Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Объект исследования - развитие творческих способностей.
Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика развития трудовых навыков младших школьников . . .
Психолого – педагогические исследования развития творческих способностей учащихся в младших классах. . . . . . . . . . . .
Особенности работы с бумагой у учащихся в начальных классах . .
Современные исследования опыта работы учителей с бумагой .
Гл Глава 2. Опытно- практическая работа по развитию трудовых навыков младших ол школьников в процессе работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Система работы по развитию трудовых навыков младших школьников по средствам работы с бумагой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методические рекомендации по развитию трудовых навыков начальных
классов по средствам работы с бумагой. . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
тем, в ходе самостоятельной работы происходит совершенствование
общеучебных умений, а также овладение специфическими умениями и
приемами по самообразованию. Так, например, на основе знания
педагогических источников, необходимо становится умение
систематизировать материал по источникам информации (первоисточники,
учебная и справочная литература и т.д.).
Самостоятельная работа как составляющая процесса самообразования в
ходе профессиональной подготовки осуществляется при использовании
общих и специфических методов, средств и приемов:
- самостоятельная работа над научной и методической
психологической литературой;
- педагогическое общение;
- упражнения;
- самостоятельная
работа с аудиовизуальными
- самостоятельное
выполнение практических
- самообязательства;
- самоотчет;
- самокритика и др.
Успешность самостоятельной работы студентов зависит как от
внешних условий (содержание и характер задания, логика изложения задания
и др.), так и от внутренних (мотивация к выполнению, имеющиеся знания,
опыт и умения).
Качество достигнутых результатов в ходе выполнения заданий
определяется систематически в рамках текущего, промежуточного и
итогового контроля. Формы отчетности могут быть как устного характера
(сообщения, выступления, доклад), так и письменные (аннотация, план-
конспект, реферат, педагогическое эссе, таблицы, схемы и др.).
В рамках данной технологии самостоятельной работы происходит
активное подключение к процессу освоения единого целостного
профессионального знания.
Методические рекомендации по работе с бумагой
Дошкольники учатся выполнять поделки из бумаги. Из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть простыми И очень сложными. Складывание из бумаги - настоящее искусство. Называется оно оригами. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Слово оригами так и переводится «Сложенная бумага». Это широко распространенная техника изготовления бумажных фигур животных, птиц, игрушек, не требующая каких либо особых украшений.
Изготовление поделок из бумаги увлекает детей, способствует развитию воображения, глазомера, художественного вкуса, конструктивного мышления, благотворно влияет на мелкую моторику рук, координацию движений.
Работа с
бумагой заканчивается
Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.
Необходимо' добиваться, чтобы выполненные поделки имели аккуратный, красивый вид, экономно расходовали материал. Обрезки бумаги использовать для украшения поделок, складывать их в специальные коробки.
Необходимо
познакомить детей с такими особенностями
бумаги, как толщина, гладкая или
шероховатая поверхность, подчеркнуть:
бумага различных расцветок дает
возможность создавать
Для того, чтобы успешно организовать работу, надо заранее определить ее содержание и объем, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности.
Весь программный материал условно разделен на циклы. Поделки одного цикла изготовляются по единой основе - выкройке. Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определенного вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.
Такой принцип
преподнесения материала дает возможность
лучше усвоить
Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения».
Поделки:
первого цикла: игрушки - забавы (бабочка, птичка, зайчик), лодка с парусом, стаканчик, шапочка, кошелек, корзиночка;
второго цикла: рыбка, лебедь, лягушка;
третьего цикла: двухтрубный пароход, петушок, квака-задавака;
четвертого цикла: мышка, воздушный змей, птичка, петушок, кролик, гусь;
пятого цикла: акула, пингвин, лебедь.
Основные приемы
Сначала бумагу
перегибают на столе от себя ровно
пополам (поперек или по диагонали)
так, чтобы точно совпали углы
и стороны противоположных
Бумага для оригами должна иметь гладкую, матовую поверхность, она должна быть чистой, не мятой и достаточно прочной, чтобы не случилось разрывов. Цвет и рисунок бумаги должны конкретизировать образ и силуэт предмета зеленое дерево и т.д.
Несложные приемы сгибания и складывания, безграничная фантазия людей способны творить ни на что не похожий, всем открытый, радостный, добрый, веселый бумажный мир.
Журнал. Народное творчество № 1 1995г. Журнал. Дошкольное воспитание №№ 6, 7 1995г.
Всегда поощряйте активность ребенка. Будет ли он сочинять собственные оригами, от нас это не зависит, это спонтанный акт, однако от нас зависит разовьется ли эта способность или угаснет. Очень внимательно относитесь к его первым творениям, не ищите в них недостатков, а пытайтесь увидеть воплощенные в них образы какими бы неказистыми они не показались на первый взгляд.
Главное, чтобы первые попытки творчества не прошли незамеченными. Помните: поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, вы помогаете развиться воле ребенка.
Никогда не спешите сделать за ребенка. Лучшая помощь - предложить ему решить похожую проблему, но полегче.
Твердо уясните себе, что вы играете с ребенком не как с малышом, а вместе ним, как равный партнер. Эта игра не совсем обычная, в ней либо выигрывают, либо оба проигрывают. Взрослый должен научиться слушать, объяснять и показывать, а так же «отшлифовывать» свою чуткость, чтобы не рвались тонкие взаимосвязи с ребенком.
Учитесь подстраиваться под своего маленького партнера, а уж за ним дело не станет.
Да, такая это необычная игра, где оба играют не против, а друг за друга.
Восточная мудрость гласит: "Не тени за ростки!" Подразумевается, когда посадил семечко, поливай его, рыхли землю, удобряй, пропалывай сорняки, но не пытайся заставить расти, потянув за росток, навсегда погубишь неокрепшие корни. Росток растет сам, по-своему, мы же, подобно хорошему садовнику создаем условия для роста.
1.4 Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие
игры – явление многообразное. Их
содержание усложняется и развивается
в том случае, если они увлекают
детей. С помощью творческой игры
можно достичь больших успехов
в воспитательно-
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчеств
Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.
Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.
1.2 Развитие
творческих способностей
Трудовое обучение - обязательное условие
и составная часть обучения, воспитания
и развития ребенка на начальной
ступени общеобразовательной
Вопросами трудового обучения и воспитания
учащихся школ занимались такие видные
ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко,
А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.
Цель трудового обучения - воспитание
личности учащихся на основе формирования
трудовой деятельности.
М.Левина указывает, на то, что на уроках
труда в школе или дома с родителями, а
позднее самостоятельно дети могут научиться
множеству увлекательных и полезных вещей:
работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению
поделок из природного материала, работе
по дереву и лепке из пластилина, могут
научиться выжигать и шить мягкие игрушки,
попробовать себя в роли повара или кулинара,
а может быть, ребенку больше понравится
быть актером кукольного театра и одновременно
— хозяином этого театра [13].
Делая что-либо своими руками, дети развивают
внимание и память, приучаются к аккуратности,
настойчивости и терпению. Все это поможет
ребенку в школе, особенно при овладении
письмом, да и в дальнейшей его жизни эти
качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать
художественный вкус и логику, способствуют
формированию пространственного воображения.
Кроме того, у детей совершенствуется
мелкая моторика рук, что очень важно для
младших школьников, а также для детей,
страдающих церебральными нарушениями
и дефектами речи (дизартрия, заикание).
Творческие занятия не только развивают
фантазию, но и дают ребенку множество
практических навыков. Пришить себе пуговицу,
приготовить завтрак, сделать своими руками
подарки родным и друзьям - все это пригодится
ребенку [6].
И еще одно очень важное дополнение: умение
что-нибудь сделать самому позволяет ребенку
чувствовать себя увереннее, избавляет
от ощущения беспомощности в окружающем
его мире взрослых. А ведь вера в себя,
уверенность в своих силах - необходимое
условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему
счастлив.
Т.А.Гомырина показала в своей работе эффективность
развития творческих способностей на
уроках труда [6].
Труд - это творческая работа ребенка с
различными материалами, в процессе которой
он создает полезные и эстетически значимые
предметы и изделия для украшения быта
(игр, труда, отдыха). Такой труд является
декоративной, художественно-прикладной
деятельностью ребенка, поскольку при
создании красивых предметов он учитывает
эстетические качества материалов на
основе имеющихся представлений, знаний,
практического опыта, приобретенных в
процессе трудовой деятельности и на художественных
занятиях.
Наиболее эффективно развиваются творческие
способности, по мнению Т.А.Гомыриной в
художественном труде.
Содержание художественного труда первоклассников
составляют:
работа с бумагой, картоном (аппликация
из разнофактурной бумаги, в сочетании
с тканями, природными материалами, изготовление
декоративных панно, объемных и плоскостных
предметов и конструкций для оформления
праздников и развлечений, декораций,
сувениров);
работа с природным материалом (изготовление
мелких и крупных скульптур, составление
декоративных букетов из сухих и живых
растений);
работа с глиной (создание декоративных
украшений, изготовление мелких скульптур,
игрушек-сувениров, кукольной посуды);
работа с тканью, нитками (декоративная
аппликация из ткани, плетение из синтетической
пряжи, изготовление декоративных украшений
и предметов быта, одежды, театральных
и декоративных игрушек и сувениров из
синтетических тканей) [6].
Для младших школьников самый доступный
и легко поддающийся обработке материал
- бумага. Работа с бумагой - это работа
с материалом, имеющим свое лицо, обладающим
конструктивными и пластическимисвойствами.
Изготовление изделий из бумаги способствует
развитию мышц кистей рук, совершенствует
глазомер у ребенка, подготавливает его
к выработке навыков письма, способствует
эстетическому развитию детей, приобретение
ими умений грамотно подбирать сочетания
цветов бумаги, форм и размеров комплектующих
изделий деталей.
Первоклассники из бумаги выполняют различные
двухмерные и трехмерные формы. Ребенок
исследует возможности применения бумаги,
сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но
затем объединяет их и получает новую
форму.
Детям очень нравится выполнять изделия
из полосок бумаги. Этот вид работы создает
большие возможности для творчества детей.
Обычно при получении бумажных полосок
разной длины и ширины дети тут же начинают
их непроизвольно скручивать, свивать,
переплетать, перекрещивать, соединять
одну с другой, в результате чего возникают
разнообразные композиции. Восхитительная
белоснежная бумажная пластика, волшебная
игра света и тени, бесконечные творческие
возможности и перспективы ее использования
заставляют удивляться и искать новые
пути решения художественных образов
и сюжетов.
Если взять две полоски бумаги одного
цвета, но разных по размеру, сделать кольцо
из каждой, соединить их, а затем добавить
чуть-чуть воображения, можно сделать
зверей для театрального представления
(цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.).
В качестве основы для выполнения фигурок
животных и людей может быть использован
конус или цилиндр [13].
Ребенок самостоятельно открывает новые
способы и формы сгибания для полученного
нужного элемента. При этом ярко проявляется
фантазия ребенка, поскольку он создает
все новые и новые комбинации и порой сам
удивляется тому, что у него получилось
из первоначальной затеи. Дети могут очень
долго заниматься этим видом поделок,
не желая признавать, что работа закончена,
поскольку у них постоянно рождаются новые
идеи. Окружающая нас природа радует обилием
форм и цвета. Каждое время года богато
своими природными дарами: от красивых
зеленых травинок и цветочных лепестков
до богатых плодов осени и сухих, на первый
взгляд, неприметных растений, которые
мы считаем сорняками. Природа богата
материалом, который дети могут использовать
в игре. Ценность таких игр состоит в том,
что ребенок черпает вдохновение непосредственно
из природы и создает неповторимые вещи,
радующие глаз своей красотой. В природных
материалах ребята видят красоту и согласованность
форм, гармонию, кроме того, они узнают
характерные особенности материалов:
запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем,
имея определённый опыт, они способны
ответить на разнообразные вопросы: что
бывает твердым, сочным, мягким? Что растет
на соснах и елках? Какие деревья бывают
лиственными и хвойными? Что растет на
лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким,
закругленным и острым? У детей не только
обогащается словарный запас, но и развивается
аналитическое мышление: они стремятся
соотнести с увиденным свои поделки, дать
им образные названия. Практически нет
такого природного материала (за исключением
ядовитых растений), который нельзя было
бы использовать для поделок, нет и установленных
правил, как его использовать.
Особо выделяются уроки работы с глиной
- лепка. Уроки лепки способствуют формированию
таких качеств личности, которые являются
для человека не какими-то специфическими
(необходимыми только для этой и подобной
работы), а общезначимыми. Эти занятия
развивают умственные способности учащихся,
расширяют их художественный и политехнический
кругозор, формируют нравственные представления
и содействуют формированию творческого
отношения к окружающему миру. Особое
внимание уделяется декоративно-прикладному
искусству. Дети с удовольствием лепят
декоративные игрушки по мотивам народных
образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные
маски. Первоклассники знакомятся с народными
промыслами. Кроме того, все эти изделия
очень отчетливо тяготеют к настоящему
декоративно-прикладному искусству, связаны
с жизнью По сравнению с обработкой других
материалов работа с текстильными изделиями
имеет свои особенности. Работа с тканью
позволяет осуществлять на практике межпредметные
связи. Так, учащиеся значительно расширяют
свой кругозор, словарный запас, знакомясь
с названиями инструментов, материалов,
трудовых процессов. Изготовление выкроек
способствует упражнениям в вычислениях,
в сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше",
"уже", "короче", "длиннее".
При изготовлении изделий по выкройке
и обработке деталей, представляющих собой
различные геометрические фигуры (квадраты,
прямоугольники, окружности) закрепляется
геометрический материал, изученный на
уроках математики. При снятии мерок учащиеся
имеют дело с цифрами. Они сопоставляют
полученные данные с размерами ткани,
выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия
также взаимосвязаны с уроками рисования.
Дети приучаются подбирать цвета ниток
для вышивания, узнают, что в зависимости
от особенности изделия, его конструкции
и назначения подбираются ткани соответствующего
качества и цвета. Кроме того, большое
значение имеет подбор узора для вышивания,
умение красиво выполнять отделку изделия.
Практические упражнения в обработке
текстильных материалов развивают глазомер.
Качество работы при этом во многом зависит
от точности и аккуратности, соблюдаемых
при составлении выкройки, при разметке,
резании, сшивании и других операциях.
Обработка текстильных материалов по
сравнению с другими требует более кропотливого
и упорного труда.
Работа по шитью и вышиванию, плетению
привлекает детей своими результатами.
Сколько радости получают младшие школьники
от сделанной своими руками закладки,
салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет
изготовление подарков для родителей,
друзей, малышей. Перечень практических
работ включает изделия, которые по из
назначению можносгруппировать следующим
образом: хозяйственно-бытовые, учебные,
игровые сувениры и подарки.
Таким образом, правильно организованный
труд дает детям углубленные знания о
качестве и возможностях различных материалов,
способствует закреплению положительных
эмоций, стимулирует желание трудиться
и овладевать особенностями мастерства,
приобщает к народному декоративному
искусству. Следовательно, есть все основания
рассматривать трудовое обучение как
важный элемент гармоничного развития
детей.
Глава II. Опытно – педагогическая работа на уроках трудового обучения с
использованием словесных методов в 3 классе (на примере работы бумаги с
картоном)
II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения
Государственный стандарт начального
образования
Республики Казахстан и
Коллегии Министерства образовании от 26.06.95г., №3/2 был одобрен как проект
и после всеобщего обсуждения, рекомендован решением коллегии от 18.07.96г.,
№8/1/5 к последовательному внедрению в школы начиная с 1998/99 учебного года.
Стандарт вместе с учебными программами и учебниками, учебно-методическими
комплексами внедряется в 1-4 классы школ 1998 года.
Демократизация всей сферы жизни в том числе и сферы образования условиях
суверенного государства является мощным импульсом для выхода школ из
кризисного состояние. Принятие Конституции Республики Казахстан, Закон ,,Об
образовании” -гарантия этого.
Предлагаемую же ,,Концепцию содержания образования начальной ступени
общеобразовательной школы” целесообразно принять как одно из тактический
решений непосредственной реализации стратегического направления
реформирования начальной
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования
определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования но
и,
в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в
становлении и развитии личности ребенка.
В связи с этим основной функцией начальной ступени является формирование
интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся
к активно-деятельному
Трудовое обучение- обязательное условие и составная часть обучения,
воспитания и развития ребенка
на начальной ступени
реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности
учащихся.
Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования
трудовой деятельности.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- развитие сенсорных и
экономическое и экологическое воспитание;
- формирование склонностей и
интересов, воспитания
- формирование у учащихся
различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с
простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов
Информация о работе Работа с бумагой как средство развития трудовых навыков младших школьников