Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Проблема исследования – это проблема как бы задает ракурс
рассмотрения темы; она является основной,
стержневой для всей работы. В связи с
этим, нужно четко, ясно, корректно определить
проблему. Она может быть сформулирована
в виде проблемной ситуации, нерешенного
вопроса, теоретической или практической
задачи и т.п. Проблема – это своего рода
граница между знанием и незнанием. Она
возникает тогда, когда прежнего знания
становится недостаточно, а новое еще
не приняло развитой формы.
Для того, чтобы верно сформулировать
проблему, необходимо понять, что в выбранной
теме уже было разработано до Вас, что
еще пока слабо разработано, а чего, вообще,
никто не касался, а это возможно лишь
на основе изучения имеющейся литературы.
Поставленная проблема должна быть отражена
в формулировке цели исследования. Вариант
решения проблемы, составляющий само содержание
работы, первоначально формулируется
в виде основной гипотезы исследования.
Цель исследования - это
результат, для достижения которого проводится
исследование. Определить цель исследования
- значит ответить себе и другим на
6
вопрос о
том, зачем ты его проводишь.
Цель определяет тактику исследования,
вытекает из выявленной проблемы, характеризует
тот информационный вакуум, который должен
быть ликвидирован для решения обозначенной
проблемы. Цель исследования должна быть
ясно и четко сформулированной, быть достаточно
детальной, должна "расшифровывать"
тему исследования. При этом должна существовать
возможность ее измерения и оценки уровня
ее достижения. Обычно начинается словами
"выяснение ...", "обоснование ...",
"выявление Цель исследования - это
то, что мы хотим получить при проведении
исследования, некоторый образ будущего.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования....".ъ
ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия
Гипотеза исследования– это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения.
Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.
7
Задачи исследования— Это четкое описание информации, которую нужно собрать. Задача исследования состоит из вопроса исследования, рабочих гипотез и границ исследования.
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение– научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
Требования к проведению наблюдения:
· сохранение естественности психических проявлений;
· должен быть целенаправленным;
· фиксация результатов.
Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):
· определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
· определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);
· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
· установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);
· выборка
способа регистрации
8
· определение
способа обработки и
Различают следующие, дополняющие друг друга, видынаблюдения:
· кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное(продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
· непосредственное иопосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
· выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).
Особуюразновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).
В зависимости выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение исамонаблюдение.
Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.
Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.
К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция,разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение
Актуальность
проблемы: В современных условиях
развития общества, перемен в социально-
Здесь мало
учитываются психологические
Существуют особые "сензитивные" периоды, когда дети активно "впитывают" все окружающее. Таким периодом является дошкольный возраст. Огромное внимание за рубежом и в нашей стране уделяется проблеме "одаренных" и творческих детей. На государственном уровне обсуждалась программа - "Одаренные дети: природа, диагностика, развитие", в которой на первое место выдвигалась задача воспитания и обучения одаренных детей. В программе особенно подчеркивалось, что творчество детей необходимо развивать, перейти от "лабораторных" исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию их на основе и с помощью специально организованных уроков творчества, психологической подготовки творческого учителя. Среди задач исследования в данной программе выделены следующие:
-разработка
фундаментальных проблем
-выявление
и развитие специальной
Количество научных работ, посвященных исследованию механизмов творчества, творческой активности и развитию способностей детей дошкольного возраста в последнее время заметно увеличилось, но, к сожалению, работ в области культурологии по этому вопросу крайне мало. Нуждаются в поддержке и разработке проблемы:
-исследования форм и методов проведения занятий (особенно проявляется интерес к игровой форме);
-исследования
конкретных видов способностей /музыкальных,
изобразительных, театральных/
-исследования
и анализа актуальной проблемы
подготовки дошкольных
Учитывая огромный интерес к разработке данной проблемы, можно заключить, что настоящее исследование проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста актуально и педагогически значимо.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков / Аристотель, Платон, Сократ, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский и др./, но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.
Философские
и культурологические аспекты творческих
способностей широко изучались как
русскими, так и зарубежными
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века :В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Ф.Гальтон, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Ими подробно исследован "механизм" творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека /Л.В.Венгер, А.А.Леонтьев, А.Н.Леоньев, С.Л.Рубинштейн, и др./.
Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я.Коменский и А.Макаренко, Д.Ушинский, а первый тест на определение креативности был разработан американским педагогом Е.Торренсом.
Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова, Т.И.Баклановой, Н.К.Баклановой, Л.В.Даниловой,
A.Б.Жаркова, С.Н.Иконниковой, В.П.Исаенко, А.С.Каргина,
B.С.Кузина, А.Г.Михайлик, М.В.Махдинарова, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова, Т.Л.Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей /музыкальные, художественные, театральные, вокальные и др./, их диагностика и условия формирования. Большая часть работ исследует проблему подготовки педагогических кадров для учреждений культуры, имеются исследования проблем подготовки студентов вузов культуры. Работ по исследованию развития креативности у детей дошкольного возраста в культурологии нами не выявлено. Имеющиеся там публикации чаще рассматривают возраст школьный и старше, а, вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит самое бурное развитие креативности, его первый "пик". Мы можем наблюдать противоречие между обьективной потребностью в определении психолого-педагогических условий для развития творческих способностей дошкольника и сложившимся уровнем решения этой проблемы в досуговой сфере.
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников