Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
технического мышления;
- целенаправленного и
планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки
своего и чужого труда, самообслуживания и др.
Все эти цели и задачи осуществляются на основе национальной традиции,
декоративно-прикладного
блоки для примера мы взяли вид: Работа с бумагой и картоном.
Так, работа с бумагой и картоном, где предусмотрено (20 часов) учитывает
соблюдение правил безопасности труда с учеником техники работы с доской,
простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация
рабочего места и выполнение требований личной гигиены; Для примера рассмотрим
несколько фрагментов урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В 3 классе (1-4)
Тема урока: Работа с бумагой и картоном.
Аппликация казахского орнамента.
Цель: Закрепление, расширение, обобщение знаний
и умений
обработка бумаги и тонкого картона.
развитие творческой фантазии детей.
воспитание у детей умения работать, в
коллективе, личной ответственности за труд
в коллективе.
Формирование представлений о правильных
и безопасных способах трудовых действий
Материал и цветной картон, цветная бархатная бумага,
инструменты: клей, ножницы, карандаш, линейка, кисть
для клея.
ПЛАН УРОКА:
1. Организация детского
2. Повторение пройденного.
3. Сообщение темы урока.
4. Анализ объекта труда и
5. Практическая деятельность
6. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.
7. Уборка рабочего места.
ХОД УРОКА:
Учитель:
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь!
Сегодня, на уроке ручного труда мы будем
заниматься аппликацией.
Вы уже знаете, что аппликация-это вид
изобразительной техники, который
основана наложении, приклеивании
различных деталей на материал, принятом
за фон.
Ребята, что такое ,,аппликация?” Это наклеива
Правильно!
Аппликация относится к широко
распространенному художественному
творчеству- декоративно-прикладному
искусству.
Еще с давних времен человек стремился
сделать свое жилище, одежду не только
удобными, но и красивыми. Каждому
народу присущ свой орнамент. Так как
люди жили и живут в разных условиях
и их окружает различный удивительный
мир природы. А увиденное помогает
человеку в создании своих местных,
национальных орнаментов для украше-
ния всевозможных изделий.
- Ребята, как вы думаете, что повлияло
на создание орнамента у казахского
народа, где жили казахи?
Верно. И в бескрайних казахстанских
степях паслись огромные стада жи-
вотных. А кто знает, какие животные Бараны, ло-
пасутся в степях?
Правильно! И мотивом для составления
узоров послужили ветвистые рога
баранов. А многочисленные стада
верблюдов оставляли на земле свои
следы и казахский народ воплотил
из национальный орнамент - туш-
табан (верблюжий след). Им
украшались различные изделия
народных ремесел. Его использовали
в резьбе по дереву, вышивке, в художест-
венной обработке войлочных изделий.
Испытывая потребность в водопоях,
ведя скотоводческое хозяйство
казахский народ создал орнамент
,,родничок - кайнар ”.
В казахском орнаменте
сочные тона, такие как красный, ко-
ричневый, бордовый, синий, черный.
Используя их и элементы казахского
орнамента, мы составили свой
орнамент.
Сегодня мы будем составлять орна-
мент из геометрических фигур.
- Какие вы знаете
фигуры?
тре-
Правильно! Вот трегольники мы
и применим в своем орнаменте.
Для работы нам нужны:
клей, ножницы, лист цветной
бумаги -фон и лист другого
цвета для треугольников, каран-
даши, угольник.
Проверьте все ли у вас на месте.
Хорошо. Посмотрите, на доске висят
несколько орнаментов народа
Казахстана. Вы выберите себе один
из них. Выбрали? Хорошо.
Перед тем как начнете работать
давайте вспомним технику безо-
пасности работы с ножницами, и
клеем (ребята называют правила
работы с ножницами и клеем).
Хорошо, молодцы, вы все помните.
А теперь можете начать работу.
Будьте внимательны и аккуратно
обращайтесь с клеем, чтобы не
намазать.
(ребята самостоятельно
25-30 мин ).
Хожу по классу и слежу за работой Я закончил.
учащихся.(После работы с ножница- Я выполнил.
ми - физминутка.)
Я вижу, что почти все закончили.
Серик и Наташа тоже уже закан-
чивают.
Молодцы, ребята! У всех получи-
лись красивые орнаменты. Я ду-
маю нашим бабушкам бы пон-
равились эти оригинальные аппли-
кации.
Вот посмотрите как аккуратно
выполнила Раушан. Молодец!
Эту работу я возьму на выставку.
(Выставление оценок).
Ребята какой орнамент мы сегодня Орнамент
выполнили?
казахского
Правильно! А в какой форме?
Хорошо. А теперь каждый
Уберите свои рабочие места а
дежурные пройдите и соберите
рабочие папки и клей.
Все готово? Молодцы!
Сегодня все отлично поработали.
Урок окончен.
Можете идти на перемену.
Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в себя три
основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.
Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике трудового
обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение, рассказ,
беседа, инструктаж.
Объяснение характеризуется
подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее
место; при планировании - как составить чертеж и определить
последовательность работы; в процесс объяснения учитель знакомит детей со
свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми
действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.
Инструктаж можно
словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод обучения
понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку практической
деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключительный
инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки конкретной трудовой
задачи, характеристику операций, объяснение правил выполнения трудовых
приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя
объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной работы и
объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает в себя
анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и оценку
работы учащихся.
Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он должен
быть четким,
лаконичным и сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым
повествованием. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и
генетическом принципах. В первом случае учитель знакомит детей с
конкретными объектами техники и производства и постепенно переходит к
обобщениям; во втором- знакомит учащихся с общими понятиями, а затем
иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем - подводит школьников к
пониманию объектов, показывая историю их возникновения. Восприятие рассказа
обостряется, когда учитель вводит в него элементы проблемности, показывает
противоречия в развитии науки
с построением гипотез и
подтверждения. Рассказ учителем в начальных классах, как правило, опирается
на ранее приобретенные
понятия детей об известных объектах, учит их применению знаний на практике.
На рассказ учителя на уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его
содержание должно быть предельно кратким, строго соответствовать цели урока и
практической трудовой задаче. Обычно рассказ учителя сопровождается
демонстрацией материалов, инструментов, оборудования, графических пособий.
При употреблении новых терминов учитель должен четко произносить их и
записывать на доске. Рассказ должен
удовлетворять следующим
требованиям: быть достоверным, логически последовательным, четким,
доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся начальных
классов. На уроках трудового обучения
рассказ часто переходит
Беседа имеет целью
обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского
мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный материал, обсуждают
его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Беседа
может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока
беседа помогает детям устанавливать
связи с предшествующими
определять материалы и
последовательность трудового процесса. Особенно ценной следует считать
эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать
мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных
учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более убедительной в том случае,
когда она сопровождается демонстрацией натуральных предметов и их
изображений. В ходе практической работы может возникнуть необходимость
проведения текущей беседы. В которой путем постановки конкретных вопросов и
ответов на них учитель передает дополнительную информацию о трудовом
процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая
беседа, основная цель которой - привлечение самих учащихся к обсуждению
работ, обучению их критическому отношению к результатам своего труда. Большое
образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после
экскурсии на производство.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая
непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов.
Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы
ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Как отмечалось имеющиеся в
распоряжении учителя демонстрационные пособия можно разделить на две группы:
натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относят материалы,
инструменты, образцы готовых изделий и т.п.; к изобразительным - макеты,
модели таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы,
технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для
урока наиболее оптимальные наглядные пособия.
Примерный перечень использования демонстрационных пособий
Виды работ по программе |
Пособия |
1. Знакомство детей с материа- |
Демонстрационные коллек- |
лами: бумагой, картоном, |
ции. Раздаточные наборы |
тканью, разными материала- |
образцов материалов |
лами, семенами |
|
2. Сообщение детям сведений |
Технологические коллек- |
о производстве промышлен- |
ции. Диафильмы. Кино- |
ных материалов, добыче и |
фильмы. Картины |
применении природных мате- |
|
риалов |
|
3. Изучение в процессе опытов |
Таблицы - коллекции |
свойств материалов |
|
4. Изучение приемов обработки |
Инструменты и приспо- |
материалов: знакомство с инст- |
бления. Технологичес- |
рументами, приспособлениями, |
ие таблицы. Таблицы |
приемами работы. Изготовление |
по культуре труда. |
предусмотренных программой |
Образцы полуфабрика- |
изделий |
тов. Технологические |
карты | |
5. Закрепление практических |
Образцы изделий. Тех- |
умений на уроках труда и во |
нологические карты. |
Внеурочное время |
Самодельные пособия |
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников