Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.

Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.81 Кб (Скачать)

 

Проблема исследования – это проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. 
 
Для того, чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже было разработано до Вас, что еще пока слабо разработано, а чего, вообще, никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально формулируется в виде основной гипотезы исследования. 
 
Цель исследования - это результат, для достижения которого проводится исследование. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на

6

вопрос о  том, зачем ты его проводишь. 
 
Цель определяет тактику исследования, вытекает из выявленной проблемы, характеризует тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для решения обозначенной проблемы. Цель исследования должна быть ясно и четко сформулированной, быть достаточно детальной, должна "расшифровывать" тему исследования. При этом должна существовать возможность ее измерения и оценки уровня ее достижения. Обычно начинается словами "выяснение ...", "обоснование ...", "выявление Цель исследования - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Объект  исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования....".ъ

ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия

Гипотеза исследования– это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения.

Гипотеза  должна естественно возникать в  процессе исследования, это может  быть предположение, которое истинно  лишь частично. Ознакомление с диссертациями  показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов  и потому теряет свой смысл.

 

 

 

7

Задачи исследования— Это четкое описание информации, которую нужно собрать. Задача исследования состоит из вопроса исследования, рабочих гипотез и границ исследования.

Методы  научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение– научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.

Требования  к проведению наблюдения:

· сохранение естественности психических проявлений;

· должен быть целенаправленным;

· фиксация результатов.

Процессы  общей процедуры наблюдения (программа  наблюдения):

· определение  задачи и цели (для чего? с какой  целью?);

· определение  объект, предмет и ситуации (что  наблюдать?);

· выбор способа  наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации (как  наблюдать?);

· установка  временных рамок наблюдения и  составление его графика (как  долго наблюдение должно вестись?);

· выборка  способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации  наблюдаемого по необходимости (как  вести записи?);

 

 

 

8

 

 

· определение  способа обработки и интерпретации  полученной информации (каков результат?).

Различают следующие, дополняющие друг друга, видынаблюдения:

· кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное(продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);

· непосредственное иопосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

· выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

Особуюразновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).

В зависимости  выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение исамонаблюдение.

Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.

К методам  самонаблюдения относятся классическая интроспекция,разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  проблемы: В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической  сфере, культуре и образовании, особую значимость приобретают вопросы  воспитания и образования подрастающего  поколения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего  человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов педагогов. Наибольший интерес в этом плане  имеет дошкольный возраст, так как  именно в дошкольном возрасте происходит "выращивание будущего". Многие средства массовой информации затрагивают  эту проблему. Начиная с 1990 года идет резкое сокращение объектов социокультурного назначения, на базе которых ранее функционировали бесплатные творческие коллективы, существовали студии раннего эстетического развития. Вместе с тем наблюдается резкое увеличение развлекательных учреждений, что само по себе является благоприятным фактором, но вместе с тем все больше обостряет проблему обучения подрастающего поколения. Обнадеживающим является то обстоятельство, что в последнее время создаются студии раннего развития дошольников, которые строятся на альтернативной педагогике, в программы которых входят различные виды творчества /изобразительное, музыкальное, театральное и др./ . Построение занятий в таких студиях чаще всего поурочное, где 30 мин. ребенок занимается музыкой, затем последовательно лепкой и рисованием.

Здесь мало учитываются психологические особенности  дошкольника, его внимание, память, мышление, так же мало развивается  креативность (творческость) ребенка. Развитие творческого человека, возможность использования оригинального и "нешаблонного" мышления, - вот на что нужно обратить внимание сегодня. Современные детские студии, гимназии, особенно в области эстетического воспитания ребенка, не могут и не должны ставить перед собой задачу "взрастить" гения в сфере различных видов искусств, но обеспечить условия, при которых каждый ребенок будет работать на высоком для него уровне творческой активности - вполне возможная задача. Когда физически нормального ребенка относят в разряд "нетворческих", такой ребенок часто остается без должного внимания педагога и постепенно совершенно теряет интерес к любой творческой деятельности.

Существуют  особые "сензитивные" периоды, когда дети активно "впитывают" все окружающее. Таким периодом является дошкольный возраст. Огромное внимание за рубежом и в нашей стране уделяется проблеме "одаренных" и творческих детей. На государственном уровне обсуждалась программа - "Одаренные дети: природа, диагностика, развитие", в которой на первое место выдвигалась задача воспитания и обучения одаренных детей. В программе особенно подчеркивалось, что творчество детей необходимо развивать, перейти от "лабораторных" исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию их на основе и с помощью специально организованных уроков творчества, психологической подготовки творческого учителя. Среди задач исследования в данной программе выделены следующие:

-разработка  фундаментальных проблем творчества, природы и методов выявления  одаренности и талантливости  детей; -разработка методов творческого обучения и воспитания; -координация исследовательских проектов и поддержка инициативных ученых и педагогов;

-выявление  и развитие специальной одаренности  / художественной, математической и  др./.

Количество  научных работ, посвященных исследованию механизмов творчества, творческой активности и развитию способностей детей дошкольного  возраста в последнее время заметно  увеличилось, но, к сожалению, работ  в области культурологии по этому  вопросу крайне мало. Нуждаются в  поддержке и разработке проблемы:

-исследования  форм и методов проведения  занятий (особенно проявляется  интерес к игровой форме);

-исследования  конкретных видов способностей /музыкальных,  изобразительных, театральных/ детей  дошкольного возраста;

-исследования  и анализа актуальной проблемы  подготовки дошкольных педагогических  кадров.

Учитывая  огромный интерес к разработке данной проблемы, можно заключить, что настоящее  исследование проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста актуально и педагогически значимо.

Степень научной  разработанности проблемы. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась  мыслителями и философами, учеными  разных направлений на протяжении многих веков / Аристотель, Платон, Сократ, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский и др./, но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.

Философские и культурологические аспекты творческих способностей широко изучались как  русскими, так и зарубежными исследователями: Р.Арнхейм, Н.А.Бердяев, С.О.Грузенберг, А.Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ф.В.Й.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и многими другими.

Значительный  вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и  психологи двадцатого века :В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Ф.Гальтон, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Ими подробно исследован "механизм" творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека /Л.В.Венгер, А.А.Леонтьев, А.Н.Леоньев, С.Л.Рубинштейн, и др./.

Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я.Коменский  и А.Макаренко, Д.Ушинский, а первый тест на определение креативности был  разработан американским педагогом  Е.Торренсом.

Концептуальные  основы культурологического аспекта  воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова, Т.И.Баклановой, Н.К.Баклановой, Л.В.Даниловой,

A.Б.Жаркова, С.Н.Иконниковой, В.П.Исаенко, А.С.Каргина,

B.С.Кузина, А.Г.Михайлик, М.В.Махдинарова, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова, Т.Л.Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей /музыкальные, художественные, театральные, вокальные и др./, их диагностика и условия формирования. Большая часть работ исследует проблему подготовки педагогических кадров для учреждений культуры, имеются исследования проблем подготовки студентов вузов культуры. Работ по исследованию развития креативности у детей дошкольного возраста в культурологии нами не выявлено. Имеющиеся там публикации чаще рассматривают возраст школьный и старше, а, вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит самое бурное развитие креативности, его первый "пик". Мы можем наблюдать противоречие между обьективной потребностью в определении психолого-педагогических условий для развития творческих способностей дошкольника и сложившимся уровнем решения этой проблемы в досуговой сфере.

Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников