Развитие волевой сферы у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – психический процесс,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА. 5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ. 5
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.3 РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 14
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ. 19
2.1 МЕТОДИКА «ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ». 19
2.2 МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ». 24
2.3 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ МЕТОДИК. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 36

Файлы: 1 файл

психология воля.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

У подростка появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. А ближайшее окружение, прежде всего родители и другие взрослые, относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность – вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которым связано возникновение важнейших психических новообразований.

Новообразование возраста – психическое образование, которые активно развиваются и отчетливо появляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.

Даниил Борисович Эльконин предложил вместе с Драгуновой Т. В. придать статус ведущей деятельности общению со сверстниками, так как это очень важно для подростка (интимно личностное общение).

Положение принципиального  равенства детей сверстников  делает общение с ними особенно привлекательным  для подростков, и даже развитое общение с взрослыми не способно его заменить.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Здесь проявляются: 1)стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно; 2)желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой.

Общение выполняет следующие  психологические функции:

  • Информационная функция формирует осведомленность по различным вопросам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят.
  • Эмоциональная – формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общности, понимания друг друга, эмпатию, эмоциональную устойчивость.
  • Социальная функция формирует навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

У подростка формируются  такие новообразования как:

    • чувство взрослости (центральное новообразование);
    • абстрактное мышление;
    • рефлексия;
    • воображение;
    • самооценка и Я-концепция.

Дадим характеристики данным новообразованиям.

Чувство взрослости – развитие взрослости осуществляется в условиях сотрудничества с взрослыми. Формирование чувства взрослости обеспечивает развитие познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов, Я-концепции личности подростков. Стать взрослым для подростка значит быть самостоятельным, расширить свои права.

Источниками чувства взрослости являются:

    • половое созревание, связанное с физическим развитием;
    • социальные изменения;
    • интеллектуальные развития.

Начинают формироваться  элементы абстрактного мышления. Формирование связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций.

Способности осознания  подростком собственных достоинств и недостатков, развивается рефлексия. Представляет собой процесс самосознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей.

Развивается воображение, которое опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазии».

Возникает и формируется самооценка и Я-концепция, которые способствуют регуляции, контролю и управлению поведением, а также личностному росту.

У подростка также  может развиться девиантное поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – система поступков человека, отклоняющихся от общепринятых культурных, эстетических, правовых и других общественных норм.[2]

Причины, формы и виды девиантного поведения подростков смотрите в приложении 1.

 

1.3   Развитие и воспитание воли в подростковом возрасте.

...Принято считать,  что подростки характеризуются,  больше чем дети всех других  школьных возрастов слабостью  воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшему подростку, но и в старшем школьном возрасте встречается много учащихся с такими особенностями.

Спецификой социальной ситуации развития подростка является расхождение, с одной стороны, между  требованиями жизни и его интересами, с другой — между его возможностями  и его собственными требования к  себе. Такое расхождение требует  уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не достигают. Знание этой специфики позволяет понять поведение детей подросткового возраста, их психологические особенности, их переживания, что, в свою очередь, необходимо для построения всей системы воспитательных воздействий в этот трудный («критический») период детского развития.

Наблюдения затем, как  подростки справляются с задачами произвольного поведения, показывают, что очень часто проходят стадию так называемого классического  волевого акта. Иначе говоря, у них возникает острая борьба мотивов (делать ли, что надо или что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение является очень сложным и трудным, оно делает такие перестройки мотивационной сферы, в результате которой значимый мотив приобретает и побеждает все другие действующие на человека мотивы. Изучение процесса такой перестройки обнаруживает, что в этих случаях человек прибегает к взвешиванию («проигрыванию в своем воображении») всех «за» и «против» того или иного поступка. В результате такого «проигрыша» часто человеку удается усилить тот мотив, который обеспечивает волевое поведение. Причем решающее в этом играет умение человека предвидеть последствия тех поступков, между которыми производится исследования того, как протекает процесс выбора, создание намерения и его исполнение у подростка обнаружили имеющиеся здесь специфические трудности. Прежде всего у детей этого возраста очень выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения  необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чему взрослых, блокируют разумное решение.

Кроме того, подростки  еще плохо умеют учитывать  последствия совершенных поступков. Но даже у старших подростков круг предвидимых ими последствий очень ограничен. Они часто способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих (какие у них могут возникнуть переживания); в основном они учитывают последствия только для себя. Подростки, как правило, не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Различного рода трудности  преследуют подростка также и  при создании и исполнении намерения. Успешной регуляции своего поведения здесь мешает целый ряд особенностей их личности. Часто подростки в силу повышенной эмоциональности принимают намерение поступить, так или иначе, под влиянием владеющей ими в данной ситуации эмоции. А затем, когда эта «ситуативная эмоция» ослабевает, ослабевает и намерение подростка выполнить принятое решение.

Все указанные трудности  также объясняют то, почему подростки  проявляют «слабость воли», казалось бы, большую, чем дети младшего школьного возраста. Ведь последние достигают произвольного поведения без указанного «механизма», непосредственно, либо в результате аффективного стремления сохранить и утвердить свою позицию школьника, либо под влиянием также аффективного стремления заслужить одобрение взрослых. Конечно, далеко не все подростки переживают указанные трудности произвольного поведения. Изучение учащихся, благополучных в этом отношении, выявило те особенности личности детей этого возраста, которые облегчают им описанную выше сложную технику саморегуляции и позволяют осуществлять волевое поведение на более высоком уровне. Это изучение показало следующее.

