Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
выявить методы развития творческих способностей учащихся
охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7
1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16
1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19
1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22
Глава II Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26
2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26
2.2 Описание метода исследования творческих способностей подростка…28
2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29
2.4 Описание формирующего эксперимента…………………………………32
2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………...………43
Заключение…………………………………………………………………..…46
Библиографический список………………………………...………………....48
Терминологический справочник……………………………………………...51
Приложения ……………………………………………………………….…...52

Файлы: 1 файл

диплом для распечатки.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Практические задания:

Think and tell us about your problem, it may connect with your body, clothes or budget and others will help you, they will give you cool answer….the example you can see in the books p.69

Результат: все учащиеся справились с данным заданием, многие подошли к нему творчески, подключили воображение и чувство юмора  и придумали проблемы, которые не существуют на самом деле. Отдельные учащиеся не придумали новых проблем по теме, но сформулировали их на основе учебника и наглядного материала, представленного в рабочей тетради.

6. Урок № 6

Тема: “ What size are you?”

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию  новых знаний и способов деятельности по теме с помощью ситуационного  метода, чтения текста и разыгрывание диалога.

Практическое задание: you are in a shoe shop, lets play and talk… you are welcome, don’t forget that you have to use phrases from the box  in page 66.

Результат: учащиеся не представили новых, нетипичных ситуаций, задание вызвало трудности у многих учащихся, так как им не хватало лексического запаса слов, а также в демонстрировании  коммуникативных навыков без подготовки.

7. Урок № 7

 Тема: How do teens express themselves through music?

Цель: создание организационно - методических условий по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме «how do teens express their individuality through music?» в ходе представления проектов учащимися. (знание  музыкальных направлений, являющимися основополагающими для многих других современных музыкальных стилей, развитие умения творчески представлять результаты своей деятельности)

Практические задания Make a project about different music styles according to plan.

Результат: по результатам защиты проектов мы выяснили, что все учащиеся справились с творческими практическими заданиями. Все учащиеся представили проект в форме электронной презентации, так как для проектов было необходимо музыкальное сопровождение, творческий подход отмечался в выборе темы, оформления презентации – слайдов, выборе иллюстраций и т д. Учащиеся отметили не традиционность, оригинальность формы итогового урока (к/р.), что способствовало большему интересу, мотивации по выполнению работы. 

 8. Урок 8

 Тема Sequence of tenses

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий для развития навыка перевода текста из прямой речи в косвенную через выполнение практических упражнений данного вида.

Практическое задание:  Make up and tell your own joke and then others will retell it in reported speech. The example of jokes you can see on the page 89.

Результат: в ходе выполнения задания учащиеся склоны к переписыванию, заимствованию шуток из анекдотов, смешных историй. Но важно отметить, что учащиеся синтезировали многие идеи, добавив при этом свое видение ситуации, т е подключили воображение при выполнении данного задания.

9. Урок  № 9

Тема:  How can you burn calories?”

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий по применению  знаний и способов деятельности по теме через устный рассказ или презентацию своего творческого продукта.

Практическое задание: you task is to make up a diet for any problem to your liking, but also you have to present it in order we will want to try it.

Результат  девочки справились с данным заданием наиболее полно, представив разнообразные диеты в форме монолога или рассказа, но которые были им уже известны из других источников информации, поэтому они не проявили творчества в данном задании. Мальчики же напротив, не были знакомы с данной проблематикой, поэтому не были достаточно заинтересованы и мотивированы, но представили весьма оригинальные идеи в форме рекламы и  слоганов, мальчики акцентировали внимание на яркой презентации диет, которые не несли большой смысловой нагрузки, а порой состояли и из одного предложения.

Мероприятия:

Также были проведены  два внеклассных мероприятия, содержание которых представленных ниже, они  были направлены на максимальное раскрытие  личности, на раскрытие ораторских, актерских талантов  учащихся, на высказывание собственной позиции  учащихся  по обсуждаемым проблемам. Место данных мероприятий может варьироваться в зависимости от целей и задач урока, от содержания изучаемого материала, от учебного плана. Данные мероприятия были реализованы в начале данного эксперимента и в конце, т е при знакомстве учащихся,  и на заключительных уроках.

    • Мероприятие «Стиляги»

Цель: развитие навыка вести беседу, оппонировать, предлагать пути решения проблемы в ходе просмотра и обсуждения фильма.

Учащимся было предложено посмотреть фильм с дальнейшим обсуждением. Учащиеся были разделены на четыре группы по секциям со своей темой для раскрытия, далее каждая группа представляла свою тему и выражала собственное отношение к фильму, собственное мнение  и оценку данного фильма. Темы для обсуждения представлены ниже: 
- Комедийный мюзикл о прогрессивной советской молодежи 50-х годов от режиссера Валерия Тодоровского смешал в себе множество стилей и направлений. Стиляги как сочетание стилей.  
- Модное прозвище и советская действительность. 
- Тема любви в фильме, причины, подвиги и результат.

- Индивидуальность и  способы ее проявления.

Результат: учащиеся заняли активную позицию в обсуждении данного фильма, некоторые учащиеся открылись классу как ораторы, так как ясно и логично выражали свое мнение. Групповая работа прошла успешно, так как учащиеся представили и раскрыли свои темы не только в комментариях и монологах, а также использовали сценки, музыкальные композиции, каждый учащийся обозначил свою позицию по данному фильму.

    • Мероприятие « Любовь и влюбленность»

Класс: 9

Цель: содействовать  благоприятному и дружелюбному развитию отношений между мальчиками и девочками в классе через проведение данного мероприятия.

Задачи:

  1. Совершенствование навыка монологического выступления с помощью высказывания собственного мнения по проблеме « любовь или влюбленность».
  2. Развитие внимания, творческих способностей учащихся  в ходе таких заданий как «Продолжи ряд», «кто признается в любви лучше всех», «чья фраза лучше», « как поступить».
  3. Формирование навыков владения речевым этикетом через обсуждения понятий любовь и влюбленность, а также в ходе выполнения задания « кто признается в любви лучше всех».
  4. Развитие способностей достигать согласия, приходить к единому мнению в ходе выбора победителей различных конкурсов.

Принципы:

Целесообразности 

Учет предыдущего опыта

Наглядности

Оборудование: оформленная доска, листочки, ручки, мел, доска, речь учителя, женский платок, мужская шляпа, галстук, женская сумка (для задания «как поступить»).

Тип: занятие применения знаний и способов деятельности

Вид: занятие – практикум

Ход занятия:

Сообщается цель данного  занятия, количество конкурсов и  заданий, происходит мотивация учащихся « совсем скоро день святого Валентина, день всех влюбленных, поэтому знания и опыт, который вы приобретете  благодаря данному занятия, поможет вам разобраться в своих чувствах, а возможно и сделать ваше  признание в любви  ярким и запоминающимся». Далее предлагается ряд заданий, сообщается их название, правила выполнения и т д , контролируется выполнение, а также ведущий занимает активную позицию в обсуждении данной темы.

«Продолжи ряд»

Подросткам  предлагается продолжить ряд слов:

  1. Руки ласковые, изящные, живые ….
  2. Походка летящая, усталая, веселая,….
  3. Глаза добрые, живые..

« влюблённость и любовь» 

Подросткам предлагается для обсуждения два понятия – влюбленность и любовь.

  1. В чем разница?
  2. В каком возрасте можно любить и влюбляться?
  3. Когда это помогает, а когда мешает?
  4. В кого можно влюбляться?
  5. Может ли девочка первой признаться в любви мальчику?

 « как  поступить»

Подросткам предлагается ролевое проигрывание ситуаций (роль мальчика исполняет девочка, а роль девочки - мальчик).

  1. Мальчику нравиться девочка,  и он хочет пригласить ее на свой день рождения домой, где будут и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.
  2. Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?
  3. У девочки есть 2 билета на концерт, в театр, в кино, и она хочет пойти на него с понравившимся мальчиком.

(При разыгрывании  сценок предполагается переодевание, изменение голоса и т п.)

«кто признается в любви лучше всех»

Ведущий говорит, что  признаваться в любви – это  большое искусство. Выбирается один участник. Остальные по очереди признаются ему в любви, используя при  этом не более трех предложений. Он определяет, чье признание ему понравилось больше всего.

 «чья фраза  лучше»

Подростки на одинаковых листочках бумаги составляют по одному признанию в любви, состоящему из одного предложения. Фразы «я тебя люблю»  и « ты мне нравишься» использовать нельзя. Затем ведущий зачитывает признания, составленные подростками. Выбираются три высказывания победителя. После этого подросткам, чьи высказывания были признаны лучшими, можно открыть свое авторство, но можно и не открывать.

Результат: учащиеся проявили активную позицию в данном мероприятии, так как были мотивированы приближающимся праздником любви. Они справились со всеми заданиями, проявив творчество и воображение на том уровне, на котором оно было развито. Атмосфера проведения была дружелюбная, комфортная. Цель и задачи реализованы.

Время.

Данный компонент имеет  немаловажное значение при обмене опытом, знаниями, чувствами. Учащиеся работали во время уроков в группах в соответствии с интересами. Многие учащиеся предпочитали работать индивидуально или в паре, но важно отметить, что учащимся всегда отводилось время для взаимного обмена знаниями, информацией. В конце каждого урока у учащихся всегда была возможность поделиться опытом, идеями, чувствами – так называемая рефлексия. Рефлексия проходила в основном методами «дерево настроений», «градусник» и «устное высказывание».

Результат:  сформировавшиеся навыки рефлексии учащихся, что выражалось в свободной оценке своих и не только действий, знаний, умений. К концу практики, учащиеся могли не только отмечать положительные и негативные стороны того или иного явления, предмета, но и прогнозировать дальнейшее развитие, могли скорректировать свою работу, наметить пути «совершенствования». Важно отметить, что учащиеся, работавшие индивидуально, имели хорошие навыки самопрезентации, в отличие от работавших в группах, где большое количество человек. Но, учащиеся – коллективисты показали себя во время обсуждений, дав большее количество аргументов и точек зрений.

 

 

 

 

 

    1. Описание  контрольного эксперимента.

Цель: выявление уровня развития творческих способностей в первой и второй  стратах 9 класса.

Метод: тест Гилфорда. Учащимся было предложено прежнее задание, но с другими буквами: P L A B. 

Результат исследования уровня развития творческих способностей в 1 страте 9 классов [прил. 4,6]

имя

беглость

оригинальность

гибкость

творчество

Маша. М

4

20

1,1

25,1

Галя. И

4

20

1,1

25,1

Вика И

4

20

1,1

25,1

Кристина П.

4

20

1,1

25,1

Женя Б

5

20

1,4

26,4

Вася Б.

5

20

1,4

26,4

Вася Д.

5

20

1,4

26,4

Леня К.

5

20

1,4

26,4

Ярослав. К

5

20

1,4

26,4

Данил. К

5

20

1,4

26,4

Итог:

9

40

2,5

51,5


 

Беглость 1 предложение – 1 балл, Б = 9

Гибкость 1 слово – 0,1 балл, m – число слов = 25 Г = 0,1 m = 0,1*25=2,5

Оригинальность – Ор = 5k, где, k – число оригинальных предложений = 8.Ор – 5*8=40

Креативность-

Т = 9+2,5+40 = 51,5   , где Т – суммарный показатель теста.

Таким образом, мы видим, что уровень развития творческих способностей зафиксирован на отметки  в 51,5, показатель беглости на отметки 9, гибкости – 2,5, а оригинальности – 40.

Информация о работе Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку