Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
вопросов им предлагается решить самостоятельно. Для развития
самостоятельности и творческой инициативы учитель использует различные
приемы. На первом этапе дети выполняют задания по технологическим картам с
подробнейшим описанием
технологических карт часть данных умышленно пропускается. Это вынуждает детей
самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи. Далее количество
недостающих данных в технологической карте увеличивается. Учащиеся приучаются
сначала в классе под руководством учителя, а затем самостоятельно
разрабатывать технологический процесс выполнения несложных изделий, находить
при этом рациональные способы работы. Например, при изготовлении папки для
открыток часть посильных
деятельности. Они устанавливают количество крышек у папки, определяют по
величине стопки открыток длину, ширину и толщину папки. Далее учащиеся
подсчитывают, сколько и каких деталей. Так, в процессе частично поисковой
деятельности учащиеся сначала получают представление об изделии, затем
планируют последовательность работы и, наконец, осуществляют технологические
операции по реализации проектов в законченные изделия.
Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем,
которые решаются в результате творческой деятельности учащихся. Этот метод
раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной
методики можно вводить на уроках трудового обучения в 3 классе.
Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые ставят
перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный водой, помещают
кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается на дно. Почему фольга
тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга - тяжелый материал, поэтому
она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и осторожно опускает в
стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та же фольга удерживается
на поверхности воды. Так возникает проблемная ситуация. И первое
предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут, не подтверждается.
Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то другом. Учитель
предлагает внимательно
фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся устанавливают, что эти
материалы отличаются только по форме: кусочек фольги имеет плоскую форму, а
коробочка из фольги - объемную пустотелую форму. Чем заполнены пустотелые
предметы ? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес. Он легкий. Какой можно
сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, как металл,
заполненные ²легким² воздухом, не тонут.) Почему не тонут большие
морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они пустотелые) что
будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она потонет.) Почему?
(Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем, если его корпус
получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.)
Таким образом учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся
строить гипотезы проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся
опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать
обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы,
демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед
учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в научный поиск, активизирует
их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Таким
образом, проблемное изложение учебного материала приближает учебный процесс в
общеобразовательной школе к научному поиску.
Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой
деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них
задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения которые
обладают высокой степенью переноса и могут применяться в новых трудовых
ситуациях. Использование этого метода приближает процесс обучения к научному
поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с
методикой научного поиска. Естественно, что по содержанию исследовательский
метод в науке отличается от исследовательского метода в обучении. В первом
случае исследователь открывает обществу новые, ранее не известные явления и
процессы; во втором- ученик открывает явления и процессы лишь для себя, не
представляющие новизны для общества. Другими словами, в первом случае
открытия осуществляются в социальном плане, во-втором - в психологическом.
Учитель, ставя перед учащимися проблему для самостоятельного исследования,
знает как результат, так и пути решения и виды деятельности, приводящие
ученика к правильному решению поставленной проблемы. Таким образом,
исследовательский метод в школе не преследует цели сделать новые открытия. Он
вводится учителем для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера,
необходимые для дальнейшей творческой деятельности.
Рассмотрим на конкретном примере элементы исследовательского метода. На уроке
учитель ставит перед детьми задачу - подобрать для изготовления кораблика
бумагу, которая должна обладать следующими признаками: хорошо окрашиваться,
быть плотной, прочной, толстой. В распоряжении каждого ученика имеются
образцы писчей, газетной, рисовальной, бытовой (потребительской) бумаги и
кальки, кисти, баночки с водой. В процессе несложных исследований из
имеющихся видов бумаги ученик выбирает для изготовления корпуса модели
кораблика такую бумагу, которая обладает всеми перечисленными признаками.
Допустим, что первый ученик начинает
проверять признак
Проводя кистью с краской по образцам писчей, газетной, рисовальной,
потребительской бумаги и кальки, ученик устанавливает, что писчая,
рисовальная, потребительская бумага и калька являются плотными бумагами,
газетная - неплотной. Ученик делает вывод, что газетная бумага не годится для
корпуса кораблика. Разрывая имеющиеся образцы бумаги, ученик устанавливает,
что писчая и потребительская бумага непрочная. Значит, эти виды не подходят
для изготовления корпуса кораблика. Далее ученик внимательно рассматривает
оставшиеся виды бумаги - рисовальную и кальку - и устанавливает, что
рисовальная бумага более толстая, чем калька. Следовательно, для изготовления
корпуса кораблика необходимо использовать рисовальную бумагу. Эта бумага
обладает всеми необходимыми признаками: хорошо окрашивается, плотная,
прочная, толстая. Проверку видов бумаги следовало бы начинать с признака
прочности. После этой проверки в распоряжении ученика осталось бы только два
вида бумаги: калька и рисовальная. Проверка признака толщины дала возможность
ученику из оставшихся двух видов сразу выбрать необходимую для кораблика
рисовальную бумагу. При использовании исследовательского метода, как
показывает рассмотренный
решение задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных исследований
ученик самостоятельно приходит к обобщениям и выводам. Исследовательский
метод активно развивает творческие способности учащихся, знакомит школьников
с элементами научного поиска.
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников