Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.

Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.81 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное

Учреждение  среднего профессионального образования

Ростовской  области

 

 

 

 

Донской педагогический колледж

 

 

Перебейнос  Юлия  Владимировна

 

 

Работа с  бумагой как средство развития трудовых навыков

 младших  школьников

 

 

 

Специальность 050146 «Преподавание в начальных  классах»

 

 

Научный руководитель:

Кабайкина Надежда Васильевна

 

 

Ростов- на- Дону

2013 г.

2

Содержание

              Введение   .    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .3

              Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .     

    1. Специфика развития трудовых навыков младших школьников   .   .   . 
    2.   Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .
    3. Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах   .    .
    4. Современные исследования опыта работы учителей с бумагой    .   

Гл               Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших            ол                               школьников в процессе работы с бумагой  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .         .   .             

         2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по              средствам работы с бумагой   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  

         2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных

               классов  по средствам работы с бумагой.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    

Заключение   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Список литературы.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

 Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Стремление  к творчеству характерно для начальной  школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в  той или иной мере присуще всем людям. Но начальная школа это  мир детства, надежд, где почва  для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает  одухотворяющий поиск разума и добра.

В начальной  школе, однако, еще очень часто  встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить  и самостоятельно работать. А главное  убивается интерес к получению знаний у младших школьников.

Творчество  детей необходимо развивать в  процессе всего обучения в младшей  школе. И одним из важнейших предметов  здесь является урок труда.

Трудовое  обучение в начальной школе - важное средство творческого и эстетического  развития детей. Уроки трудового  обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а  также конструкторских способностей.

Цель исследования состоит в определении влияния  уроков труда на развитие творческих способностей.

3

Объект  исследования - развитие творческих способностей.

Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.

Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если

- учитель будет владеть современной  теорией и практикой трудового  обучения учащихся начальных  классов.

- создана хорошая материальная  база для процесса трудового  обучения.

- труд будет рассматриваться  как средство развития личности  учащихся.

 

Задачи исследования:

- проанализировать подходы к пониманию творческих способностей.

- рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников на уроке трудового обучении.

- провести экспериментальное исследование, влияния трудового обучения на развитие творческих способностей.

Теоретическая значимость исследования заключается  в обосновании необходимости  применения игровых методов на уроках труда с целью развития творческих способностей младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава 1.Теоретические  обоснования развития трудовых навыков  младших школьников по средствам  работы с бумагой

1.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения

 
 
    Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. 
   Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности. 
  Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. 
  Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание). 
  Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку. 
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. 
  Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях. 
 

5

Содержание художественного труда первоклассников составляют: 
работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров); 
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей. 
  Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму. 
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей. 
   Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов. 
   Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр . 
     Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на

 

 

 

6

 
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает труду. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Конспект  пробного урока по труду

Предмет: труд

Тема  урока: объемное моделирование и конструирование из бумаги. "Елочка в снегу", оригами.

Конкретные  цели урока: продолжить обучение технике оригами

Задачи:

Образовательные

  • -Познакомить с технологией изделия елочки в технике оригами; о модульном оригами
  • -Закрепить навыки детей по работе с бумагой; правила сгибания бумаги
  • -Упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы

Воспитательные

Воспитание  воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического  вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для  коллектива, культуру труда

Развивающие

Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного  логического мышления, развитие его  пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи

Оборудование  рабочего места учителя: образцы изделий, схемы, инструменты (ножницы, бумага, карандаш, ластик, линейка), инструкционные карты, карточки-термины (сгибание бумаги), карточки-планирования ("разметь", "вырежи", "сложи", "оформи"), линии сгиба

Оборудование  рабочего места детей: цветная бумага, ножницы, карандаш, ластик, линейка.

8

План  урока:

  • I.Орг. момент .
  • II.Сообщение темы, постановка цели «Оригами»
  • III.Подготовка рабочего места
  • IV.Предварительная подготовка к практической работе
  • -Анализ конструкций образца
  • -Анализ технической документации
  • -Анализ технологии выполнения изделия
  • V.Практическая работа
  • VI.Проверка и оценка работ
  • VII.Итог урока

Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников