Психическое развитие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования внутренней картины здоровья подростка в контексте воспитания.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………..
1 Проблема формирования внутренней картины здоровья подростков
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья………………………………………………………………
1.2. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка……………….
1.3. Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста………………………………………...
2 Анализ состояния психического здоровья у подростков в контексте воспитания………………………………………………………………………
2.1. Описание базы исследования ……………………………………………
2.2. Методические основы и оценки состояния психического здоровья подростков в контексте воспитания…………………………………………
2.3. Результаты исследования………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

психич развит подрост.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты:

Отрицание —  защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для  сознания. Например, многие люди боятся серьезных заболеваний и скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степени тормозит развитие Я-концепцйи и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Например, у подростка-наркомана погиб приятель от передозировки наркотиков. В процессе беседы с психологом подросток утверждал, что приятель умер от воспаления легких, заболевания сердца и пр. Принятие истинной причины гибели приятеля означало бы для подростка-наркомана осознание серьезной опасности наркотиков для собственного здоровья. Подростки с данным видом защитного механизма не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них прослеживается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают трудности, сложности в своей жизни.

Вытеснение  — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «забыть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях — усталости, апатии. Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорекрию (отказ от приема пищи), которая часто встречается в подростковом возрасте. Как правило, «анорексивное» вытеснение — следствие страха подростка пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. Он начинает активно бороться с «полнотой». Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, настойчиво предлагаемой им родителями. Как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где вызывают рвотный рефлекс. Это, с одной стороны, освобождает подростка от пищи, грозящей пополнением, с другой — приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс уже автоматически срабатывает на прием пищи и в результате формируется заболевание. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена, а остались ее последствия. Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она проявляется в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание желаемых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудовлетворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически слабый подросток при выборе видов спорта отдает предпочтение боксу или самбо. Испытывая сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значимость в определенном виде деятельности, такие подростки часто делают это в ущерб своему здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему.

Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с детства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения. В подростковом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подражание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (вор в законе, наркоман, крутой бизнесмен и пр.). Идентификация как защитный механизм часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой. У таких подростков часто наблюдается неадекватное отношение к своему здоровью. Например, четырнадцатилетний подросток впервые попробовал наркотики, после того как узнал из телевизионной передачи, что его кумир, рок-музыкант «балуется наркотиками».

Рационализация  — это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что  поведение рационально и оправданно и потому социальноодобряемо. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью исевдологических объяснений при переживании дискомфорта. Эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы человека, т. е. рационализация направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения. Например, подросток оправдывается, что много курит, и объясняет: курят все, курили великие люди. Ему обидно признаться, что курение превратилось у него во вредную привычку, что после употребления сигарет болит голова и тошнит. Рационализируя, он находит оправдательные мотивы своего поведения. Причем он может так красиво убеждать и объяснять, что сам начинает верить во все это. Нередко подростки, пользующиеся рациональной защитой, стараются построить свою концепцию как панацею от беспокойства и тревоги. Они заранее обдумывают все варианты своего поведения и их последствия. Эмоциональные переживания у них часто маскируются усиленными попытками рационального истолкования событий.

Проекция —  защитный механизм, при котором человек  приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты  и желания. Как защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Например, подросток нетерпим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих качеств. Или убежден в чужой непорядочности, а сам втайне склонен к ней. Для таких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завышенная самооценка или заниженная самооценка здоровья.

Регрессия как  защитный механизм проявляется в  возвращении ребенка или подростка  к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию. Такт у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается энурез (недержание мочи), обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а также у детей и подростков с задержкой психического развития. Несамостоятельность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать формированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение. Например, у четырнадцатилетнего подростка сформировалась компьютерная зависимость. Вместо школы он посещал компьютерные салоны, постоянно играл в компьютерные игры. У него появились головные боли, неустойчивый сон, ночной энурез, резко снизилось зрение. Он стал раздражительным, капризным. Но свое здоровье он оценивал как хорошее, отказывался от посещения врачей и убегал в компьютерные салоны.

Итак, защитные механизмы по-разному отражаются на внутренней картине здоровья ребенка. В одном случае ребенок или подросток подавляет в себе мысли о здоровье, отрицая свои внутренние проблемы, связанные со здоровьем (отрицание). В другом — «забывает» о травмирующем событии, связанном с неблагополучным здоровьем (вытеснение). В третьем — ищет выход в самооправдании и снисхождении к своим проблемам, связанным со здоровьем (рационализация). В четвертом — старается исказить существующую реальность и занимается самообманом (проекция, фантазирование, регрессия).

1.3 Типы воспитания  в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского  воспитания и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характера взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми. .

В 90-е годы ХХ века термин «стиль» воспитания был  заменен на термин «тип» воспитания . Причем у разных авторов типология воспитания имеет свои особенности. Так Андреева А.Д. выделяет следующие типы родительского воспитания:

1. Демократический.

2. Контролирующий.

3. Смешанный.

Демократический характеризуется высоким уровнем  приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут  на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном  стиле воспитания дети чаще всего  характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией .

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов.

Гарбузов В.А., Захаров В.И. и Исаев Д.Н. выделяют три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие,  эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее  воспитание – тревожно-мнительное  отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего  ребенка, его статусу среди  сверстников, а также чрезмерная  озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое  – чрезмерное внимание к ребенку  всех членов семьи, присвоение  ему роли «кумира семьи», «смысла  жизни» .

Все негативные факторы связаны с проблемой  невротизации ребенка, то есть с причинами  возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников.Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей .

В. Бурденко предлагает более развернутый вариант типологии  воспитания:

1. Кумир семьи. Ребенка в семье не просто обожают, а боготворят. Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое его желание. Любая прихоть малыша – закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь его уникальность и даже шалости такого ребенка неповторимы и являются предметом гордости. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность , растет капризным и эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать в замен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития. Родители освобождают его от всех обязанностей. Такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям

2. Гиперопека. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ему нет смысла бунтовать, отстаивая свое «Я». Ведь то, что он неповторим он знает с самого рождения. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю его жизнь до малейших мелочей. И как результат их малыш теряет свою индивидуальность. Но родители не просто любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он хочет оправдать надежды родителей. Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека не прекращается и в подростковом возрасте, вызывая бурную реакцию протеста

3. Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным и нелюбимым. Родители уделяют ему минимум внимания. Такой малыш не всегда накормлен. Он вынужден сам думать о себе, завидуя тем детям, о которых заботятся родители. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем начинает ощущать себя неполноценным. Этот комплекс собственной неполноценности преследует его всю жизнь.

4. Безнадзорность. Это гипоопека в высшей степени. Такому ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Такому малышу грозит задержка в развитии и дальнейшая психическая неполноценность.

5. Воспитание по типу «золушки». В такой семье ребенок не знает о ласке и любви. Его все время оскорбляют и унижают. Он постоянно чувствует себя ущербным, плохим, обузой. Всего боится, особенно сравнения с другими, по мнению родителей, гораздо лучшими детьми. Нередко, чтобы выстоять, ребенок придумывает для себя мир иллюзий, который наслаивается на реальность, притупляя жестокость действительности. Часто, вырастая. Такие дети мстят родителям за украденное детство.

6. «Ежовые рукавицы». Когда ребенку постоянно диктуют, приказывают, на нем срываются и раздражаются, он превращается в запуганное безвольное существо. Чуть что не так – ремень , угрозы и избиение. Страх заставляет его смирится, страх правит его действиями и поступками. Такой ребенок вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с бурными реакциями протеста.

7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Малыш должен реализовать все родительские амбиции, чтобы оправдать надежды. Или другой вариант – когда ребенку поручают заботу о младших или престарелых членах семьи. Все это отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто страдают неврозами.

Информация о работе Психическое развитие подростков