Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.

Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.81 Кб (Скачать)

Методологическая  основа исследования. Основу исследования составляют положения общефилософского плана о роли практики в познании, положение диалектики о причинно-следственных отношениях, положения современной  психологии о личности, о закономерностях  познавательных процессов, возрастная периодизация и ведущий вид деятельности. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных  исследователей Н.К.Бердяева, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.О.Грузенберга, В.Н.Дружинина, Я.А.Понамарева, Б.М.Теплова, П.К.Энгельмейера .

Определенный  интерес представляли взгляды зарубежных исследователей Э.Берна, Д.Гильфорда, Е.Торронса и многих других.

Обьектом исследования являются творческие способности детей дошкольного возраста в культурно-досуговых учреждениях.

Предметом исследования - процесс развития творческих способностей дошкольника 3-6 лет в учреждениях  культуры.

Целью нашего исследования является выявление комплекса  психолого-педагогических условий  развития творческих способностей у  детей дошкольного возраста в  культурно-досуговых учреждениях.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

Если формировать  и развивать креативность ребенка /дивергентность мышления, оригинальность, гибкость и др./, то таким образом активизируются творческие способности в целом, в частности в эстетической деятельности.

Креативность  ребенка будет развиваться активнее, если он будет иметь позитивные образцы творческого поведения и будет отсутствовать регламентация предметной активности.

При использовании "комплексного" построения занятия, где будут использоваться различные  виды творчества /изобразительное, музыкальное, пластическое и другие/, мы будем  расширять познавательные возможности  ребенка, что в свою очередь эффективно скажется на показателях креативности в любой творческой деятельности.

Задачи исследования:

- проанализировать  и уточнить понятие творчества  и творческих способностей, опираясь  на работы философов, психологов, педагогов, а так же обратить  особое внимание на состояние  теории и практики по развитию  творческих способностей у детей  дошкольного возраста вкультур  но-досугов ой сфере;

- рассмотреть  "механизм" творческого процесса  и определить влияние психологических  особенностей детей дошкольного  возраста на его развитие;

- выявить  психологические и педагогические  условия развития творческой  деятельности у детей дошкольного  возраста в учреждениях культуры;

- провести  констатирующий и формирующий  эксперимент по созданию условий  и использованию комплексного  построения занятий; 

- проследить  динамику развития креативности  в процессе эксперимента;

- разработать  научно обоснованные методические  рекомендации по психолого-педагогическим  условиям для дошкольников в  развитии креативности.

Методы исследования:

-анализ философской,  эстетической, психолого-педагогической, культурологической, методической  литературы по проблеме исследования.

-наблюдение  и анализ творческой деятельности  детей дошкольного возраста в  дошкольных учреждениях, центре  досуга и творчества, гимназии "Виктория", а также анализ учебных планов, программ и пособий для воспитателей  детских садов, внешкольных учреждений  и учреждений культурно-досуговой  сферы; 

-анкетирование  и беседа с родителями в  детских садах и культурно-досуговых  учреждениях, в которых проводились  исследования;

-формирующий  эксперимент по созданию условий  и развитию креативности у  дошкольников в детском саду 2162;

-тестирование  креативности в экспериментальных  группах и сравнение полученных  результатов с контрольными группами;

-при обработке  результатов экспериментов использовались  методы математической статистики.

Исследования  проводились на базе клуба "Ладога" /г.Москва/, Библиотека 35 /г.Москва/, Центра Детского Творчества (Детский Дом Культуры им.П.Морозова) /г.Москва/, школы 1040 /г.Москва/, детских садов 2162, 756, Гимназии для Одаренных детей "Виктория" и др.

Всего в предварительных  исследованиях было задействовано 72 ребенка, проанкетировано 60 родителей /1990-1992 учебные годы/. В формирующем  эксперименте приняло участие 43 ребенка, были проведены беседы и опросы их родителей /1993-1994 учебный год/. I

Этапы работы:

Первый этап /1988-1991 г/ - сбор и накопление материала  по данной проблеме. Проведение занятий  в рамках студии эстетического воспитания /Детский Дом культуры им П.Морозова/ /поурочная система, школьная подача материала/ и в клубе "Ладога" /комплексный подход, игровые занятия/. Здесь же был проведен предварительный  эксперимент, который был направлен  на апробирование и корректировку  будущей экспериментальной программы. Было проведено анкетирование родителей.

Второй этап /1991-1992г/ - анализ полученных результатов, проведение экспериментальных занятий  на базе библиотеки 35 Ленинградского района г.Москвы, где апробировалась игровая методика с детьми дошкольного возраста. Подготовка формирующего эксперимента.

Третий этап /1993-1994г/ - проведение формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной  группах, апробация полученных результатов  в публикациях и на научных  конференциях.

Научная новизна  исследования заключается в следующем: -изучена проблема развития творческих способностей в целом, через развитие креативности;

-выявлены  благоприятные условия творческой  деятельности детей дошкольного  возраста в учреждениях культуры;

-рассмотрено  влияние психологических особенностей  детей дошкольного возраста на  развитие "механизма" творческого  процесса;

-экспериментально  выявлен и доказан более эффективный  подход к развитию творческих  способностей детей дошкольного  возраста в учреждениях культуры - использование "комплексного" подхода к построению игрового  занятия; 

-предложены  экспериментально апробированные  игры- упражнения влияющие на развитие креативности детей дошкольного возраста;

-применены  тесты Медника и Е.Торронса для отслеживания развития креативности в условиях эксперимента;

-выявлена  динамика развития креативности  при создании благоприятных психолого- педагогических условий.

Практическая  значимость исследования состоит в  обогащении существующей системы обучения новыми педагогическими технологиями, направленными на развитие творческих способностей дошкольника. Разработаны  рекомендации по организации условий  для развития творческих способностей дошкольника. Предложена модель комплексного подхода к развитию личности ребенка. Результаты исследований внедрены в  занятия с дошкольниками в  детских садах Юго-Восточного округа г.Москвы. Разработанные игры на развитие креативности используются в курсе "Психология творчества" для студентов Высшей школы рекламы. Материалы могут быть использованы:

-в практической  работе с детьми дошкольного  возраста в условиях учреждений  культуры, дошкольных учреждений, в  семье; 

-при разработке  содержания учебного процесса  в дошкольных учреждениях; 

-при диагностическом  изучении детей; 

-при проведении  лекций, семинаров на курсах переподготовки  и повышения квалификации педагогических  кадров.

Апробация и  внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались  на научной конференции практических психологов (1994 г.), конференции молодых  ученых в Московском Государственном  Университете культуры (1994г., 1995г.)

В Научном - Методическом Центре Юго-Восточного округа снят 20 мин. фильм с занятиями  в экспериментальной группе в  рамках формирующего эксперимента, который  используется на семинарах по повышению  квалификации работников дошкольных учреждений.

Проведены курсы  по теме:" Приемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста" для работников частного детского сада.

Разработан  и проведен тренинг по развитию творческого  мышления у студентов отделения  рекламы в Высшей школе рекламы  г.Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формируя  и развивая креативность ребенка  мы активизируем таким образом его отдельные творческие способности.

2. Условием развития креативности ребенка может служить игровая форма проведения занятий /игры-драматизации, театрализация занятия/, а так же комплексное построение занятий /использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкальное и др./), что расширяет познавательную активность ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культурно-досуговой деятельности.

3. Активизируя  нерегламентируемое использование предметов в игровой деятельности, мы тем самым развиваем креативность ребенка, которая влияет на его творческие способности.

Структура и  содержание диссертации:

Введение, две  главы, выводы, библиография и приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы, определены предмет исследования, цель, задачи, гипотезы, методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, рассматриваются этапы  работы, анализируется состояния  данной проблемы на сегодня в области  культурно-досугового социума.

Первая глава - "Историография вопроса природы  творческих способностей и становление  научных методов их исследования", включает в себя два параграфа. В первом параграфе рассматривается развитие вопроса природы творческих способностей, уточняется понятие творчества на работах русских исследователей С.О.Грузенберга, П.К.Энгельмейера, где понятия творчества рассматривается как совокупность гносеологических процессов, как своеобразная душевная деятельность, сводимая к целому синтезу тех или иных процессов мышления, как совокупность религиозных верований и метафизических представлений, как совокупность психологических процессов и совокупность эстетических эмоций и процессов художественного мышления. В этом же параграфе разграничиваем понятие труда / как основного вида деятельности/ и понятие творчества. Творческая потребность - первична, а трудовая деятельность - жизненно необходима. Это мы видим у ряда исследователей: В.М.Вильчек, Н.М.Гнатко, В.Н.Дружинин. Ряд авторов, в частности, В.Н.Дружинин, исходят из принципиального противопоставления творчества и деятельности. Понятие деятельности в целом отличается от понятия творческой деятельности: во-первых, новизной в создании продукта, во-вторых, новизной в сфере познания мира. Также мы анализируем зарубежных авторов: А.Бэн, А.Валлона, В.Бунда, Д.Тейлора, которые рассматривали творчество как подражание. Ряд исследователей, в частности, Д.Тейлор рассматривает изменение творчества от низкого уровня к творчеству все более совершенному. В этом же параграфе анализируется происхождение способностей людей, чем предопределяются способности наследственностью или воспитанием, анализируется позиция известных педагогов Я.Коменского, А.Макаренко, Д.Ушинского и других, которые считают, что способности можно и нужно развивать, особенно у детей, так как именно там закладывается вся основная "творческая база" человека. Творческие способности, особенно детские, мало исследованы в области культурно-досуговой сферы.

Во втором параграфе рассматривается механизм творчества у различных исследователей (Л.С.Выготский, С.О.Грузенбрг, Я.А.Пономарев, П.К.Энгельмейер и др.), который можно охарактеризовать как трехактность в творчестве: подготовка /интуиция/, рассуждение /созревание идеи/, развитие идеи /ее техническое воплощение/. Л.С.Выготский рассматривал механизм творчества у детей и прослеживал связь воображения и творчества. Им подчеркивается огромное влияние на творчество прежнего опыта у ребенка, который в свою очередь оказывает огромное влияние на воображение ребенка, которое участвует в творческом процессе. В этом же параграфе рассматриваются имеющиеся методы исследования творческих способностей. Особое внимание уделено тестам креативности Торронса и Медника, которые можно использовать для детей дошкольного возраста. Также анализируются работы в области культурологии по созданию различных методик и тестов на конкретные способности /музыкальные, изобразительные/.

Вторая глава - "Условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста", она состоит из трех параграфов. В первом проводится анализ психологических  особенностей дошкольника (внимание, память, эмоции и др.) и их задействованность в механизме творчества. Отмечается огромная роль эмоционального состояния ребенка в процессе творчества. Характеризуется творческое мышление, которое включает в себя понятия скорости и беглости мышления, гибкость и оригинальность, поливариантность восприятия и дивергентность. Уделяется внимание развитию речи дошкольника, так как именно речь выступает как средство общения, связана с практической деятельностью. Во втором параграфе этой главы анализируется игровой метод как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и особенности его использования как активного метода обучения. Анализируются работы просветителей и педагогов прошлого :Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.К.Ушинского, Ф.Фребеля, а также рассматривается теоретическая база игровой деятельности на работах психологов: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других. Рассматриваются работы в области культурно-досуговой деятельности, посвященные играм и игровым методам обучения. Игровой метод, как новая форма организации досуга, инновационные игры, применение и использование игр в учебном процессе рассматривается различными авторами :Л.Даниловой, В.С.Дудченко, И.В.Жежко, Е.Н.Смирновым и многими другими. В третьем параграфе описываются исследования развития творческих способностей у дошкольника в условиях формирующего эксперимента. Перед тем как создать формирующий эксперимент, было проведено предварительное исследование данной проблемы, которое выявило, что большинство учреждений культурно-досуговой деятельности, имеющие дошкольные студии, пытаются посадить ребенка как можно раньше за парты и обучать по школьной системе, что противоречит психологическим особенностям дошкольника /у него еще не сформированна произвольность внимания/, и здесь мало учтены особнности его ведущей деятельности: игровой. В 1990-92 учебных годах было проведено исследование, в рамках которого была отработана система построения игровых занятий, наработаны игры для развития произвольности внимания, творческого мышления, развития воображения и др. Интересные результаты давали упражнения, где ребенок должен был максимально использовать свое воображение.Такие занятия как "Кляксография", где дети из чернильной кляксы должны дорисовать рисунок и сочинить к нему стихотворение, помогают детям "нестандартно" мыслить и находить оригинальные решения. В группах, где занятия были игровыми, где использовались различные виды деятельности /изобразительная, музыкальная, пластическая/, дети с большей охотой занимались такими видами деятельности дома и проявляли большую познавательную потребность, что было выявлено проведенным анкетированием родителей. Основное экспериментальное исследование проводилось в 1993-1994 учебном году и состояло из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Первичный замер детей и в контрольной и в экспериментальной группах велся тестами Керна-Йерасика, который показал, что интеллектуальное развитие детей было одинаковым в двух группах. Креативность замерялась по тесту Медника, который мы адаптировали для дошкольника. Количество ассоциаций высчитывалось по формуле:

Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников