Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.

Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.81 Кб (Скачать)

технического мышления;

- целенаправленного и систематического  формирования умений, навыков

планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки

своего и чужого труда, самообслуживания и др.

Все эти цели и задачи осуществляются на основе национальной традиции,

декоративно-прикладного ремесла  казахского народа. Изучив  выше сказанные

блоки для примера мы взяли вид: Работа с бумагой и картоном.

Так, работа с бумагой и картоном, где предусмотрено (20 часов) учитывает

соблюдение правил безопасности труда  с учеником техники работы с доской,

простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация

рабочего места и выполнение требований личной гигиены; Для примера  рассмотрим

несколько фрагментов урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В  3 классе (1-4)

Тема урока:        Работа с бумагой и картоном.

Аппликация казахского орнамента.

Цель:                  Закрепление, расширение, обобщение  знаний

и умений

обработка бумаги и тонкого картона.

развитие творческой фантазии детей.

воспитание у детей умения работать, в

коллективе, личной ответственности за труд

в коллективе.

Формирование представлений о правильных

и безопасных способах трудовых действий

Материал и        цветной картон, цветная бархатная  бумага,

инструменты:    клей, ножницы, карандаш, линейка, кисть

для клея.

ПЛАН   УРОКА:

1. Организация детского коллектива.

2. Повторение пройденного.

3. Сообщение темы урока.

4. Анализ объекта труда и планирование  деятельности.

5. Практическая деятельность детей.

6. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских  работ.

7. Уборка рабочего места.

ХОД    УРОКА:

Учитель:                                                           Ученики:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь!

Сегодня, на уроке ручного труда  мы будем

заниматься аппликацией.

Вы уже знаете, что аппликация-это  вид

изобразительной техники, который

основана наложении, приклеивании

различных деталей на материал, принятом

за фон.

Ребята, что такое ,,аппликация?”                       Это наклеива

                                                                   ние различных

                                                                      деталей на

                                                                   какой-то фон.

Правильно!

Аппликация относится к широко

распространенному художественному

творчеству- декоративно-прикладному

искусству.

Еще с давних времен человек стремился

сделать свое жилище, одежду не только

удобными, но и красивыми. Каждому

народу присущ свой орнамент. Так  как

люди жили и живут в разных условиях

и их окружает различный удивительный

мир природы. А увиденное помогает

человеку в создании своих местных,

национальных орнаментов для украше-

ния всевозможных изделий.

- Ребята, как вы думаете, что  повлияло

на создание орнамента у казахского

народа, где жили казахи?                                          В степях.

Верно. И в бескрайних казахстанских

степях паслись огромные стада жи-

вотных. А кто знает, какие животные              Бараны, ло-

пасутся в степях?                                                шади, верблюды

Правильно! И мотивом для составления

узоров послужили ветвистые  рога

баранов. А многочисленные стада

верблюдов оставляли на земле свои

следы и казахский народ воплотил

из национальный орнамент - туш-

табан (верблюжий след). Им

украшались различные изделия

народных ремесел. Его использовали

в резьбе по дереву, вышивке, в художест-

венной обработке войлочных  изделий.

Испытывая потребность в водопоях,

ведя скотоводческое хозяйство

казахский народ создал орнамент

,,родничок - кайнар ”.

В казахском орнаменте присутствуют

сочные тона, такие как красный, ко-

ричневый, бордовый, синий, черный.

Используя их и элементы казахского

орнамента, мы составили свой

орнамент.

Сегодня мы будем составлять орна-

мент из геометрических фигур.

- Какие вы знаете геометрические                Квадрат, прямо-

фигуры?                                                            угольник,

тре-

                                                                       угольник.

Правильно! Вот трегольники мы

и применим в своем орнаменте.

Для работы нам нужны:

клей, ножницы, лист цветной

бумаги -фон и лист другого

цвета для треугольников, каран-

даши, угольник.

Проверьте все ли у вас на месте.                           Все.

Хорошо. Посмотрите, на доске висят

несколько орнаментов народа

Казахстана. Вы выберите себе один

из них. Выбрали? Хорошо.                                     Да.

Перед тем как начнете работать

давайте вспомним технику безо-

пасности работы с ножницами, и

клеем (ребята называют правила

работы с ножницами и клеем).

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можете начать работу.

Будьте внимательны и аккуратно

обращайтесь с клеем, чтобы не

намазать.

(ребята самостоятельно работают

25-30 мин ).

Хожу по классу  и слежу за работой                     Я закончил.

учащихся.(После работы с ножница-                    Я выполнил.

ми - физминутка.)

Я вижу, что почти все закончили.

Серик и Наташа тоже уже закан-

чивают.

Молодцы, ребята! У всех получи-

лись красивые орнаменты. Я ду-

маю нашим бабушкам бы пон-

равились эти оригинальные аппли-

кации.

Вот посмотрите как аккуратно

выполнила Раушан. Молодец!

Эту работу я возьму на выставку.

(Выставление оценок).

Ребята какой орнамент мы сегодня                         Орнамент

выполнили?

казахского

                                                                         народа.

Правильно! А в какой форме?                                 В форме

Хорошо. А теперь каждый                                       аппликации.

Уберите свои рабочие места а

дежурные пройдите и соберите

рабочие папки и клей.

Все готово?  Молодцы!

Сегодня все отлично поработали.

Урок окончен.                                                           Встали.

Можете идти на перемену.

Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в  себя три

основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.

Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике трудового

обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение, рассказ,

беседа, инструктаж.

Объяснение характеризуется лаконичностью  и четкостью изложения. При

подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее

место; при планировании - как составить  чертеж и определить

последовательность работы; в процесс  объяснения учитель знакомит детей  со

свойствами материалов и назначением  инструментов, рациональными трудовыми

действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.

Инструктаж можно рассматривать  и как метод обучения, и как  совокупность

словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод  обучения

понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку практической

деятельности учащихся. Различают  вводный, текущий и заключительный

инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки конкретной трудовой

задачи, характеристику операций, объяснение правил выполнения трудовых

приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя

объяснение допущенных ошибок, выяснение  причин неправильной работы и

объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает в себя

анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и оценку

работы учащихся.

Рассказ применяется учителем в  основном для сообщения новых  знаний. Он должен

быть четким,

лаконичным и сочетать в себе точные технические сведения с ярким  живым

повествованием. Рассказ может  быть построен на индуктивном, дедуктивном и

генетическом принципах. В первом  случае учитель знакомит детей с

конкретными объектами техники  и производства и постепенно переходит  к

обобщениям; во втором- знакомит учащихся с общими понятиями, а затем

иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем - подводит школьников к

пониманию объектов, показывая историю  их возникновения. Восприятие рассказа

обостряется, когда учитель вводит в него элементы проблемности, показывает

противоречия в развитии науки  с построением гипотез и способов их

подтверждения. Рассказ учителем в  начальных классах, как правило, опирается

на ранее приобретенные учащимися  знания, систематизирует представления  и

понятия детей об известных объектах, учит их применению знаний на практике.

На рассказ учителя на уроке  труда отводится очень мало времени; поэтому его

содержание должно быть предельно  кратким, строго соответствовать цели урока и

практической трудовой задаче. Обычно рассказ учителя сопровождается

демонстрацией материалов, инструментов, оборудования, графических пособий.

При употреблении новых терминов учитель  должен четко произносить их и

записывать на доске. Рассказ должен удовлетворять следующим дидактическим

требованиям: быть достоверным, логически  последовательным, четким,

доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся начальных

классов. На уроках трудового обучения рассказ часто переходит беседу.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного

обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского

мышления: под руководством учителя  дети осмысляют учебный материал, обсуждают

его, устанавливают связи между  теоретическим материалом и практикой. Беседа

может использоваться на различных  этапах урока. Проводимая в начале урока

беседа помогает детям устанавливать  связи с предшествующими занятиями,

определять материалы и инструменты, необходимые для работы, представлять

последовательность трудового  процесса. Особенно ценной следует  считать

эвристическую беседу, которая позволяет  максимально активизировать

мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных

учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более убедительной в том  случае,

когда она сопровождается демонстрацией  натуральных предметов и их

изображений. В ходе практической работы может возникнуть необходимость

проведения текущей беседы. В которой путем постановки конкретных вопросов и

ответов на них учитель передает дополнительную информацию о трудовом

процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая

беседа, основная цель которой - привлечение  самих учащихся к обсуждению

работ, обучению их критическому отношению  к результатам своего труда. Большое

образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после

экскурсии на производство.

Демонстрационные методы реализуют  принцип наглядности обучения, обеспечивая

непосредственное восприятие учащимися  конкретных предметов и их образов.

Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы

ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Как отмечалось имеющиеся  в

распоряжении учителя демонстрационные пособия можно разделить на две группы:

натуральные и изобразительные. К  натуральным пособиям относят материалы,

инструменты, образцы готовых изделий  и т.п.; к изобразительным - макеты,

модели таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы,

технологические карты и др. В  каждом конкретном случае учитель подбирает  для

урока наиболее оптимальные наглядные  пособия.

Примерный перечень использования  демонстрационных  пособий

    

Виды работ по программе

Пособия

1. Знакомство детей с  материа-

Демонстрационные коллек-

лами: бумагой, картоном,

ции. Раздаточные наборы

тканью, разными материала-

образцов материалов

лами, семенами

 
   

2. Сообщение детям сведений

Технологические коллек-

о производстве промышлен-

ции. Диафильмы. Кино-

ных материалов, добыче и

фильмы. Картины

применении природных мате-

 

риалов

 
   

3. Изучение в процессе  опытов

Таблицы - коллекции

свойств материалов

 
   

4. Изучение приемов обработки

Инструменты и приспо-

материалов: знакомство с  инст-

бления. Технологичес-

рументами, приспособлениями,

ие таблицы. Таблицы

приемами работы. Изготовление

по культуре труда.

предусмотренных программой

Образцы полуфабрика-

изделий

тов. Технологические

 

карты

   

5. Закрепление практических

Образцы изделий. Тех-

умений на уроках труда  и во

нологические карты.

Внеурочное время

Самодельные пособия

Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников