Развитие волевой сферы у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – психический процесс,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА. 5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ. 5
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.3 РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 14
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ. 19
2.1 МЕТОДИКА «ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ». 19
2.2 МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ». 24
2.3 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ МЕТОДИК. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 36

Файлы: 1 файл

психология воля.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Данная методика позволяет  определить особенности общей волевой саморегуляции испытуемого, особенности его настойчивости и самообладания. Включает 30 утверждений.

Инструкция: «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно, или неверно данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к вам неверно, то "минус" (-)».

Текст опросника смотри приложение 2.

Обработка результатов

1. Определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «Настойчивость» (Н) и «Самообладание» (С).

Каждый индекс — это  сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого  с ключом общей шкалы или субшкал (табл.1).

Таблица 1

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала (В)

1-, 2+, 3+, 4+, 5+, 6-э 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22- 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-.

«Настойчивость» (Н)

1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10- 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+.

«Самообладание» (С)

3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-.


В вопроснике 6 маскировочных  утверждений. Поэтому общий суммарный  балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «Настойчивость» — от 0 до 16 и по субшкале «Самообладание» —  от  0 до 13.

2. Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляция, настойчивости или самообладания.

Для шкалы «В» эта  величина равна 12; для шкалы «Н»  — 8; для шкалы «С» — 6.

Интерпретация. Высокий балл по шкале «Общая шкала» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается  у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений      человека — его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе — деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность — начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальных норм, стремление полностью подчинить им свое ведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности  и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «Самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового и неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы—спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная  желательность высоких показателей  по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции, но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.[7]

 

    1. Методика «Способность самоуправления».

 

Разработана в лаборатории  психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова.

Назначение. Изучение сформированности способности самоуправления. Методику можно использовать, начиная с юношеского возраста. В основе данной методики лежит теория самоуправления, согласно которой самоуправление — целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление — процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Саморегуляция — это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции иная — закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления. Таким образом, самоуправление и саморегуляция — не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека.

Можно выстроить целую  иерархию самопроцессов, начиная ее с авто регуляции, то есть непроизвольной саморегуляции в системе жизнеобеспечения организма животных и человека, затем  надстроить более сложные процессы произвольной регуляции и психического самоуправления.  А на самом высоком уровне поместить взаимоуправление по ходу совместной деятельности и общения — как самый сложный процесс психического управления и регуляции, в котором участвуют не менее двух человек (субъектов самоуправления и саморегуляции). На каждом из уровней появляются новые качества, которых не было на предыдущих, что и дает право говорить об их специфичности и относительной самостоятельности, а вместе с тем и об их целостности.

Развитие способности  самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной ее структуры. Прежде чем начнет складываться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. Такая нужда действительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и средства общения, поведения, деятельности не срабатывают, не приводят к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недовольства собой. Человек начинает действовать методом «проб и ошибок», перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному его изменению (самоуправлению). С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценка качества, принятие решения к действию, контроль, коррекция.

Методика включает в  себя 48 утверждений, распределенных по 8 шкалам, позволяющим выявить такие аспекты способности самоуправления, как анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерий оценки качества, принятие решения, самоконтроль и коррекция. Инструкция подразумевает градации ответов: «да» (+) — «нет» (-).

Инструкция: «Предлагаемая анкета дает возможность узнать о способностях, владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений:

1. Утверждения, требующие обращения к опыту. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет».

2. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению. Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет».

Текст опросника смотри приложение 3.

Обработка результатов. Способность самоуправления оценивается по данной методике на основе обработки результатов анкеты.

1. Подсчитать количество ответов «да» и «нет» в первой строке     (табл. 2). Найти сумму.

2. Подсчитать количество ответов «да» и «нет» во второй строке, найти сумму и т. д.

3. Определить общую способность к самоуправлению:

∑общ. =∑l+∑2 +∑3+...+ ∑s 

4. Сравнить ∑общ. с психодиагностической шкалой, учитывая свою половую принадлежность (табл. 3).

Таблица 2

Образец контрольной  карточки

Считать только                          

 

Наименование  этапов самоуправления

Оценка уровня

самоуправления

по шкале

«Да» — (+)

«Нет» — (-)

Результат, баллы

 

Анализ противоречий

 

Средний

1+

17-

33-

9-

25+

41-

∑1=1+2=3

2-

18+

34+

10+

26+

42+

∑2=2+0= 2

Прогнозирование

Ниже среднего

3+

19+

35+

11-

27+

43-

∑3=3+2= 5

Целеполагание

Выше среднего

4-

20-

36+

12-

28-

44+

∑4=1+2=3

Планирование

Средний

5

21

37

13

29

45

∑5=..

Критерий  оценки качества

 

6

22

38

14

30

46

   ∑6=...

Принятие  решения

 

7

23

   39

15

31

47

∑7=...

Самоконтроль

 

8

24

40

16

32

48

   ∑8=...

Коррекция

 
 

Общая сумма

Общая      способность самоуправления

 

 

Таблица 3

Психодиагностическая  шкала

 

Показатели

Уровни способности  самоуправления

 

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мужчины ∑ общ.

0—13

14—22

23—31

32—40

41

Женщины∑ общ.

0—11

12—21

22—30

31—39

40

∑ общ.

0—1

2

3-4

5

6


 

Интерпретация. Если результаты анкетирования лежат в правой части шкалы, то в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рационален, что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки, действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.

Если результаты анкетирования легли в зоне низких оценок, то у данного человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорей всего такой человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т. е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.

Чтобы лучше узнать о  сформированности отдельных этапов системы управления, сравните свои результаты ∑i с цифрами, приведенными в шкале (табл. 3) и определите степень развития каждого из восьми звеньев процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов. Посмотрите, какие из этих восьми звеньев развиты хорошо, а какие слабо. Подумайте над этим и решите, что нужно делать дальше, как развить у себя способность прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. До сих пор речь шла о первой стадии развития системы самоуправления, о ее горизонтальной структуре.

Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.

1. Анализ противоречий или ориентировка в ситуации — человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: «Почему сейчас не получается так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым?»

Информация о работе Развитие волевой сферы у подростков