На развитие творческих способностей учащихся ориентирует Национальная доктрина образования Российской Федерации, утверждающая положение о разностороннем и своевременном развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей и молодежи. [1]

В типовом положении  об образовательных учреждениях  сказано, что «задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе  дифференцированного обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности». [20; 35]  Следовательно, делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.

Компетентностный подход, который набирает силу в современной  школе, является отражением потребности  общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной,  продуктивной и творческой  деятельности в различных социально-значимых ситуациях. [6]

Из вышесказанного следует  что, важнейшая задача, которая стоит  перед современным обществом - целенаправленное формирование творческой личности.

 Разработка теоретических  и практических аспектов творческого  развития и саморазвития личности  имеет многовековую историю. Идеи  развития творческих способностей человека выдвигались в античную эпоху (Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Гераклит, Квинтилиан), в эпоху Возрождения идеалом образования являлось развитие человека, разностороннее проявление его способностей (Э. Роттердамский, Т. Мор, Ж.-Ж.Руссо). В XVII -XVIII вв. наметился этап генерирования новых педагогических идей, особое внимание уделялось развитию творческих способностей (И.Г.Песталоцци Д. Фребель, А. Дистервег). В XX  проблема развития творческих способностей актуализировалась в работах Г. С. Альтшуллера, Ю. К. Бабанского,  И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, и др.

   Анализ научной  литературы с целью определения  степени разработанности темы  позволил выявить противоречие между:  
возрастающими требованиями к развитию творческих способностей подростка и относительно узкой направленностью реального процесса обучения английскому языку, ориентированного преимущественно на достижение частных дидактических целей.

Выявив через анализ противоречия бесспорные приоритеты развития творческих способностей подростка, ставим проблему исследования: действительно ли метод «создание креативного поля» в процессе обучения английскому языку способствует развитию творческих способностей подростка?

Исходя из смыслового содержания темы исследования и выполненного обзора основных направлений, разработан методологический аппарат выпускной квалификационной работы.

 Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание  метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность  в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.

Объект: процесс развития творческих способностей подростка.

Предмет: содержание креативного поля, способствующего развитию творческих способностей подростка на уроке английского языка.

В соответствии с целью  поставлены следующие задачи исследования:

  • проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
  • выявить методы развития творческих способностей учащихся
  • охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
  • эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.

Сформулирована следующая гипотеза: систематическое создание «креативного поля» в процессе обучения английскому языку способствует развитию творческих способностей подростка.

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использованы следующие методы исследования:

  1. теоретическое изучение и анализ литературы
  2. наблюдения
  3. педагогический эксперимент
  4. беседа
  5. тестирование
  6. анализ полученных результатов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

1.1 Природа творческих способностей человека

В настоящее время  существуют различные точки зрения на природу способностей. Одним из самых распространённых является утверждение о врождённости способностей. Важное значение имеют особенности нервной системы и особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности, в задатках следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства.

Даже самые ярко выраженные задатки могут дальше развиваться  в способности лишь в процессе труда, учения, игры.

Изучая литературу по вопросу современного взгляда на природу способностей человека, мы  столкнулись с понятием - одаренность.

Некоторые ученые и в  наше время, как когда-то Ф. Гальтон. под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Если рассуждать формально, то эту точку: зрения можно считать верной. Нельзя не отметить, что корень слова одаренность дар, аналогично в английском языке — gift. И, произнося его, мы уже допускаем, что в психике человека есть нечто такое, что ему даровано. Дар этот им не заработан, не заслужен, его не получишь путем старательного учения, не купишь, не выиграешь в лотерею. В этом аспекте проблема одаренности интенсивно исследуется психогенетикой.

Психогенетика свидетельствует, что этот  генетически обусловленный компонент (дар) в значительной мере определяет как конечный результат, так и темп (скорость) развития. Среда воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное  педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

В отечественной психологической  и педагогической литературе и в обыденном сознании в течение многих десятилетий утверждалась в качестве неоспоримой истины мысль о том, что все дети одарены одинаково, что вундеркиндов и бесталанных детей создает окружение или среда,

В настоящее время специалистами в области: генетики и психогенетики открыто много интересных фактов,  выявлены любопытные закономерности, позволяющие диагностировать и прогнозировать развитие живых организмов, и в том числе человека основываясь на знании генотипических особенностей. Эти знания проливают свет и на представления о характере зависимости уровня развития умственных способностей человека от его генотипических особенностей.

Термин генотип образован  от двух греческих слов: gеnos - происхождение и tipos — форма, образец. Генотипом называют генетическую конституцию, совокупность генов, полученную от родителей.[5;267]

Под термином среда в  специальной литературе понимают весь комплекс внешних воздействий. Этот комплекс можно условно поделить на макросреду и микросреду. К факторам макросреды обычно относят такие глобальные средства воздействия, как особенности национальной культуры, специфику социально-политического устройства общества, географическую среду. К факторам микросреды все то, с чем ребенок вступает в непосредственный контакт: семья, школа, сверстники (друзья).

Ранее в психолого-педагогической науке было принято выделять и  ставить на один уровень с генотипом  и средой третий фактор воспитание. И даже более того, ему присваивали  роль «ведущего» По мнению сторонников  этой точки зрения, именно воспитание, а не какие-то непонятные генотипические особенности или неуправляемые средовые факторы обеспечивают развитие личности. Только воспитание, понимаемое как целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое специально подготовленными для этого людьми, способно сформировать личность в соответствии с определенными идеологическими постулатами.

С развитием генетики, педагогики и психологии все дальше отступают «умозрительные теории». Каждое новое открытие позволяет  тоньше различать во многих внешних проявлениях человеческой активности степень влияния и средовых, и генотипических факторов.

 В связи с выше  сказанным, важно отметить, что  существует факторы, влияющие  на генотип человека:

Генотипические  факторы

 Большая часть исследователей  на основе экспериментальных данных, делает вывод о том, что специальные способности менее зависимы от генотипа и в большей мере определяются влияниями среды. Доля генотипической обусловленности 40—50%.

Информация о работе Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку