Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение формирования внутренней картины здоровья подростка в контексте воспитания.
Ведение…………………………………………………………………………..
1 Проблема формирования внутренней картины здоровья подростков
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья………………………………………………………………
1.2. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка……………….
1.3. Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста………………………………………...
2 Анализ состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания………………………………………………………………………
2.1. Описание базы исследования ……………………………………………
2.2. Методические основы и оценки состояния психического здоровья подростков в контексте воспитания…………………………………………
2.3. Результаты исследования………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Идеальное «Я», в отличие от реального, складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1998).
Итак, ориентируясь
на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные,
эмоционально-оценочные и
Когнитивный компонент включает в себя знания ребенка о своих возможностях, в том числе и физических. Это и восприятие ребенка своего внешнего облика, своего тела, своих физических качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.) Когнитивный компонент не только формирует представление ребенка о самом себе, но и включает отношение ребенка к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения ребенка, особенностей его воспитания и жизненного опыта.
Эмоционально-оценочный компонент (самооценка) отражает результаты сравнения знаний ребенка о себе с другими детьми. Онтогенез оценочных образов «Я» связан с формированием у ребенка дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими. Аффективная оценка представлений ребенка о своих возможностях может обладать различной интенсивностью.Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать у него более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могу быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент в адаптации ребенка к окружающей действительности.
Кардинальные
изменения в развитии Я-концепции
наступают в подростковом возрасте.
В исследованиях различных
Описанные новообразования, наблюдаемые в подростковом возрасте, в значительной степени отражаются на содержательной характеристике внутренней картины их здоровья. Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно влияют на эмоциональное самочувствие подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сначала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдельные части образа тела (ступни, ноги, руки), затем — общий образ тела (рост, масса) и позже — диспропорции таких социально значимых частей тела, как лицо, конечности . Большую озабоченность испытывают мальчики в связи с развитием половых органов, а девочки — с ростом молочных желез. Высокая чувствительность к телесному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко приводит к аффективным реакциям, таким как депрессивный фон настроения, ипохондрии, фобии, эмоциональная изоляция, фрустрированность, агрессивность.
Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего физического облика может искажать образ «Я». Искажение образа «Я» проявляется в подростковом возрасте по-разному. У некоторых подростков определяющим фактором, искажающим его Я-концепцию, является слабая рефлексия, что обнаруживается в недостаточном осознании своих личностных качеств и неадекватных самооценках. У них наблюдается слабость самоконтроля поведения, импульсивность, низкий уровень познавательной активности. Все это негативно отражается на внутренней картине здоровья. Такие подростки не проявляют интереса к проблеме здоровья, физического развития, но они могут быть чувствительны к своему телу и внешности. Неодинаковое соотношение «телесных» и «моральнопсихологических» компонентов Я-концепции в значительной степени искажает ее. У некоторых подростков наблюдается ригидность Я-концепции: неадекватно завышенная или заниженная самооценка. При завышенной самооценке у подростка отмечается завышенный уровень притязаний по отношению к своим возможностям. Такие подростки излишне самоуверенны, их отношение к здоровью проявляется в отрицании его значимости, излишнем экспериментировании над своим телом (спать на гвоздях, ходить по раскаленным камням). В наших исследованиях было выявлено, что такие подростки склонны к травматизму. У подростков с заниженной самооценкой наблюдается повышенная фиксация на проблемах здоровья, тенденция к самообвинению, зависимость от родителей.
Самооценка имеет разные функции. С одной стороны, самооценка — это когнитивный (познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты личности. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства или преуменьшать свои недостатки. Чтобы сохранить положительное отношение, личность вынуждена прибегать к различным защитным механизмам.
Подростки с адекватной Я-концепцией проявляют адекватное отношение к своему здоровью не только на когнитивном и эмоциональном уровне, но и на поведенческом. Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познавательная активность, направленная на оценку здоровья вообще и своего в частности.
Итак, ВКЗ ребенка — важная составная часть его Я-концепции, представляющая собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ в процессе развития ребенка проходит несколько этапов. Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.
Первый этап
охватывает период младенчества. Условно
его можно назвать этапом эмоциональной
привязанности ребенка к
Второй этап — этап формирования идентичности и подражания — охватывает период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе подражания им.
Третий этап — этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмоционального
отношения к нему — наблюдается у детей дошкольного возраста.
Четвертый этап
— этап осознания и эмоционально-оцено
Пятый этап — социальная установка личности подростка на свое здоровье, включающая в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
1.2 Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка
Внутренняя картина здоровья в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формирование ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка.
В психологической
литературе эмоциональное неблагополучие
детей рассматривается как
1. Дети, эмоциональные
проблемы которых связаны в
основном с межличностными
2. Дети с выраженными
внутриличностными конфликтами
отличаются повышенной
3. Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются как во внутриличностном, так и в межличностном конфликтах. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность и пр. Выраженное искажение Я-концепции наблюдается у детей, страдающих неврозами, которые рассматриваются как болезни личности, как особая форма личностного развития [11]. Наиболее часто причиной неврозов становится психическая травма, которая рассматривается как внешний раздражитель, оказывающий патогенное, болезненное влияние на личность ребенка. Психические травмы могут быть двух видов — ситуационные и пролонгированные. К ситуационным относятся неожиданный испуг ребенка или острый межличностный конфликт. Наибольшее патогенное влияние на формирование Я-концепции ребенка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические) травмы. Они могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком или в школе. В структуре личности у таких детей отмечается высокий уровень тревожности. Наши исследования показали, что у детей с повышенной личностной тревожностью наблюдается выраженное искажение внутренней картины здоровья и болезни. Отмечается искажение ВКЗ в сторону повышенного внимания к своему здоровью, что проявляется в излишней мнительности. У них также отмечается существенное нарушение адаптивного поведения в период заболевания и лечения, что нередко приводит к вторичным личностным реакциям на болезнь, таким как «уход в болезнь».
Существенную роль в искажении ВКЗ играет уровень фрустрационной напряженности у ребенка. У таких детей отмечается тревожно-депрессивный фон настроения, апатия, инактивность. При высокой фрустрационной напряженности ВКЗ может искажаться как в сторону повышенной фиксации на здоровье, так и пренебрежения здоровьем. На поведенческом уровне фрустрационная напряженность может проявляться в агрессивных и аутоагрессивных тенденциях, что впоследствии может способствовать формированию деструктивного (разрушительного) поведения.
Одна из разновидностей деструктивного поведения — аддиктивное (зависимое) поведение. Понятие аддиктивного поведения охватывает различные типы поведения: наркотическую зависимость и алкоголизм, курение, компьютерную зависимость, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексуальность. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром нарушения поведения — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. К аддиктивному поведению предрасположены дети с общей эмоционально-волевой неустойчивостью, которая может быть обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Эмоциональноволевая неустойчивость проявляется в детском возрасте в повышенной аффективной, раздражительной слабости, капризности на фоне трудноразрешимых конфликтов.
Искажение образа «Я» у ребенка, проявляемое в неадекватных самооценках, негативно отражается на самоуважении — обобщенном отношении личности к себе. Высокое самоуважение означает, что подросток «принимает» себя, уважает, положительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким самоуважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, их поведение более интегрированно. Пониженное самоуважение заметно в таких поведенческих особенностях, как конформность, зависимость, чувствительностью ко всему, что затрагивает личность подростка. Они болезненно реагируют на критику, порицание, их беспокоит плохое мнение о них окружающих.
Как отмечалось выше, в основе самоуважения подростка лежит самооценка личности вообще и самооценка здоровья в частности. Однако самооценка имеет двоякие функции. С одной стороны, она выступает как когнитивный процесс: подросток активно интересуется проблемой здоровья, саморегуляцией, читает литературу, рефлексирует с целью улучшения своих физических и психических возможностей. С другой стороны, в подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности.
Психологическая
защита — это способ эмоционально-личностного
реагирования на те противоречивые ситуации,
которые предстают перед