Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Каждое пособие - фабричное и самодельное - должно отвечать учебно-
воспитательным задачам, быть научно достоверным, соответствовать возрастным
особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить наиболее
общее и типичное в объектах. Они должны быть точными, лаконичными,
убедительными. Учитель обычно сочетает демонстрацию пособия с объяснением.
Например, при изготовлении конверта в 3 классе учитель раздает ученикам на
рабочий стол по одному конверту, который можно развернуть, и демонстрирует
большой конверт. Рассматривая конверты, дети устанавливают количество сторон
конвертов и полосок для склеивания. Учитель предлагает развернутый конверт
плотно прижать к левому верхнему углу альбомного листа и обвести карандашом.
При обводке контуры развертки могут получиться не очень аккуратными. Поэтому
учитель предлагает детям проверить развертки с помощью линейки и угольника и
внести в них исправления. Учитель спрашивает, что необходимо сделать, чтобы
склеить конверт. (Необходимо провести три дополнительные линии сгибов). Чтобы
бумага ровно сгибалась, необходимо провести по линии сгиба вдоль линейки
тупым концом ножниц. После вырезания и сгибания развертка прилегает к другой,
а полоски закрывают согнутые стороны с боков и сверху. У некоторых учащихся
полоски не будут плотно прилегать к сторонам. Необходимо еще раз проверить
размеры и устранить неточности. Заключительной является операция склеивания.
Демонстрируя чертеж развертки, учитель показывает, что на чертеже каждая
линия имеет свое назначение: контуры обозначаются сплошной толстой линией,
размеры - тонкой сплошной линией, сгиб - штрихпунктирной линией с двумя
точками, места намазывания клеем - штриховкой, размеры указываются в
миллиметрах. Учитель еще раз предлагает проверить точность разметки
развертки, после чего склеить конверты. Сочетание демонстраций натуральных
предметов со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает у
детей интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В
результате активного наблюдения за образцом изделия дети сами
устанавливают, с чего начинать работу, из каких элементов построить
развертку, какие приготовить материалы, с помощью каких инструментов и
какими приемами осуществить технологические операции.
Особенно полезными на уроках трудового обучения являются демонстрации,
сочетаемые с эвристическими беседами. В этом случае в процессе наблюдения
дети побуждаются к
трудового процесса.
Сочетание демонстраций изображений с письменным словом в настоящее время
получает все большее
с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы, кинофильмы о
целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной, керамической, строительной
промышленности. При изучении материалов, инструментов, приемов работы,
организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности широко
используются таблицы. В одних случаях учитель использует таблицы как
иллюстрации, в других - как инструкции. Например, таблицы, показывающие
процессы сгибания бумаги, при объяснении приемов работы используют как
иллюстрации, а во время практической работы- как инструкцию. По некоторым
темам на уроках трудового обучения
возникает необходимость
учащимися серию картин по какой-нибудь определенной теме.
На уроках наряду с демонстрацией готовых изображений учителю приходится
выполнять рисунки, эскизы и чертежи на классной доске изображения со строгим
соблюдением всех требований ГОСТа.
Практические методы. На уроках трудового обучения учащиеся наряду с
политехническими знаниями овладевают общетрудовыми политехническими
умениями: проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс,
оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки,
измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль. Умение-это
знание, примененное на практике. Под умением понимается сознательное
выполнение учеником заданных действий с выбором правильных приемов работы.
Знания могут не доводиться до степени умений. Например, ученик может знать,
как следует резать бумагу ножом, но не уметь выполнять эту операцию. Поэтому
для превращения знаний в умения необходимо проводить дополнительные
инструктажи и тренировочные упражнения. В процессе обучения умениям ребенок
воспринимает чужой опыт, например опыт учителя, но главная роль при этом
принадлежит личному опыту ученика.
При обучении умения трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие
элементы - трудовые приемы и действия. На первом этапе обучения каждое
трудовое действие осуществляется учеником в замедленном темпе с тщательным
продумыванием каждого выполняемого элемента. Осмысленные и освоенные трудовые
действия постепенно объединяются в трудовые приемы, которые, в свою очередь,
требуют дальнейшего осмысления и совершенствования в процессе специальных
упражнений. Трудовые приемы постепенно объединяются в операции, а затем в
трудовые умения. Обычно умения рассматриваются как первоначальная стадия
навыка, под которым понимается автоматизированная деятельность ребенка.
Однако наиболее сложные умения могут включать в себя элементы отработанных
навыков. Таким образом, умения и навыки находятся в диалектическом единстве,
они дополняют и обуславливают друг друга. Однако умение всегда отличается от
навыка тем, что оно постоянно связано с сознательным, не автоматическим
выполнением трудовых действий. При формировании умений в коре больших
полушарий головного мозга создается масса ассоциаций (связей) между
сенсорными, аналитическими, двигательными и другими участками нервных клеток.
В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение
трудовыми операциями до уровня автоматизированных навыков, за исключением
простейших действий по оперированию
графической информацией и
простейшими приемами работы инструментам. Поэтому основное внимание на уроках
трудового обучения учитель сосредотачивает на формировании у детей трудовых
умений.
В процессе трудовой политехнической подготовки у учащихся начальных классов
формируются три основные группы умений. К первой группе относят
политехнические умения: измерительные, вычислительные, графические,
технологические; ко второй - общетрудовые умения; организаторские,
конструкторские, диагностические, операторские; к третьей - специальные
трудовые умениями: обработка бумаги, картона, ткани, разных материалов,
сборка, наладка и др.
Формирование умений всегда связано с практической деятельностью учащихся.
Поэтому в основу методов формирования умений следует положить виды
деятельности учащихся.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться
на основные требования реформы
общеобразовательной и
в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования
необходимо:
- предельно четко изложить
дисциплин, обеспечить необходимое
отражение в них новых
практики;
- коренным образом улучшить
постановку трудового
профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить
политехническую направленность содержания образования; больше уделять
внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического
применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым
основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;
- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков,
обязательных для овладения учащимися.
На уроках трудового обучения учащиеся начальных классов овладевают
необходимыми в жизни
выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно - наглядных
пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы. Уже на
этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными для понимания
детей профессиями.
За основу тематического планирования на год и на все годы обучения в
начальных классах педагогически наиболее целесообразно принять продвижение
учащихся в овладении
учесть, что знания и умения, приобретаемые на уроках по одному виду
технического труда, используются при проведении уроков по другим видам
технического и в какой-то мере сельскохозяйственного труда.
В методическом отношении возможны различные варианты планирования уроков
трудового обучения, но при этом внимание учителя должно концентрироваться на
том, чтобы с первых уроков технического и сельскохозяйственного труда начать
продвижение детей в овладении целым комплексом программных знаний и умений,
имеющим первоначальное политехническое значение. Любой урок при всем
разнообразии методов его проведения должен обеспечить на каждом этапе
выполнение всего или какой-то части комплекса требований программы трудового
обучения.
При подготовке к занятиям планирование уроков трудового обучения занимает
центральное место. Учитель должен дать четкое представление о предметах
труда, орудиях труда, политехнических знаниях и умениях трудовой
деятельности. Все методические, теоретические и практические задачи решаются
учителем при составлении
примера приведем фрагмент из календарного плана (табл.2).
Примерный фрагмент календарно - тематического плана урока по трудовому обучению:
№ урока |
Продукт труда (изделие) |
Предмет труда (материалы) |
Орудия труда (инструменты) |
Политехнические знания |
Политехнические умения |
3 класс |
|||||
12 |
Аппликац-ия казахского орнамента |
Писчая бумага |
Угольник карандаш, ножницы, кисть, клей, цветная бумага, шаблон, трафарет |
Закрепление понятий о плотности, прочности, толщине, цвете бумаги резание, склеивании бумаги; формирование понятий о расположении волокон в бумаге. |
Закрепление умений размечать, сгибать и резать бумагу; формирова-ние умений определять основное направление волокон в бумаге, разрывать лист в разных направлениях, удерживать вертикально полоски, смачивать края листа кистью, умений правильно распределять по плоскости бумаги |
Методы, определяемые по видам деятельности учащихся.
По видам деятельности учащихся методы подразделяют на репродуктивные
(воспроизводящие), частично поисковые,
проблемные и
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать информацию
и воспроизводить ее. Рассмотренные выше словесные методы в сочетании с
демонстрационными с точки зрения видов деятельности учителя можно
характеризовать как объяснительно - иллюстративные. Эти методы в основном
строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных
объектов и графических
объяснительно - иллюстративного метода знания, как правило, остаются на
невысоком уровне знаний - копий, т.е. учащиеся запоминают информацию и
репродуктивно воспроизводят ее. Для достижения более высокого уровня знаний
учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но
и способов действий. Способы воспроизведения заданных видов деятельности
успешно усваиваются при использовании репродуктивных методов. В данном случае
большое внимание следует уделять инструктажу с демонстрацией приемов работы.
Сущность вводного, текущего и заключительного инструктажа изложена выше. При
выполнении практических заданий репродуктивная деятельность детей выражается
в форме упражнений. Количестве воспроизведений и упражнений при использовании
репродуктивного метода обусловливается сложностью учебного материала.
Практика показывает, что, например, для освоения приемов резания бумаги
ножницами по прямой линии достаточно провести до десяти упражнений, а для
освоения приемов обрезания блока книги ножом по фальц-линейке необходимо
выполнить до ста упражнений. Известно, что учащиеся младших классов не могут
долгое время выполнять одни и те же тренировочные упражнения. Поэтому систему
упражнений следует строить таким образом, чтобы в них постоянно вносились
элементы новизны. Например, упражнения по сгибанию бумаги в 3классе
осуществляются в течении нескольких уроков в процессе изготовления разных
поделок: пакетов, кармашков, шапочек, стаканчиков, голубей, лодочек,
корабликов, коробочек. Подобным образом в процессе репродуктивной
деятельности проводятся упражнения по резанию бумаги ножницами склеиванию
бумаги и т.д.
Частично-поисковый метод, называемый иногда эвристическим, включает в себя
элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода заключается в
том, что учащимся не дается окончательное решение задачи, часть посильных
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников