Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение формирования внутренней картины здоровья подростка в контексте воспитания.
Ведение…………………………………………………………………………..
1 Проблема формирования внутренней картины здоровья подростков
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья………………………………………………………………
1.2. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка……………….
1.3. Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста………………………………………...
2 Анализ состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания………………………………………………………………………
2.1. Описание базы исследования ……………………………………………
2.2. Методические основы и оценки состояния психического здоровья подростков в контексте воспитания…………………………………………
2.3. Результаты исследования………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Таким образом, проанализировав рисунки, полученные в ходе проведения проективной методики «Несуществующее животное» сделаны следующие выводы:
- адекватная самооценка наблюдается у 10 подростков (50% от общего количества участвовавших в исследовании). Завышенная самооценка имеет место у 6 подростков (30 % от общего числа респондентов), заниженная самооценка преобладает у 1 ребенка (5 % от общего количества детей участвовавших в исследовании), самооценка в рисунке не отображена у 3 подростков (15 % от общего количества респондентов), что наглядно изображено на следующей диаграмме.
Диаграмма 2.3.2 – Самооценка подростков
Диаграмма 2.3.3 – Показатель тревожности
В представленной диаграмме 2.3.3 изображено соотношение количества детей с ярко выраженным показателем тревожности, который обнаружен у 3 детей из 15 % от общего количества, участвовавших в исследовании, у остальных 17 детей (85% от общего числа респондентов) данный показатель на рисунках не прослеживается.
Продолжая анализировать рисунки, полученные в ходе исследования по методике «Несуществующее животное», следует отметить, что агрессивность проявляется у 4 детей из 20 участвовавших в исследовании, то есть у 20% респондентов, причем у 3 из них (75% от общего количества участвовавших в исследовании) она носит защитный характер, а у одного ребенка (25 % от общего числа респондентов) вербальный. Это наглядно представлено в следующей диаграмме.
Диаграмма 2.3.4 – Агрессивность
На следующем этапе исследования проведен анализ рисунков по методике «Человек под Дождем». Демонстративность в своих работах проявили 10 человек (50 % от общего количества принявших участие в исследовании), что в принципе характерно для данной возрастной категории, остальные 10 человек не проявили склонности к позиционированию себя как объекта достойного внимания.
Диаграмма 2.3.7 – Оценка своих действий
На диаграмме 2.2.7 изображена оценка подростков своих действий. Так положительно оценили свои действия только 4 ребенка из 20 обследуемых (20% респондентов). Трое детей – 15 % от общего количества, участвовавших в исследовании, двойственно относятся к оценке собственных действий. У одного ребенка оценка собственных действий отрицательная (5 % респондентов), у 8 обследуемых детей – 40 % от общего количества экспериментальной группы, данная оценка еще не сформирована. У 4 детей, то есть у 20% от общего количества обследуемых, данный показатель в ходе обследования не прослеживается.
Замкнутость отмечается только у 3 детей из 20, что составляет 15 %.
Наиболее значимый показатель, а именно уровень благополучия и интеграции ребенка в семье представлен в диаграмме 2.3.8.
Диаграмма 2.3.8 – Уровень эмоционального благополучия и интеграции подростка в семье
Согласно данным исследования эмоциональное благополучие в кругу семьи испытывают только 4 ребенка из 20 (20 % респондентов), причем эти же дети гармонично интегрированы в семью. У остальных 16 обследуемых интегрированность в семью представлена следующим образом: слабо у 9 детей (45 % от общего количества обследованных), средний уровень интеграции отмечается у 7 детей (35 % от общего количества экспериментальной группы).
Суммируя данные результатов исследования по методикам «Несуществующее животное» и «Человек под дождем» можно сделать вывод, что заниженный уровень самооценки, повышенная тревожность, защитная агрессивность, отрицательная и двойственная оценка своих действий и высокий уровень коммуникационных способностей встречаются в среднем у 15 % обследованных детей. Данный факт свидетельствует о плохом состоянии психического здоровья подростков и наличии у них скрытых проблем в семье как следствии гипоопекающего типа воспитания.
Завышенная самооценка, низкий уровень коммуникационных способностей, положительная оценка своих действий, состояние эмоционального благополучия в кругу семьи и чувство интегрированности в семью испытывают в среднем 20 % подростков. Таким образом, можно предположить, что данные подростки, несмотря на некоторые отклонения в психическом здоровье, комфортно переносят гиперопекающее воспитание. У остальных 65 % обследуемых подростки показатели психического здоровья в ходе обследования либо не прослеживались, либо, как в случае с оценкой своих действий, не сформированы.Следует также отметить, что 50% подростков имеют адекватную самооценку и присущую данной возрастной категории демонстративность.
Суммируя данные, полученные при проведении исследований, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что уровень состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста непосредственно зависит от типов воспитания подтвердилась. А именно: неудовлетворительное состояние эмоционального благополучия, отсутствие чувства интегрированности в семью, ярко выраженная тревожность, агрессивность, недостаток внимания, заботы, любви, повышенная коммуникативность, отрицательная оценка своих действий ярче проявляются в ходе обследования. Данный факт позволяет предположить раннее и стойкое их формирование у подростков в семьях с гипоопекающим типом воспитания.
Формирование составляющих психического здоровья у подростков, которые воспитываются в семьях с излишней опекой, происходит с задержкой. И только у 20 детей (30 % от общего количества респондентов) можно наблюдать явное неудовлетворительное состояние психического здоровья, которое выражается в завышенной самооценке, низких коммуникативных навыках, зависимости от близких взрослых, неуверенности в себе, неумении делится эмоциями, выносить нравственные суждения.Таким образом исследование указало на то, что состояние психического здоровья подростков зависит от типов воспитания в семье и образовательном учреждении.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- дисгармония семейных отношений;
- дисгармония семейного воспитания;
- нарушения в сфере детско-родительских отношений.
3. Исследование выявило, что:
- адекватная самооценка наблюдается у 10 подростков (50% от общего количества участвовавших в исследовании). Завышенная самооценка имеет место у 6 подростков (30 % от общего числа респондентов), заниженная самооценка преобладает у 1 ребенка (5 % от общего количества детей участвовавших в исследовании), самооценка в рисунке не отображена у 3 детей (15 % от общего количества респондентов);
- подростков с ярко выраженным показателем тревожности 3е ( 15 % от общего количества, участвовавших в исследовании), у остальных 17 детей (85% от общего числа респондентов) данный показатель на рисунках не прослеживается;
- агрессивность проявляется у 4 подростков из 20 участвовавших в исследовании, то есть у 20% респондентов, причем у 3 из них (75% от общего количества участвовавших в исследовании) она носит защитный характер, а у одного ребенка (25 % от общего числа респондентов) вербальный;
- демонстративность в своих работах проявили 10 человек (50 % от общего количества принявших участие в исследовании), остальные 10 человек не проявили склонности к позиционированию себя как объекта достойного внимания;
- замкнутость отмечается только у 3 подростков из 20, что составляет 15 %;
- эмоциональное благополучие в кругу семьи испытывают только 4 ребенка из 20 (20 % респондентов), причем эти же дети гармонично интегрированы в семью. У остальных 16 обследуемых интегрированность в семью представлена следующим образом: слабо у 9 детей (45 % от общего количества обследованных), средний уровень интеграции отмечается у 7 детей (35 % от общего количества экспериментальной группы).
Таким образом, заниженный уровень самооценки, повышенная тревожность, защитная агрессивность, отрицательная и двойственная оценка своих действий встречаются в среднем у 15 % обследованных подростков. Данный факт свидетельствует о плохом состоянии психического здоровья подростков и наличии у них скрытых проблем в семье как следствии гипоопекающего типа воспитания.
Завышенная самооценка, положительная оценка своих действий, состояние эмоционального благополучия в кругу семьи и чувство интегрированности в семью испытывают в среднем 20 % детей. Таким образом, можно предположить, что данные подростки, несмотря на некоторые отклонения в психическом здоровье, комфортно переносят гиперопекающее воспитание.
У остальных 65 % обследуемых подростков показатели психического здоровья в ходе обследования либо не прослеживались, либо, как в случае с оценкой своих действий, не сформированы.
4. Гипотеза о том, что состояние психического здоровья зависит от типов воспитания в семье и образовательном учреждении, которые создают необходимую ситуация развития, подтвердилась.
А именно: неудовлетворительное состояние эмоционального благополучия, отсутствие чувства интегрированности в семью, ярко выраженная тревожность, агрессивность, недостаток внимания, заботы, любви, отрицательная оценка своих действий ярче проявляются в ходе обследования. Данный факт позволяет предположить раннее и стойкое их формирование у детей в семьях с гипоопекающим типом воспитания.
Формирование составляющих психического здоровья у подростков, которые воспитываются в семьях с излишней опекой, происходит с задержкой. И только у 20 детей (30 % от общего количества респондентов) можно наблюдать явное неудовлетворительное состояние психического здоровья, которое выражается в завышенной самооценке, низких коммуникативных навыках, зависимости от близких взрослых, неуверенности в себе, неумении делится эмоциями, выносить нравственные суждения.
Следовательно, состояние психического здоровья подростков зависит от всех типов воспитания, используемых в семье и образовательном учреждении.
Библиографический список
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./ Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. - М., 1995 – 571с.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. - М., 1987 – 158 с.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998 – 351 с.
4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977 – 298 с.
5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, - 1996 – 96 с.
7. Захаров А.И. Детские неврозы. - С-Пб., 1997 – 318 с.
8. Захаров А.И.
Неврозы у детей и
9.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.-С-Пб.,1997–296 с.
10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. - Л., 1984 – 355 с.
11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985 – 497 с.
12. Краткий словарь по социологии. - М., 1993 – 988 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1998 – 399 с.
14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974 – 275 с.
15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997 – 299с.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 – 1203 с.
17. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./. - М., 1997 – 388 с.
18. Платонов
К.К. психологический
19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.,
1993 – 263 с.
20. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности. - М., 1988–433 с.
21. Эльконин
Д.Б. Избранные
22. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1. - Л., 1986 – 987 с.
23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург, 2004 – 185 с.
24. Носков В.И.
Психологическое здоровье
25. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 607 с.