Психическое развитие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования внутренней картины здоровья подростка в контексте воспитания.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………..
1 Проблема формирования внутренней картины здоровья подростков
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья………………………………………………………………
1.2. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка……………….
1.3. Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста………………………………………...
2 Анализ состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания………………………………………………………………………
2.1. Описание базы исследования ……………………………………………
2.2. Методические основы и оценки состояния психического здоровья подростков в контексте воспитания…………………………………………
2.3. Результаты исследования………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

психич развит подрост.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

Таким образом, проанализировав рисунки, полученные в ходе проведения проективной методики «Несуществующее животное» сделаны следующие выводы:

- адекватная  самооценка наблюдается у 10 подростков (50% от общего количества участвовавших в исследовании). Завышенная самооценка имеет место у 6 подростков (30 % от общего числа респондентов), заниженная самооценка преобладает у 1 ребенка (5 % от общего количества детей участвовавших в исследовании), самооценка в рисунке не отображена у 3 подростков (15 % от общего количества респондентов), что наглядно изображено на следующей диаграмме.

Диаграмма 2.3.2 – Самооценка подростков

Диаграмма 2.3.3 – Показатель тревожности

В представленной диаграмме 2.3.3 изображено соотношение  количества детей с ярко выраженным показателем тревожности, который обнаружен у 3 детей из 15 % от общего количества, участвовавших в исследовании, у остальных 17 детей (85% от общего числа респондентов) данный показатель на рисунках не прослеживается.

Продолжая анализировать  рисунки, полученные в ходе исследования по методике «Несуществующее животное», следует отметить, что агрессивность проявляется у 4 детей из 20 участвовавших в исследовании, то есть у 20% респондентов, причем у 3 из них (75% от общего количества участвовавших в исследовании) она носит защитный характер, а у одного ребенка (25 % от общего числа респондентов) вербальный. Это наглядно представлено в следующей диаграмме.

 

Диаграмма 2.3.4 – Агрессивность

На следующем  этапе исследования проведен анализ рисунков по методике «Человек под Дождем». Демонстративность в своих работах проявили 10 человек (50 % от общего количества принявших участие в исследовании), что в принципе характерно для данной возрастной категории, остальные 10 человек не проявили склонности к позиционированию себя как объекта достойного внимания.

Диаграмма 2.3.7 – Оценка  своих действий

На диаграмме 2.2.7 изображена оценка подростков своих действий. Так положительно оценили свои действия только 4 ребенка из 20 обследуемых (20% респондентов). Трое детей – 15 % от общего количества, участвовавших в исследовании, двойственно относятся к оценке собственных действий. У одного ребенка оценка собственных действий отрицательная (5 % респондентов), у 8 обследуемых детей – 40 % от общего количества экспериментальной группы, данная оценка еще не сформирована. У 4 детей, то есть у 20% от общего количества обследуемых, данный показатель в ходе обследования не прослеживается.

Замкнутость отмечается только у 3 детей из 20, что составляет 15 %.

Наиболее значимый показатель, а именно уровень благополучия и интеграции ребенка в семье представлен в диаграмме 2.3.8.

 

 

Диаграмма 2.3.8 – Уровень эмоционального благополучия и интеграции подростка в семье

 

Согласно данным исследования эмоциональное благополучие в кругу семьи испытывают только 4 ребенка из 20 (20 % респондентов), причем эти же дети гармонично интегрированы в семью. У остальных 16 обследуемых интегрированность в семью представлена следующим образом: слабо у 9 детей (45 % от общего количества обследованных), средний уровень интеграции отмечается у 7 детей (35 % от общего количества экспериментальной группы).

Суммируя данные результатов исследования по методикам  «Несуществующее животное» и  «Человек под дождем» можно сделать вывод, что заниженный уровень самооценки, повышенная тревожность, защитная агрессивность, отрицательная и двойственная оценка своих действий и высокий уровень коммуникационных способностей встречаются в среднем у 15 % обследованных детей. Данный факт свидетельствует о плохом состоянии психического здоровья подростков и наличии у них скрытых проблем в семье как следствии гипоопекающего типа воспитания.

Завышенная  самооценка, низкий уровень коммуникационных способностей, положительная оценка своих действий, состояние эмоционального благополучия в кругу семьи и чувство интегрированности в семью испытывают в среднем 20 % подростков. Таким образом, можно предположить, что данные подростки, несмотря на некоторые отклонения в психическом здоровье, комфортно переносят гиперопекающее воспитание. У остальных 65 % обследуемых подростки показатели психического здоровья в ходе обследования либо не прослеживались, либо, как в случае с оценкой своих действий, не сформированы.Следует также отметить, что 50% подростков имеют адекватную самооценку и присущую данной возрастной категории демонстративность.

Суммируя данные, полученные при проведении исследований, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что уровень состояния  психического здоровья детей старшего дошкольного возраста непосредственно зависит от типов воспитания подтвердилась. А именно: неудовлетворительное состояние эмоционального благополучия, отсутствие чувства интегрированности в семью, ярко выраженная тревожность, агрессивность, недостаток внимания, заботы, любви, повышенная коммуникативность, отрицательная оценка своих действий ярче проявляются в ходе обследования. Данный факт позволяет предположить раннее и стойкое их формирование у подростков в семьях с гипоопекающим типом воспитания.

Формирование  составляющих психического здоровья у подростков, которые воспитываются в семьях с излишней опекой, происходит с задержкой. И только у 20 детей (30 % от общего количества респондентов) можно наблюдать явное неудовлетворительное состояние психического здоровья, которое выражается в завышенной самооценке, низких коммуникативных навыках, зависимости от близких взрослых, неуверенности в себе, неумении делится эмоциями, выносить нравственные суждения.Таким образом исследование указало на то, что состояние психического здоровья подростков зависит от типов воспитания в семье и образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы:

  1. Психическое здоровье – это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.
  2. Социально- психологическими детерминантами, влияющими на состояние психического здоровья детей, являются:

- дисгармония  семейных отношений;

- дисгармония  семейного воспитания;

- нарушения  в сфере детско-родительских отношений.

3. Исследование выявило, что:

- адекватная  самооценка наблюдается у 10 подростков (50% от общего количества участвовавших в исследовании). Завышенная самооценка имеет место у 6 подростков (30 % от общего числа респондентов), заниженная самооценка преобладает у 1 ребенка (5 % от общего количества детей участвовавших в исследовании), самооценка в рисунке не отображена у 3 детей (15 % от общего количества респондентов);

- подростков с ярко выраженным показателем тревожности 3е ( 15 % от общего количества, участвовавших в исследовании), у остальных 17 детей (85% от общего числа респондентов) данный показатель на рисунках не прослеживается;

- агрессивность  проявляется у 4 подростков из 20 участвовавших в исследовании, то есть у 20% респондентов, причем у 3 из них (75% от общего количества участвовавших в исследовании) она носит защитный характер, а у одного ребенка (25 % от общего числа респондентов) вербальный;

- демонстративность  в своих работах проявили 10 человек  (50 % от общего количества принявших участие в исследовании), остальные 10 человек не проявили склонности к позиционированию себя как объекта достойного внимания;

- замкнутость отмечается  только у 3 подростков из 20, что составляет 15 %;

- эмоциональное  благополучие в кругу семьи испытывают только 4 ребенка из 20 (20 % респондентов), причем эти же дети гармонично интегрированы в семью. У остальных 16 обследуемых интегрированность в семью представлена следующим образом: слабо у 9 детей (45 % от общего количества обследованных), средний уровень интеграции отмечается у 7 детей (35 % от общего количества экспериментальной группы).

Таким образом, заниженный уровень самооценки, повышенная тревожность, защитная агрессивность, отрицательная и двойственная оценка своих действий встречаются в среднем у 15 % обследованных подростков. Данный факт свидетельствует о плохом состоянии психического здоровья подростков и наличии у них скрытых проблем в семье как следствии гипоопекающего типа воспитания.

Завышенная  самооценка, положительная оценка своих действий, состояние эмоционального благополучия в кругу семьи и чувство интегрированности в семью испытывают в среднем 20 % детей. Таким образом, можно предположить, что данные подростки, несмотря на некоторые отклонения в психическом здоровье, комфортно переносят гиперопекающее воспитание.

У остальных 65 % обследуемых подростков показатели психического здоровья в ходе обследования либо не прослеживались, либо, как в случае с оценкой своих действий, не сформированы.

4. Гипотеза о том, что состояние психического здоровья зависит от типов воспитания в семье и образовательном учреждении, которые создают необходимую ситуация развития, подтвердилась.

А именно: неудовлетворительное состояние эмоционального благополучия, отсутствие чувства интегрированности  в семью, ярко выраженная тревожность, агрессивность, недостаток внимания, заботы, любви, отрицательная оценка своих действий ярче проявляются в ходе обследования. Данный факт позволяет предположить раннее и стойкое их формирование у детей в семьях с гипоопекающим типом воспитания.

Формирование  составляющих психического здоровья у подростков, которые воспитываются в семьях с излишней опекой, происходит с задержкой. И только у 20 детей (30 % от общего количества респондентов) можно наблюдать явное неудовлетворительное состояние психического здоровья, которое выражается в завышенной самооценке, низких коммуникативных навыках, зависимости от близких взрослых, неуверенности в себе, неумении делится эмоциями, выносить нравственные суждения.

Следовательно, состояние психического здоровья подростков зависит от всех типов воспитания, используемых в семье и образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./ Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. - М., 1995 – 571с.

2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. - М., 1987 – 158 с.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998 – 351 с.

4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977 – 298 с.

5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

6. Журнал. Вопросы  психологии, № 2, - 1996 – 96 с.

7. Захаров А.И.  Детские неврозы. - С-Пб., 1997 – 318 с.

8. Захаров А.И.  Неврозы у детей и психотерапия. - С-Пб., 1998 – 415 с.

9.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.-С-Пб.,1997–296 с.

10. Исаев Д.Н.  Психопрофилактика в практике  педиатра. - Л., 1984 – 355 с.

11. Ковалев В.В.  Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985 – 497 с.

12. Краткий словарь по социологии. - М., 1993 – 988 с.

13. Кулагина  И.Ю. Возрастная психология. - М., 1998 – 399 с.

14. Лисина М.И.  Общение и его влияние на  развитие психики дошкольника. - М., 1974 – 275 с.

15. Маслоу А.Г.  Дальние пределы человеческой  психики. - М., 1997 – 299с.

16. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г., Психологический  словарь, 1990 – 1203 с.

17. Психологическая  диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./. - М., 1997 – 388 с.

18. Платонов  К.К. психологический практикум. - М., 1980 – 316 с.

19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.,

1993 – 263 с.

20. Шевандрин  Н.Н. Психология, коррекция и развитие  личности. - М., 1988–433 с.

21. Эльконин  Д.Б. Избранные психологические  труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./. - М., 1989 – 564 с.

22. Энциклопедический  словарь медицинских терминов, Т  1. - Л., 1986 – 987 с.

23. Кряжева Н.Л.  Развитие эмоционального мира  детей. - Екатеринбург, 2004 – 185 с.

24. Носков В.И.  Психологическое здоровье человека. – Донецк, 2005.

25. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 607 с.


Информация о работе Психическое развитие подростков