Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственное бюджетное образовательное
Учреждение среднего профессионального образования
Ростовской области
Донской педагогический колледж
Перебейнос Юлия Владимировна
Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков
младших школьников
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Научный руководитель:
Кабайкина Надежда Васильевна
Ростов- на- Дону
2013 г.
2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.
Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
В начальной
школе, однако, еще очень часто
встречается шаблонность в
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок труда.
Трудовое
обучение в начальной школе - важное
средство творческого и эстетического
развития детей. Уроки трудового
обучения должны способствовать формированию
у детей элементов технического
и художественного мышления, а
также конструкторских
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
3
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
- труд будет рассматриваться
как средство развития
Задачи исследования:
- проанализировать подходы к пониманию творческих способностей.
- рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников на уроке трудового обучении.
- провести экспериментальное исследование, влияния трудового обучения на развитие творческих способностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применения игровых методов на уроках труда с целью развития творческих способностей младших школьников.
4
Глава 1.Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой
1.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения
Трудовое обучение - обязательное
условие и составная часть обучения, воспитания
и развития ребенка на начальной ступени
общеобразовательной школы реализуется
средствами разнообразной урочной и внеурочной
деятельности учащихся.
Цель трудового обучения - воспитание
личности учащихся на основе формирования
трудовой деятельности.
Делая что-либо своими руками, дети
развивают внимание и память, приучаются
к аккуратности, настойчивости и терпению.
Все это поможет ребенку в школе, особенно
при овладении письмом, да и в дальнейшей
его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать
художественный вкус и логику, способствуют
формированию пространственного воображения.
Кроме того, у детей совершенствуется
мелкая моторика рук, что очень важно для
младших школьников, а также для детей,
страдающих церебральными нарушениями
и дефектами речи (дизартрия, заикание).
Творческие занятия не только развивают
фантазию, но и дают ребенку множество
практических навыков. Пришить себе пуговицу,
приготовить завтрак, сделать своими руками
подарки родным и друзьям - все это пригодится
ребенку.
И еще одно очень важное дополнение: умение
что-нибудь сделать самому позволяет ребенку
чувствовать себя увереннее, избавляет
от ощущения беспомощности в окружающем
его мире взрослых. А ведь вера в себя,
уверенность в своих силах - необходимое
условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему
счастлив.
Труд - это творческая работа ребенка
с различными материалами, в процессе
которой он создает полезные и эстетически
значимые предметы и изделия для украшения
быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является
декоративной, художественно-прикладной
деятельностью ребенка, поскольку при
создании красивых предметов он учитывает
эстетические качества материалов на
основе имеющихся представлений, знаний,
практического опыта, приобретенных в
процессе трудовой деятельности и на художественных
занятиях.
5
Содержание художественного
работа с бумагой, картоном (аппликация
из разнофактурной бумаги, в сочетании
с тканями, природными материалами, изготовление
декоративных панно, объемных и плоскостных
предметов и конструкций для оформления
праздников и развлечений, декораций,
сувениров);
Для младших школьников самый доступный
и легко поддающийся обработке материал
- бумага. Работа с бумагой - это работа
с материалом, имеющим свое лицо, обладающим
конструктивными и пластическими свойствами.
Изготовление изделий из бумаги способствует
развитию мышц кистей рук, совершенствует
глазомер у ребенка, подготавливает его
к выработке навыков письма, способствует
эстетическому развитию детей, приобретение
ими умений грамотно подбирать сочетания
цветов бумаги, форм и размеров комплектующих
изделий деталей.
Первоклассники из бумаги выполняют
различные двухмерные и трехмерные формы.
Ребенок исследует возможности применения
бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на
части, но затем объединяет их и получает
новую форму.
Детям очень нравится выполнять изделия
из полосок бумаги. Этот вид работы создает
большие возможности для творчества детей.
Обычно при получении бумажных
полосок разной длины и ширины дети тут
же начинают их непроизвольно скручивать,
свивать, переплетать, перекрещивать,
соединять одну с другой, в результате
чего возникают разнообразные композиции.
Восхитительная белоснежная бумажная
пластика, волшебная игра света и тени,
бесконечные творческие возможности и
перспективы ее использования заставляют
удивляться и искать новые пути решения
художественных образов и сюжетов.
Если взять две полоски бумаги
одного цвета, но разных по размеру, сделать
кольцо из каждой, соединить их, а затем
добавить чуть-чуть воображения, можно
сделать зверей для театрального представления
(цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.).
В качестве основы для выполнения фигурок
животных и людей может быть использован
конус или цилиндр .
Ребенок самостоятельно
открывает новые способы и формы сгибания
для полученного нужного элемента. При
этом ярко проявляется фантазия ребенка,
поскольку он создает все новые и новые
комбинации и порой сам удивляется тому,
что у него получилось из первоначальной
затеи. Дети могут очень долго заниматься
этим видом поделок, не желая признавать,
что работа закончена, поскольку у них
постоянно рождаются новые идеи. Окружающая
нас природа радует обилием форм и цвета.
Каждое время года богато своими природными
дарами: от красивых зеленых травинок
и цветочных лепестков до богатых плодов
осени и сухих, на
6
Таким образом, правильно организованный
труд дает детям углубленные знания способствует
закреплению положительных эмоций, стимулирует
желание трудиться и овладевать особенностями
мастерства, приобщает труду. Следовательно,
есть все основания рассматривать трудовое
обучение как важный элемент гармоничного
развития детей.
7
Конспект пробного урока по труду
Предмет: труд
Тема урока: объемное моделирование и конструирование из бумаги. "Елочка в снегу", оригами.
Конкретные цели урока: продолжить обучение технике оригами
Задачи:
Образовательные
Воспитательные
Воспитание
воли, усидчивости, точности, обязательности,
бережного отношения к
Развивающие
Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи
Оборудование рабочего места учителя: образцы изделий, схемы, инструменты (ножницы, бумага, карандаш, ластик, линейка), инструкционные карты, карточки-термины (сгибание бумаги), карточки-планирования ("разметь", "вырежи", "сложи", "оформи"), линии сгиба
Оборудование рабочего места детей: цветная бумага, ножницы, карандаш, ластик, линейка.
8
План урока:
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников