История создания и развития СПС

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Все свое существование разумное человечество искало способы сохранения и приумножения накопленного опыта: навыки работы, сведения об окружающем мире. Это необходимо как для повседневной жизни, так и для наследования потомкам. В далекие времена информация передавалась в виде преданий и устных рассказов. Человек, составляющий летописи, занимался этим всю свою жизнь и имел значимый вес в обществе. Развитие книжного дела позволило передавать и хранить информацию в более надежном письменном виде, который стал доступным для большой части населения. Появление телеграфа, телефона, радио, телевидение, позволило сделать информационный поток не только вседоступным, но и оперативным.

Оглавление

Введение 3
1.История создания и развития СПС
1.1Созданеи СПС на Западе 5
1.2 Создание СПС в России и их особенности. 6

2.Единая суть СПС и принципиальные различия

2.1Понятие, сущность и основы СПС 8
2.2 Обоснованный выбор 9
3. Причины популярности СПС 11
Заключение 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

контрольная работа информация.doc

— 85.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

Содержание                                                                                                         2

Введение                                                                                                              3

1.История создания и развития СПС

1.1Созданеи СПС  на Западе                                                                               5

1.2 Создание СПС в  России и их особенности.                                                6

 

2.Единая суть СПС  и принципиальные различия

 

2.1Понятие, сущность и основы  СПС                                                               8

2.2 Обоснованный выбор                                                                                    9 

3. Причины популярности СПС                                                                        11

Заключение        13

Литература                                                                                                           14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Все свое существование разумное человечество искало способы сохранения и приумножения накопленного опыта: навыки работы, сведения об окружающем мире. Это необходимо как для повседневной жизни, так и для наследования потомкам. В далекие времена информация передавалась в виде преданий и устных рассказов. Человек, составляющий летописи, занимался этим всю свою жизнь и имел значимый вес в обществе. Развитие книжного дела позволило передавать и хранить информацию в более надежном письменном виде, который стал доступным для большой части населения. Появление телеграфа, телефона, радио, телевидение, позволило сделать информационный поток не только вседоступным, но и оперативным.

Вместе с развитием  цивилизации неуклонно и растет информационный поток. Ежедневно издаются нормативно-правовые документы, разрабатывается научно-техническая документации, исследуются все новые области ранее не изученные. Если хранить  все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека, размеры которой не взялся определить не один проектировщик. Помимо размеров письменного хранения документов, его доступность была бы весьма ограничена. Как же справиться с нарастающей лавиной законов, нормативных актов, регламентирующих отраслевых документов и прочей информацией? Как и где вовремя получить достоверную и необходимую правовую и профессиональную консультацию по налогам, бухгалтерии, финансово-экономической и отраслевой специализациям?

  Появление компьютеров дает возможность для более компактного хранения информации в больших объемах. Постепенно появляются программы способные обрабатывать огромные потоки информации. С помощью таких программ создаются информационные системы. Цель такой системы - обработка данных об объектах и явлениях мира и предоставление нужной информации человеку. С появлением Интернета эти системы становятся доступными и оперативными.

Современная жизнь человека -  его работа, его взаимоотношения в обществе требует быстрого, актуального и достоверного доступа к информации, как в правовой, так и в научной сфере.  Информация неуклонно растет, и общее число  выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Это привело к необходимости создания Справочно-правовых систем (СПС). Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной  информации и представляют возможность  оперативной работы с ней. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства.

 

Компьютерная СПС - это программный комплекс, включающий 
в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации, производить поиск конкретных документов, формировать подборки из них, 
выводить информацию на печать и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История создания и развития СПС

1.1Созданеи  СПС на Западе

Первыми, использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией, стали на Западе во второй половине 1960-х годов вместе с развитием технологий и средств телекоммуникации в мире впервые стали появляться компьютерные правовые системы. Причинами появления таких систем стали: во-первых, библиотекам было не под силу собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов. Во-вторых, доступность  и оперативность информации того времени была весьма ограничена.

Изначально справочные правовые системы создавались в основном в виде электронных картотек, которые давали возможность найти все сведения о реквизитах документов,   названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже в то время можно было быстро отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал. В процессе развития некоторые юридические электронные картотеки, благодаря сети терминалов в библиотеках, начали работать в диалоговом режиме и стали широко доступны для всех желающих. Электронные картотеки не позволяли знакомиться с полным текстом документов. Поэтому появилась необходимость создания полнотекстовых систем, которые дают возможность не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом.

