Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Na= — У где х - общее количество ответов, у- общее количество заданий
Индекс оригинальности: Li= — а где п - номер задания , а - частота встречаемости конкретного ответа
Показатели индекса оригинальности и количество ассоциаций в первичном замере двух групп мало отличались друг от друга. После проведения в экспериментальной группе формирующего эксперимента, где занятия велись с использованием игр-драматизаций, театрализованным погружением, где игровая деятельность основывалась на синтезе исскуств и включала в себя и музыкальную, и театральную, и художественную деятельность, где нами внедрялись специально разработанные упражнения на развитие воображения ( использования бинома фантазии, кляксографии, нерегламентированность использования предметов и другое), мы провели вторичный замер по тесту Медника и получили данные, что показатель индекса оригинальности в экспериментальной группе изменился у каждого ребенка в среднем на 27%, а количество ассоциаций увеличилось на 200%. В качестве контрольного эксперимента был выбран тест Торронса, который удобно было использовать в групповом варианте. Для проведения контрольных исследований креативности мы сравнивали результаты с результатами детей из гимназии для одаренных детей "Виктория", где дети были отобраны по тестированию. В нашей группе дети не отбирались, как и в детском саду 756, где у детей так же развивали показатели креативности по системе ТРИЗ.
Из теста Торронса, учитывая возраст испытуемых, были взяты два субтеста, где дети должны были дорисовать имеющиеся картинки и там, где из имеющегося элемента создается рисунок. Тестовые задания ранее в экспериментальной и контрольных группах не использовались, то есть дети были в равных условиях при проведении исследования. Еще не просчитывая оригинальность детей было замечено, что в экспериментальной группе дети чаще использовали разные цветные карандаши . Подсчитав оригинальность каждого ребенка в группе, мы выявили оригинальность группы.
Показатель оригинальности группы велся по формуле:
Т OrOr - ^—, п где Or - оригинальность каждого испытуемого, п - число испытуемых в группе Индекс оригинальности в экспериментальной группе 6,55, в гимназии "Виктория" 3,85 и в детском саду 5,25. Был сделан вывод, что средний показатель оригинальности в экспериментальной группе был самым высоким, что достиглось проведением занятий игровым методом, который благотворно влияет на развитие креативности ребенка. Это оказывает влияние не только в изобразительной деятельности, а так же и в других творческих проявлениях. Дети развивали свои индивидуальные личностные качества, которые в свою очередь повлияли на развитие творческой деятельности ребенка. Мы увидели, что прежде чем развивать какую-либо творческую способность ребенка (музыкальную, художественную) целесообразнее в начале "пробудить" механизм креативности в целом, а в этом может помочь игровой метод построения занятия и расширение опыта ребенка через использования различных видов деятельности. Развитие креативности ребенка может быть использованно им в любой творческой деятельности. Для эффективности развития творческих способностей следует учитывать с психологической стороны индивидуальные особенности ребенка /его внимание, память, мышление/ и развивать их, а с педагогической - учитывать ведущий вид деятельности: игровой, и максимально использовать игры-драматизации, театрализованное погружение. Все это может быть использовано педагогами в культурно-досуговых учреждениях при работе с дошкольником.
В заключении обобщены итоги исследования, изложены теоретические выводы, сформулированы практические рекомендации. Материалы исследования отражены в следующих публикациях:
Игровой метод как средство формирования творческой активности дошкольника. - М.,1994.- с.50-51.- (Тезисы научно-практической конференции молодых ученых.Новые пути наук о культуре /МГУК/)
Малышам - игровой метод обучения. -М., 1994 (январь) //Юго-Восточный курьер.
Развивающие игры для дошкольников. (Методическое пособие) М.1995. - НМЦ.
Заключение
диссертации по теме "Теория, методика
и организация культурно-
Заключение
Проблема
развития творческих способностей детей
дошкольного возраста в современных
условиях развития общества актуальна
и педагогически значима. Особый
интерес эта проблема вызывает в
области культурно-досуговой
Психологами отмечено, что имеются несколько периодов активного творческого процесса. Первый приходится на дошкольный возраст ( примерно 4-5 лет), а второй - на подростковый возраст. Исходя из этого нужно отметить, что дошкольный возраст является той "площадкой" с которой ребенок стартует в будущее: или он будет стремиться познавать и преобразовывать мир, или он будет "нетворческим" человеком. Хотелось бы отметить, что развитие творческих качеств нам представляется необходимым условием развития дошкольников.
Способности
- сложное синтетическое
В ходе нашего
исследования мы подтвердили выдвинутые
нами гипотезы, что формируя и развивая
креативность ребенка, мы активизируем
его творческие способности в
целом, а развитие креативности происходит
при наличии позитивного
В ходе проведенных
нами исследований мы проанализировали
различные работы философов, психологов,
педагогов, культурологов, что позволило
нам рассмотреть понятие
Развивать творческие способности детей дошкольного возраста лучше в игровой форме проведения занятий - игры-драматизации, игра-путешествие и др., а так же комплексное построение занятий, где ребенок может использовать различные виды творческой деятельности /изобразительную, музыкальную, театральную и другие/, которые помогают в развитии механизма творчества, так как творческая деятельность имеет большую зависимость от прежнего опыта человека, что мы отмечали ранее /см.схему 1/).
Была проведена диагностика развития креативности ребенка с применением теста Е.Торренса. Нами разработаны игры для активизации воображения и творческого мышления.
Полученные результаты могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, на практических семинарах педагогов и психологов.
Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Мы считаем, что на современном этапе образования один из вариантов решения проблемы повышения эффективности развития креативности младших школьников — это использование часов школьного компонента для организации соответствующего целенаправленного обучения. Нами разработана программа «Уроки творчества», предусматривающая проведение занятий один раз в неделю на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Программой предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, широкое использование заданий дивергентного типа, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание. Каждый раздел программы обладает отличительными особенностями. Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, конструирование, изготовление аппликаций и поделок. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения. При распределении разделов программы по годам обучения учитывались психологические особенности учащихся каждого возрастного периода, что обеспечило содержательную и логическую преемственность. Принцип ресурсного подхода реализуется через привлечение детского опыта в качестве содержания бесед, игр и упражнений. Использование принципа задачного режима обеспечивает наличие открытых вопросов, не сводящихся к единственно правильному ответу, а предполагающих множество разнообразных вариантов. В процессе обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций. Для эффективного формирования креативности необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих работ. Работы учащихся первого класса — это рисунки, аппликации, поделки, сочинение загадок, рифмовок, сказочных сюжетов. В последующем продуктивные задания предлагаются как содержание работы в группах или парах и в качестве домашнего задания: сочинить загадку по заданной схеме, сочинить сказку по заданному приему фантазирования, придумать новую игру, усовершенствовать заданный объект, составить морфологическую таблицу на заданную тему, придумать ассоциативную цепочку, описать фантастическое существо, придумать окончание анекдота, сочинить афоризм и др. В процессе обучения по программе «Уроки творчества» происходит формирование таких качеств креативного мышления как любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, дивергентность, логичность, познавательная активность
Заключение
Трудовое обучение в начальных
классах ставит целью сформировать
у ребенка умение самостоятельно
ориентироваться в любой
В задачу учителя входит не столько
помочь ребенку в осознании или
изготовлении изделия, поделки, сколько
в обеспечении условий, при котором
потенциал учащегося будет
Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся.
В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения работ с бумагой и картоном очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.
Методика работ с бумагой и картоном в школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.
На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности работы с бумагой и картоном в 1 классе по трудовому обучению. В систему включены различные темы видов работ с бумагой и картоном, например: составление аппликации, оригами, мозаики, и которые могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов – практикантов.
Методические указания
Формирование профессиональных качеств учителя начальных классов
невозможно без их сознательной самостоятельной работы, в основе которой
лежат умения планировать свою учебно-поисковую деятельность,
организовывать и контролировать себя при выполнении задания, проявлять
умственную самостоятельность в процессе овладения знаниями. Вместе с
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников