Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Методологическая основа исследования. Основу исследования составляют положения общефилософского плана о роли практики в познании, положение диалектики о причинно-следственных отношениях, положения современной психологии о личности, о закономерностях познавательных процессов, возрастная периодизация и ведущий вид деятельности. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных исследователей Н.К.Бердяева, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.О.Грузенберга, В.Н.Дружинина, Я.А.Понамарева, Б.М.Теплова, П.К.Энгельмейера .
Определенный интерес представляли взгляды зарубежных исследователей Э.Берна, Д.Гильфорда, Е.Торронса и многих других.
Обьектом исследования являются творческие способности детей дошкольного возраста в культурно-досуговых учреждениях.
Предметом исследования - процесс развития творческих способностей дошкольника 3-6 лет в учреждениях культуры.
Целью нашего
исследования является выявление комплекса
психолого-педагогических условий
развития творческих способностей у
детей дошкольного возраста в
культурно-досуговых
Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
Если формировать и развивать креативность ребенка /дивергентность мышления, оригинальность, гибкость и др./, то таким образом активизируются творческие способности в целом, в частности в эстетической деятельности.
Креативность
ребенка будет развиваться
При использовании "комплексного" построения занятия, где будут использоваться различные виды творчества /изобразительное, музыкальное, пластическое и другие/, мы будем расширять познавательные возможности ребенка, что в свою очередь эффективно скажется на показателях креативности в любой творческой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать
и уточнить понятие творчества
и творческих способностей, опираясь
на работы философов,
- рассмотреть
"механизм" творческого процесса
и определить влияние
- выявить
психологические и
- провести
констатирующий и формирующий
эксперимент по созданию
- проследить
динамику развития
- разработать
научно обоснованные
Методы исследования:
-анализ философской,
эстетической, психолого-педагогической,
культурологической, методической
литературы по проблеме
-наблюдение
и анализ творческой
-анкетирование
и беседа с родителями в
детских садах и культурно-
-формирующий
эксперимент по созданию
-тестирование
креативности в
-при обработке
результатов экспериментов
Исследования проводились на базе клуба "Ладога" /г.Москва/, Библиотека 35 /г.Москва/, Центра Детского Творчества (Детский Дом Культуры им.П.Морозова) /г.Москва/, школы 1040 /г.Москва/, детских садов 2162, 756, Гимназии для Одаренных детей "Виктория" и др.
Всего в предварительных исследованиях было задействовано 72 ребенка, проанкетировано 60 родителей /1990-1992 учебные годы/. В формирующем эксперименте приняло участие 43 ребенка, были проведены беседы и опросы их родителей /1993-1994 учебный год/. I
Этапы работы:
Первый этап
/1988-1991 г/ - сбор и накопление материала
по данной проблеме. Проведение занятий
в рамках студии эстетического воспитания
/Детский Дом культуры им П.Морозова/
/поурочная система, школьная подача
материала/ и в клубе "Ладога"
/комплексный подход, игровые занятия/.
Здесь же был проведен предварительный
эксперимент, который был направлен
на апробирование и корректировку
будущей экспериментальной
Второй этап /1991-1992г/ - анализ полученных результатов, проведение экспериментальных занятий на базе библиотеки 35 Ленинградского района г.Москвы, где апробировалась игровая методика с детьми дошкольного возраста. Подготовка формирующего эксперимента.
Третий этап
/1993-1994г/ - проведение формирующего эксперимента
в контрольной и
Научная новизна исследования заключается в следующем: -изучена проблема развития творческих способностей в целом, через развитие креативности;
-выявлены
благоприятные условия
-рассмотрено
влияние психологических
-экспериментально
выявлен и доказан более
-предложены
экспериментально
-применены тесты Медника и Е.Торронса для отслеживания развития креативности в условиях эксперимента;
-выявлена
динамика развития
Практическая значимость исследования состоит в обогащении существующей системы обучения новыми педагогическими технологиями, направленными на развитие творческих способностей дошкольника. Разработаны рекомендации по организации условий для развития творческих способностей дошкольника. Предложена модель комплексного подхода к развитию личности ребенка. Результаты исследований внедрены в занятия с дошкольниками в детских садах Юго-Восточного округа г.Москвы. Разработанные игры на развитие креативности используются в курсе "Психология творчества" для студентов Высшей школы рекламы. Материалы могут быть использованы:
-в практической
работе с детьми дошкольного
возраста в условиях
-при разработке содержания учебного процесса в дошкольных учреждениях;
-при диагностическом изучении детей;
-при проведении
лекций, семинаров на курсах
Апробация и
внедрение результатов
В Научном - Методическом Центре Юго-Восточного округа снят 20 мин. фильм с занятиями в экспериментальной группе в рамках формирующего эксперимента, который используется на семинарах по повышению квалификации работников дошкольных учреждений.
