Психическое развитие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования внутренней картины здоровья подростка в контексте воспитания.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………..
1 Проблема формирования внутренней картины здоровья подростков
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья………………………………………………………………
1.2. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка……………….
1.3. Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста………………………………………...
2 Анализ состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания………………………………………………………………………
2.1. Описание базы исследования ……………………………………………
2.2. Методические основы и оценки состояния психического здоровья подростков в контексте воспитания…………………………………………
2.3. Результаты исследования………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

психич развит подрост.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………..

3

1         Проблема формирования внутренней  картины здоровья подростков

5

    1. Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья………………………………………………………………

 

5

    1. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка……………….

 

15

    1. Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста………………………………………...

 

 

23

2         Анализ состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания………………………………………………………………………

 

43

2.1.   Описание базы  исследования ……………………………………………

43

2.2.   Методические основы и оценки состояния психического здоровья подростков в контексте воспитания…………………………………………

 

43

2.3.   Результаты исследования………………………………………………

53

Заключение………………………………………………………………………

60

Библиографический список…………………………………………………….

63


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных исследований зарубежных и отечественных авторов. Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-методологического подхода к ее изучению. Проблема психологического здоровья заслуживает внимания специалистов в областях психологии, педагогики, а так же родителей и членов семьи. Внутренняя картина здоровья — это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

 Сегодня  проблема психологического здоровья  является актуальной и разрабатывается  рядом исследователей (В.А.Ананьев,  Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов,   А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья  посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова,  О.В.Хухлаевой,  Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Целью данной работы является изучение формирования внутренней картины здоровья подростка в контексте воспитания.

В ходе  работы решались следующие задачи:

1 изучение научной и научно-методической литературы по проблеме исследования;

2.выявить факторы,  влияющие на психологическое  здоровье;

3 анализ результатов исследования состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания

Объект исследования: внутренняя картина здоровья подростка в контексте воспитания

Предмет изучения – типы воспитания как детерминанта психического здоровья.

Гипотеза исследования: состояние психического здоровья зависит от типов воспитания в семье и образовательном учреждении, которые создают необходимую ситуация развития.

Методической основой  исследования послужили следующие Диагностические методы исследования:

Методика «Несуществующее животное»

Методика "Человек под дождем»

Теоретическое значение исследования состоит в  подтверждении социально-психологических  детерминант, от которых зависят  показатели психического здоровья подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Проблема формирования внутренней картины здоровья подростков

1.1Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья

Важное место  в общей проблематике психологии здоровья занимает исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ), которая является своеобразным эталоном здоровья, имеющим сложную структуру. Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. В. А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо подчеркивал В. Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни.

Особый интерес  представляет изучение внутренней картины  здоровья ребенка. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных исследований зарубежных и отечественных авторов. Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-методологического подхода к ее изучению.

При исследовании внутренней картины здоровья необходим  системный подход, предполагающий изучение ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Принцип системного подхода к ВКЗ позволяет выделить не только ее различные уровни и подсистемы, но и основные системообразующие факторы, лежащие в основе формирования ВКЗ у ребенка.

Еще один не менее  важный принцип исследования ВКЗ — личностный подход. В качестве концептуального оформления структуры ВКЗ целесообразно использовать представление о личности как о системе отношений, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях. Отношения представляют собой сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни; эта связь проявляется в его действиях, реакциях, переживаниях. Отношения, характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выступают в качестве движущей силы развития личности. Наиболее важным в структуре отношений является отношение человека к себе, которое проявляется в самопознании, эмоционально-ценностном отношении к себе. Б. Г. Ананьев рассматривал отношение к себе как наиболее позднее образование, завершающее становление системы отношений личности и обеспечивающее ее целостность. Кроме системы отношений, особое значение при исследовании ВКЗ ребенка имеет исследование личности с позиций теории деятельности и социальной ситуации развития, представленных в работах отечественных психологов. (Выготский Л. С; Эльконин Б. Д.; Божович Л. И. и др.)

Л. С. Выготский  впервые ввел понятие «социальная  ситуация развития», которую он рассматривал как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, как источник формирования личностных свойств и качеств. Социальная ситуация развития — важнейшая характеристика возраста, оказывающая существенное влияние на формирование жизненных ценностей, в том числе и здоровья. К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский и называет социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Отсюда возникает второй вопрос, с которым мы сталкивается при изучении динамики какого–либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. 

Принципом изучения ВКЗ является и возрастной подход. Внешние и внутренние условия  развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития. Качественное своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе социальной ситуации развития ребенка и ведущего вида деятельности. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода. Представленные методологические подходы к ВКЗ имеют несомненное значение при психологическом анализе внутренней картины здоровья ребенка. ВКЗ — составная часть самосознания личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представления человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других — пренебрежение, в третьих — повышенное внимание. Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания, но и в формировании гармоничной личности.

Основной компонент  ВКЗ как у взрослых, так и  у детей — отношение к здоровью, включающее три уровня отражения  здоровья: когнитивный, эмоциональный  и поведенческий.

Когнитивный уровень  предполагает представления ребенка  о состоянии здоровья, что в  значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими  и индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации.

Поведенческий уровень связан с актуализацией  деятельности ребенка по сохранению здоровья. Это более высокий уровень  отношения к здоровью и требует  активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья.

Отношение ребенка  к своему здоровью — это часть  его Я-концепции. В современной  психологии Я-концепция рассматривается  как многоуровневая система, состоящая  из трех основных блоков:

• описательный (образ «Я»);

• «отношенческий» (отношение к себе или к отдельным  своим качествам);

• самооценочный (принятие себя).

Я-концепция  как интегрированное понятие  включает не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем. Как отмечает Берне, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции выделяются три главных элемента установки:

1.Когнитивная  составляющая установки (образ  «Я»), включающая представление индивида  о самом себе.

2. Эмоционально-оценочная  составляющая — это самооценка. Аффективная оценка образа «Я»  может различаться по интенсивности как у ребенка, так и у взрослого. Так, конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная  поведенческая реакция, т. е.  те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Я-концепция личности — важный регулятор поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.

Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего  психического мира, создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоциональный «фонд» личности, который в дальнейшем оказывает существенное влияние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения.

В психологии традиционно различаются два вида образа «Я»: Я-реальное и Я-идеальное. Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Берне замечает, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Автор выделяет следующие основные составляющие Я-концепции:

1. Реальное «Я»  — установки, связанные с тем,  как индивид воспринимает свои  актуальные способности, роли, свой  актуальный статус, т. е. с его  представлениями о том, каков  он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные  с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Информация о работе Психическое развитие подростков