Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа
Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – психический процесс,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА. 5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ. 5
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.3 РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 14
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ. 19
2.1 МЕТОДИКА «ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ». 19
2.2 МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ». 24
2.3 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ МЕТОДИК. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. И. П. Шамякина»
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
«РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ»
Работу выполнила:
Научный руководитель:
Мозырь,2009
Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.
Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – психический процесс, характеризующийся способностью субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы её достижения, а именно идти к намеченной цели преодолевая, внешние и внутренние препятствия. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.
Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
Тема курсовой работы "развитие волевой сферы подростков". Данная проблема является актуальной по настоящее время, так как в подростковом возрасте у ребят возникают сложности в волевой сфере, развитии волевых качеств, и нужно учитывать эти моменты для оказания своевременной помощи подростку.
Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции и саморегуляции детей подросткового возраста.
Над исследованием данной темы работали такие психологи как: Немов Роберт Семенович, Эльконин Даниил Борисович, Талызина Нина Федоровна, Выготский Лев Семенович, Рубинштейн Сергей Леонидович и другие.
Целью данной работы является изучение и исследование развития волевой сферы у подростков (волевых качеств, регуляция поведения).
Задачи исследования:
Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста.
Предметом исследования является развитие волевой сферы подростков 14-15 лет.
Были применены эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Гипотезой данной курсовой работы является мнение, что у детей подросткового возраста сформирована такая важная сторона личности как волевая саморегуляция и самоуправление, то есть способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами, они в состоянии дать оценку своим поступкам.
Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Благодаря воле люди организуют свою деятельность, изменяют природу и общественную жизнь, создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и делают открытия в науке. Ни одна более или менее сложная проблема не решается без участия воли. Так давайте спросим себя, что же такое воля?
Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля - это психический процесс, характеризующийся способностью субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы ее достижения, идти к намеченному, преодолевая внешние и внутренние препятствия.
Воля (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех других) процессов собственным специфическим закономерностям.[4]
Воля обеспечивает выполнение
двух взаимосвязанных функций
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержаться все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли.
Рубинштейн говорил что, волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Существенными признаками
волевого действия являются усиленное
внимание к такому действию и отсутствие
непосредственного
Волевое действие еще называют волевым актом. Он включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Принято различать простой и сложный акты. В простом выделяют два звена постановку цели и ее достижении (исполнение). В сложном акте выделяют шесть звеньев:
1. цель и стремление достичь ее;
2. осознание ряда возможностей достичь цели;
3. появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;
4. борьба мотивов и выбор;
5. принятие одной из возможности в качестве версии;
6. осуществление принятого решения.
Волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности.
Волевая регуляция необходимо для того, чтобы в течении длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развития указанных познавательных процессов от низких к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли.
Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Инициатива, как правило, связанна с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет.
К основным волевым качествам человека также можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, исполнительность, смелость, К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Дадим определения некоторым из этих волевых качеств.
Настойчивость – это волевое качество, благодаря которому человек может направлять свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять на своем принятом решении и бороться за его выполнение, не может быть решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.
Энергичность – это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед трудностями, они его не размагничивают, а наоборот, мобилизуют. Такой человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Исполнительность – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. И в заключение этого пункта хочется отметить, что еще ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участие воли.
Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10 (11) до 13 (14) лет), соответствующий началу перехода от детства к юности [2].
Подростковый возраст (англ. teenage period, adolescence) - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Хронологические границы точно не фиксированы. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным [4].
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека [2].
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и интеллектуальное, и волевое развитие, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В IV классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Из «маленького» он превращается в «старшего», ученик начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.[3]