Большую роль здесь играет правильно сложившееся у школьников общее отношение к учению и  школе как к основному содержанию их жизни и деятельности. Они переживают свое положение школьника как определяющее их место в жизни, потеряв которое, они теряют свое общественное лицо. Такое отношение приходит на смену эмоционально окрашенной «позиции школьника», свойственной детям младшего школьного возраста. Рассмотрим, как и при каких условиях, это отношение складывается и обеспечивает развитие воли более высокого уровня.

Большое значение здесь  имеет формирование таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а в конечном счете, понимание той роли, какую играет школа для их будущей жизни. Вот почему очень важно, чтобы в подростковом возрасте перед школьниками уже возникала проблема самоопределения, т. е. представление о своем будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности. Именно те школьники, у которых такого рода устойчивые интересы сформировались и которые достаточно отчетливо представляют себе, к чему они будут стремиться по окончании школы, как правило, отличаются организованностью поведения, постоянно направленного на достижение поставленных целей.

Наблюдения и исследования процесса формирования всех указанных  выше особенностей личности, необходимых для осуществления воли высокого уровня, обнаруживают сложный путь их развития и сложный характер их взаимоотношений. Формирование чувства долга и ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано и в подростковом возрасте может достигать уже достаточно высокого уровня. Однако многие факты показывают, что развитие нравственных чувств, хотя и облегчает произвольное поведение, тем не менее, не обеспечивает его полностью. Более того, при определенных условиях их наличие может привести к возникновению у школьника конфликта с самим собой. Это происходит в тех случаях, когда у него достаточно высоко развиты нравственные чувства, но не сформированы соответствующие нравственные привычки и нравственные качества личности. В этих случаях нравственных чувств оказывается недостаточно для того, чтобы противостоять соблазну поступить так, как ему в данную минуту непосредственно хочется. В результате подросток ведет себя  вразрез со своими нравственными чувствами, что приводит его к переживанию недовольства самим собой, раскаянию и даже к снижению самооценки. Колебания самооценки и особенно обращенные к себе упреки в отсутствии воли очень типичны для школьников подросткового возраста. Именно такого рода нарушения произвольного поведения составляют одну из трудностей воспитания подростка. Следовательно, наряду с формированием нравственных чувств должны формироваться соответствующие привычки поведения. Для этого необходима постоянная практика в определенных формах поведения. Если ребенок в процессе своей жизни (при помощи взрослых или следуя принятому им образцу) добивается выполнения требуемого поведения, у него образуются и нужные привычки. Вообще роль привычек до сих пор недооценивается и родителями, и педагогами, между тем привычки являются необходимым компонентом формирования и развития всех волевых качеств личности. Подростки, испытывая трудности в произвольной организации своего поведения, ставят перед собой в качестве специальной задачи: воспитание воли и выработки у себя волевых качеств личности. Однако понимают эту задачу своеобразно: они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, порождаемых какими-то исключительными обстоятельствами. Иначе говоря, они не видят и не замечают проявления воли в своей повседневной жизни и деятельности. Точно так же они не видят воли ни в поведении матери, несущей все трудности повседневной заботы о семье, ни в окружающих людях, постоянно проявляющих волевые качества в своем профессиональном труде и при выполнении своих общественных обязанностей. Поэтому, стремясь развить в себе «настоящую волю», подростки берут за образец героические поступки танкистов, летчиков, космонавтов, но крайне редко ориентируются на образцы, воплощением которых являются окружающие люди.

Учитывая указанное  своеобразие в понимании подростком процесса самовоспитания, очень важно видеть их внимание не на специальные упражнения для воспитания воли, а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей, как в отношении всех видов деятельности, так и в своих отношениях с окружающими людьми.

В заключение подчеркнем, что воспитание и развитие воли в подростковом возрасте должно идти в двух основных направлениях. Во-первых, учитывая своеобразие сознательной саморегуляции подростков, надо помогать им в преодолении тех специфических трудностей, с которыми они при этом встречаются при выборе, принятии решения, создании намерения и его исполнении. Во-вторых, надо направить внимание на своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно воспитывая у них те качества личности, которые его обеспечивают. [7]

Данной точки зрения так же придерживался Е. П. Ильин  в своей книге «Психология  воли».

 

Глава 2  Экспериментальное изучение развития волевой сферы у подростков.

Исследование по данной теме были проведены в государственном  УО «Антоновская средняя общеобразовательная  школа». В нем приняли участие  ученики 8 класса, в количестве 10 человек. Мною были предложены к выполнению две методики «Волевая саморегуляция» и «Способность самоуправления».

Реакция у учащихся при проведении методик была с кокой-то стороны  разная, а с другой предсказуемая. Часть приняли все в шутку  и веселясь отвечали на предложенные вопросы, некоторые отнеслись серьезно, а другие отвечали смотря как отвечают другие.

    1. Методика «Волевая саморегуляция».

Авторами данной методики являются А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман.

Назначение: изучение уровня развития волевой саморегуляции.

Методику можно использовать, начиная  с подросткового возраста.

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции  может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера, как настойчивость и самообладание.

Исследование волевой саморегуляции  с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Информация о работе Развитие волевой сферы у подростков