Развитие волевой сферы у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – психический процесс,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА. 5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ. 5
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.3 РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 14
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ. 19
2.1 МЕТОДИКА «ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ». 19
2.2 МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ». 24
2.3 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ МЕТОДИК. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 36

Файлы: 1 файл

психология воля.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

2. Прогнозирование — человек формирует модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: «Можно ли что-то изменить? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?»

3. Целеполагание — человек формирует субъективную модель желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить ответы на такие вопросы: «Какими должны быть результаты?» Целеполагание — это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных.

4. Планирование — человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы на такие вопросы: «Какие средства нужны да достижения цели? В какой последовательности их следует применять?»

5. Критерии оценки качества — человек должен решить вопросы: «Какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны?» Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать.

6. Принятие решения — это переход от плана к действиям, это самоприказ к началу действий. Но для этого человеку предстоит ответить на совсем непростые вопросы: «Все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время?» Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности.

7. Самоконтроль — сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает для себя на вопросы: «Как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?»

8. Коррекция — изменение реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: «Как быть дальше?» Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если все идет, как задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторить еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: «Что нужно изменить в своих поступках и действиях? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?»

После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т. д. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления, пока не произойдет переход к саморегуляции.

Создание вертикальной организации системы самоуправления является целью второй стадии развития. Человек должен научиться сознательно и целенаправленно изменять всю иерархию форм своей активности: общение, поведение, деятельность, переживания. Это можно осуществлять последовательно, начиная с нижнего «этажа» — с чувств и эмоций. [7]

 

    1. Анализ проведенных  методик.

Методика «Волевая саморегуляция». До анализа ответов подростков по данной методике, мною было сделано предположение, что у детей в возрасте 14-15 лет уже произошло становление волевых качеств, но они продолжают развиваться.

В анкетировании приняли  участие 10 человек. В ходе обработки ответов учащихся и проверяя, их с помощью ключа приведенного в таблице 1 были выявлены следующие результаты:

 

Общая шкала

«Настойчивость»

«Самообладание»

1 ученик

11

7

5

2 ученик

12

9

6

3 ученик

13

7

7

4 ученик

13

8

8

5 ученик

13

8

8

6 ученик

13

9

7

7 ученик

14

12

6

8 ученик

16

11

6

9 ученик

16

10

7

10 ученик

17

10

11

Среднее по шкалам

12

8

6


 

Исходя, из чего были построены  графики для наглядности и  удобности интерпретации. Судя по построенным графикам, мы можем отметить, что большинство учащихся превысили средние значения каждой из шкал, а значит, их показатели отражают высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости и самообладания. Но есть и ученик, у которого наблюдается низкий балл по двум из приведенных шкал, что говорит о еще не сформированных качествах волевой саморегуляции. Он чувствительный, неуверенный в себе, а также эмоционально не устойчив.

 

 

Вывод: из данной методики следует, что у детей подросткового возраста в возрасте 14-15 лет уже сформирована такая важная сторона личности, как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами, то есть волевая саморегуляция, которая продолжает развиваться.

 

Методика «Способность самоуправления». Проведя обработку результатов, по данной методике, было выявлено, что общая сумма баллов, каждого из учащихся, находиться на среднем уровне способности самоуправления, а у восьмого учащегося уровень выше среднего, у пятого ниже среднего. Это говорит о том, что в среднем у учащихся сформированы все звенья системы самоуправления, которые приведены в таблице 2, одни сформированы слабо, другие хорошо.

У 1 учащегося хорошо сформирован  анализ противоречий, а вот целеполагание  – слабо. У 2 хорошо – анализ противоречий и целеполагание, а плохо – планирование, самоконтроль и коррекция. У 3 хорошо – прогнозирование и коррекция, плохо - критерия оценки качеств, а вот целепологание не сформировано либо уровень очень низок. У 4 хорошо – прогнозирование, целеполагание и критерии оценки качества, плохо – анализ противоречий и самоконтроль. У 5 хорошо – прогнозирование, критерии оценки качества и самоконтроль, плохо – принятие решений и коррекция. У 6 хорошо – анализ противоречий и целеполагание, плохо - критерии оценки качества, а принятие решений на очень низком уровне развития. У 7 хорошо - анализ противоречий и целеполагание, плохо - критерии оценки качества. У 8 хорошо – прогнозирование и принятие решений, плохо - критерии оценки качества. У 9 хорошо - анализ противоречий, целеполагание и критерии оценки качества, а самоконтроль находится на очень низком уровне развития. У 10 хорошо - анализ противоречий и целеполагание, плохо – прогнозирование.

Более подробно про каждое звено системы самоуправления описано  в методике «Способность самоуправления», которая приведена выше.

Вывод: исходя из данной методики способность самоуправления у детей подросткового возраста в возрасте 14-15 лет на среднем  уровне развития.

 

Заключение

 

Выполненная работа дополняет  представление о психологии волевых процессов, в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее, а также характеристики волевых сфер личности.

Воля определяется как потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

Воспитание и развитие воли в подростковом возрасте должно идти в двух основных направлениях. Во-первых, учитывая своеобразие сознательной саморегуляции подростков, надо помогать им в преодолении тех специфических трудностей, с которыми они при этом встречаются при выборе, принятии решения, создании намерения и его исполнении. Во-вторых, надо направить внимание на своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно воспитывая у них те качества личности, которые его обеспечивают.

Данная тема, развитие волевых качеств личности в подростковом возрасте, будет актуальна, так как поколение меняется и развивается, необходимо будет искать новые подходы и методы для развития волевых качеств у детей.

В ходе проведения практической, экспериментальной части курсовой работы гипотеза, выдвинутая в начале исследований, была подтверждена. Уровни развития волевых качеств подросткового возраста (14-15 лет) достигает середины и в частных случаях превышает уровни развития. Дети подросткового возраста принявшие участие в исследовании проявили интерес и, узнав свои результаты, были немного удивлены и в тоже время были уверены, что результаты будут  примерно одинаковы.

В заключение нужно отметить, что в большинстве случаев  развитее волевой сферы зависит  не только от тебя самого, но и от людей  окружающих тебя, от семьи, друзей, преподавателей.

 

Список литературы:

  1. www.koob.ru.
  2. Амельков, А.А., Дыгун, М.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А.А Амельков, М.А. Дыгун. Мозырь: Содействие, 2008.
  3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А Крутецкий. М.: 1980.
  4. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. 2-е изд. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, 2002.
  5. Немов, Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. 4-е изд. / Р.С.  Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Немов, Р.С. Психология образования. Книга 2. 2-е изд. / Р.С.  Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов / [под ред. М. А. Дыгуна]. Минск: Жасскон, 2007.
  8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. Издательство "Питер", 2000.

 

  1. Приложение 1


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Приложение 2

Методика «Волевая саморегуляция»

  1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
  2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
  3. При необходимости мне трудно сдержать вспышку гнева.
  4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
  5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
  6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
  7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
  8. Я всегда «гну» свою линию.
  9. Если надо, я могу не спать ночь напролет и весь следующий день быть в «хорошей форме».
  10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
  11. Я считаю себя терпеливым человеком.
  12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
  13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
  14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
  15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
  16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
  17. Считаю себя решительным человеком.
  18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
  19. Лучше прождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
  20. Испортить мне настроение не так-то просто.
  21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
  22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
  23. Переспорить меня трудно.
  24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
  25. Меня легко отвлечь от дел.
  26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
  27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
  28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
  29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
  30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Информация о работе Развитие волевой сферы у подростков