Проведены курсы по теме:" Приемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста" для работников частного детского сада.
Разработан и проведен тренинг по развитию творческого мышления у студентов отделения рекламы в Высшей школе рекламы г.Москвы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формируя
и развивая креативность
2. Условием развития креативности ребенка может служить игровая форма проведения занятий /игры-драматизации, театрализация занятия/, а так же комплексное построение занятий /использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкальное и др./), что расширяет познавательную активность ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культурно-досуговой деятельности.
3. Активизируя нерегламентируемое использование предметов в игровой деятельности, мы тем самым развиваем креативность ребенка, которая влияет на его творческие способности.
Структура и содержание диссертации:
Введение, две главы, выводы, библиография и приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены предмет исследования, цель, задачи, гипотезы, методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, рассматриваются этапы работы, анализируется состояния данной проблемы на сегодня в области культурно-досугового социума.
Первая глава
- "Историография вопроса
Во втором
параграфе рассматривается
Вторая глава - "Условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста", она состоит из трех параграфов. В первом проводится анализ психологических особенностей дошкольника (внимание, память, эмоции и др.) и их задействованность в механизме творчества. Отмечается огромная роль эмоционального состояния ребенка в процессе творчества. Характеризуется творческое мышление, которое включает в себя понятия скорости и беглости мышления, гибкость и оригинальность, поливариантность восприятия и дивергентность. Уделяется внимание развитию речи дошкольника, так как именно речь выступает как средство общения, связана с практической деятельностью. Во втором параграфе этой главы анализируется игровой метод как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и особенности его использования как активного метода обучения. Анализируются работы просветителей и педагогов прошлого :Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.К.Ушинского, Ф.Фребеля, а также рассматривается теоретическая база игровой деятельности на работах психологов: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других. Рассматриваются работы в области культурно-досуговой деятельности, посвященные играм и игровым методам обучения. Игровой метод, как новая форма организации досуга, инновационные игры, применение и использование игр в учебном процессе рассматривается различными авторами :Л.Даниловой, В.С.Дудченко, И.В.Жежко, Е.Н.Смирновым и многими другими. В третьем параграфе описываются исследования развития творческих способностей у дошкольника в условиях формирующего эксперимента. Перед тем как создать формирующий эксперимент, было проведено предварительное исследование данной проблемы, которое выявило, что большинство учреждений культурно-досуговой деятельности, имеющие дошкольные студии, пытаются посадить ребенка как можно раньше за парты и обучать по школьной системе, что противоречит психологическим особенностям дошкольника /у него еще не сформированна произвольность внимания/, и здесь мало учтены особнности его ведущей деятельности: игровой. В 1990-92 учебных годах было проведено исследование, в рамках которого была отработана система построения игровых занятий, наработаны игры для развития произвольности внимания, творческого мышления, развития воображения и др. Интересные результаты давали упражнения, где ребенок должен был максимально использовать свое воображение.Такие занятия как "Кляксография", где дети из чернильной кляксы должны дорисовать рисунок и сочинить к нему стихотворение, помогают детям "нестандартно" мыслить и находить оригинальные решения. В группах, где занятия были игровыми, где использовались различные виды деятельности /изобразительная, музыкальная, пластическая/, дети с большей охотой занимались такими видами деятельности дома и проявляли большую познавательную потребность, что было выявлено проведенным анкетированием родителей. Основное экспериментальное исследование проводилось в 1993-1994 учебном году и состояло из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Первичный замер детей и в контрольной и в экспериментальной группах велся тестами Керна-Йерасика, который показал, что интеллектуальное развитие детей было одинаковым в двух группах. Креативность замерялась по тесту Медника, который мы адаптировали для дошкольника. Количество ассоциаций высчитывалось по формуле:
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников