Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа
Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………
Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха».
Как на занятии 3, только уже без фишек.
Упражнение на развитие воображения
Представьте себе, что вы известный инженер-конструктор, придумываете различные механизмы, которые облегчают жизнь людям. Какая новая идея осенит вас, может это машина для завязывания шнурков, а может еще что-нибудь. Придумайте и нарисуйте.
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 5
Упражнение на развитие воображения «Школа актера»
Каждое задание может выполнять 2-3 ребенка.
Представьте мимикой, движениями (можно добавить и звук):
Занятие 6
Разогревающее упражнение «Часы».
Участники стоят в кругу, в центре круга ведущий. Круг – это циферблат часов. (Необходимо договорится, откуда ведется отчет). Ведущий в центре называет время: «Одиннадцать часов», – тот участник, который стоит в круге, где должна быть цифра одиннадцать топает ногой, затем хлопает в ладоши тот участник, который обозначает минутную стрелку на цифре двенадцать. Кто ошибается, становится ведущим.
Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (Повтор занятия 5)
Упражнение на развитие воображения
Придумать и нарисовать красивую медаль, которую можно вручить друзьям за особые заслуги, например:
Можно придумать свою медаль.
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 6
Упражнение на развитие внимания
Детям раздаются листы бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 15 треугольников. Когда эта работа будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будьте внимательны, заштрихуйте красным карандашом третий, шестой и десятый треугольники». Если кто-то спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть делает, как понял.
Затем дать следующее, например, в первом, пятом и одиннадцатом треугольнике нарисовать зеленый круг.
Занятие 7
Разогревающее упражнение.
Все участники находятся в кругу. Каждому участнику присваивается определенное число (по количеству играющих). Игра проходит следующим образом. Первый участник называет свой номер, причем делает это дважды, например: «Один, один», - и затем все хлопают в ладоши два раза, так задается определенный ритм. Тот участник, который называет свой номер, может назвать другого участника, делает это так, сначала называет себя, а потом другой номер: «Один, пять». Игрок под номером пять должен отреагировать и назвать свой номер, не сбивая ритма: «Пять, пять», либо может сразу перевести игру на следующий номер: «Пять, десять». Игру можно усложнить, присвоив играющим не номера, а названия, например, король, королева и т.д.
Упражнение на развитие внимания «Муха».
Теперь убираем разлинованные листы, участники мысленно представляют и поле для игры, и муху.
Упражнение на развитие воображения «Пантомима»
Участники сидят в кругу. Тренер называет какой-либо предмет, например, газета. Каждый участник жестами должен показать, что он с этой газетой делает, один, например, почитал, второй сделал панамку и одел на голову, третий смял и выкинул и т.д. действия передаются по кругу. Как только воображаемая газета вернется к первому участнику, тренер называет следующий предмет.
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 7
Упражнение на развитие внимания
Группе называются различные слова: стол, кровать, чашка, тетрадь, воробей, корова, и т.д. Дети, по договоренности, должны отреагировать на определенные слова. Например, хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное, встают, когда услышат слово, обозначающее растение, и т.д., можно усложнить, добавив еще различные действия, если дети хорошо справляются.
Занятие 8
Разогревающее упражнение.
С участниками вспомнить песню «Во поле березка стояла» (Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла, люли-люли стояла, люли-люли стояла). Первый раз поются все слова, затем с каждым разом заменять одно слово на жест, пока все слова не будут заменены. В процессе пения с жестами наблюдать за теми, кто ошибается. Добиться синхронности в пении с жестами.
Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (см. занятие 7)
Упражнение на развитие воображения
Все знают «Танец маленьких утят», в котором движения танцующих напоминают движения утенка, открывающего клювик и машущего крылышками и хвостиком. Детям надо придумать на ту же мелодию придумать танец с движениями других животных и исполнить его:
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 8
Упражнение на развитие воображения «Показ мод»
Участники из газет при помощи скотча и ножниц должны сделать себе костюмы. У костюма должно быть название, либо каждый ребенок выбирает себе сказочного героя и делает костюм. После того, как все соорудили для себя костюмы, провести показ моделей.