В 1967 году началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США LEXIS Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США. Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 года - английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна, в том числе через сеть Интернет. В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании -- INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии -- ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии -- Credos; в Германии -- Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии -- RDB; в Канаде -- DATUM; в Финляндии -- Finlex; во Франции -- IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

 

 

1.2 Создание  СПС в России и их особенности.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась позже, чем на западе. Это было обусловлено в основном политической обстановкой в СССР, «железный занавес», отчуждение западных инноваций, все это тормозило развитие компьютерных систем. Тем не менее,  июле 1975 году руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 году при Министерстве юстиции был  создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако 
пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен. Так продолжалось до начала реформ.

В начале 1990-х годов, когда  начала меняться законодательная база и появилось множество новых  законов, остро встал вопрос доступа  организаций и граждан к правовой информации. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами. Одним из первых подобными разработками стало заниматься научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), которое было создано в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1990 году серьезные усилия были направлены на создание информационно-сервисных программных комплексов - в результате появилась справочная правовая система «Гарант». Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ» приступило к разработке проекта Консультант Плюс.

Особенность Российских информационных систем заключается в том, что на этом рынке представлены только отечественные разработки. Это связано с такими особенностями нашей страны, как огромная территория и относительно слабое развитие телекоммуникаций наряду с необходимостью оперативного предоставления пользователю доступа к большому числу новых документов, поскольку современное российское законодательство 
быстро развивается и пока еще далеко от стабильности. На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем, к основным из них можно отнести следующие:

1. Коммерческие системы:

«КонсультантПлюс» - имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые;

«Гарант» - имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента и которая состоит из одной объединённой базы;

«Кодекс» - большое количество нормативно-технических документов (ГОСТов, СНиПов, РД и т.д.)

«Референт» - уникальная база авторских материалов, Законодательство РФ, Москвы и МО по всем отраслям права — самая молодая система в данном классе.

2. Государственные системы:

НТЦ «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти. В свободном доступе находятся: Законы РСФСР, Законы СССР, Законы Российской Федерации, Кодексы РСФСР, Кодексы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные конституционные законы, Доктрины Российской Федерации;

ИПС «Закон» - информационно-правовая система Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являющаяся основным источником поиска нормативных правовых актов в Государственной Думе.

По своим технологическим  характеристикам и объему включаемой информации, ведущие российские справоно-правовыесистемы не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Единая суть  СПС и принципиальные различия

2.1Понятие,  сущность и основы СПС

Основная задача СПС  – донести максимум достоверной  правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. СПС развиваются и совершенствуются в соответствии с современными мировыми запросами в различных областях информации. Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями, как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновление и юридическую обработку массива правовой информации. Объем ежемесячно вводимой и обновляемой информации достигает нескольких тысяч документов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системы приспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационного банка СПС.

 Документация в  СПС не только хранится и  обрабатывается, но и связана перекрестными ссылками. Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки. Для того чтобы понять, как разместить те или  иные документы в справочно-правовой системе, прежде всего, нужно их получить. Для этого заключаются прямые договоры о сотрудничестве с органами государственной власти и управления.      

После получения необходимых документов начинается кропотливая работа по включению  их в тот или иной информационный банк Системы. После этого документы проходят юридическую обработку с использованием общероссийского классификатора правовой информации. Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов: 
классификации документов; 
выявления взаимосвязей между различными документами; 
составления примечаний к документу. 
 Кроме того, после юридической обработки, документ проходит стадию технической обработки, которая предполагает формирование электронного образа документа в исходном формате для внесения его в информационный банк СПС. Системы формируются по отраслевому или профессиональному принципу, и каждая из систем имеет определенную тематическую направленность. В основу всех систем положены разделы, содержащие правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и узкоотраслевые ведомственные акты. Комплектование этих разделов осуществляется при участии специалистов, ведомств и наиболее авторитетных организаций в соответствующей отрасли. Все справочно-правовые системы имеют в основном одинаковый алгоритм создания, но при этом имеют принципиальные различия в использовании.

2.2 Обоснованный  выбор

Для того чтобы определится, какая справочно-правовая система необходима, нужно четко понимать в каком режиме и объеме она будет использоваться, насколько актуальными должны быть сведения представленные в ней. Каждая система имеет много положительных качеств, и сделать окончательный выбор нелегко.

При принятии решения о приобретении той или иной СПС, необходимо в первую очередь обратить на следующие характеристики

-объем информационного банка;

- формирования пользовательской базы;

Информация о работе История создания и развития СПС