Занятие 9
Разогревающее упражнение «Путаница».
Выбирается водящий. Остальные игроки, взявшись за руки образуют круг. Водящий выходит из комнаты и ждет, когда его позовут. Остальные игроки начинают запутываться, но не отрывая рук друг от друга. Водящий должен распутать игроков.
Упражнение на развитие воображения «Нарисуй целое»
Для упражнения понадобятся разрезанные картинки с изображением знакомых детям предметов (можно разрезать на 3 или 4 части, более сложный вариант задания – разрезать на большее количество частей). Каждому ребенку раздается часть от какой-либо картинки. Необходимо дорисовать целую картинку. Затем можно сравнить, у кого из детей получилось более похоже на оригинал.
Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (см. занятие 7)
Упражнение на развитие воображения игра-головоломка «Пифагор»
Квадрат размером 7×7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших треугольника и 1 четырехугольник (параллелограмм). (Приложение 6, рис.3)
Детям дается задание придумать и составить какую-либо фигуру из всех частей. (Сначала можно потренироваться собрать квадрат из всех частей.)
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 9
Занятие 10
Разогревающее упражнение «Словесный волейбол».
Все встают в круг. Участники кидают мяч друг другу через центр круга. Один участник кидает мяч и называет слово. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящее по смыслу слово. Например, мальчик – бежит, корова – мычит, костер – горит, кто называет бессмыслицу – выходит из игры.
Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (см. занятие 7)
Упражнение «Необыкновенный зоопарк»
Участникам необходимо представить, что они пришли в зоопарк и увидели на клетках такие надписи «Масиляся обыкновенная», «Баргадыр крапчатый», «Синмусяк розовый». Каких животных дети увидели в зоопарке? (участники должны нарисовать и раскрасить животных)
Упражнение на развитие концентрации внимания
Тренер называет одно из математических действий: сложение, вычитание. Участники должны дать ответ пальцами рук. Пример: тренер говорит: «Пять, сложение». Каждый участник показывает на одной руке 2 пальца и 3 пальца на другой.
Если число, которое называет тренер нельзя получить посредством показа на пальцах (например, «Семнадцать, вычитание»), то группа отвечает хором: «Ошибка».
После того, как задание освоено и стало получаться у большинства участников, можно добавить действия умножения и деления.
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 10
Занятие 11
Разогревающее упражнение «Пишущая машинка».
Между участниками распределяются все буквы алфавита. Ведущий называет какое-либо слово, затем необходимо «напечатать» это слово. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника, за которым эта буква закреплена. С каждым разом фразы можно усложнять.
Упражнение на развитие внимания «Внимание!»
Выполняется серия 11
Упражнение на развитие воображения
Участники разыгрывают две на выбор сказки («Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят»), но придумывают новый конец в каждой сказке.
Упражнение на развитие воображения и внимания «Кораблик»
Все участники вместе с тренером плывут на кораблике (вместо кораблика можно использовать самолет, подлодку, любое транспортное средство). Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет кораблик, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д. (приблизительно по 1-2 фразы). Через 7-10 ходов тренер командует поворот на 180 градусов, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
Упражнение на развитие внимания
Выбирается водящий, остальные стоят полукругом. Тот, кто водит, несколько секунд смотрит на группу, отворачивается и говорит, кто за кем располагается. На месте водящего должны побывать все участники по очереди.
Занятие 12
Проведение диагностики уровня развития внимания и воображения младших школьников после проведения тренинга.
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения на показатели воображения и внимания
В ходе исследования были получены результаты (Приложение 3 табл. 1, табл. 2, табл. 3, табл. 5, табл. 6, табл. 7). Данные результаты мы сравнили с возрастными нормами показателей воображения по методике ТТСТ. (Приложение 4 табл.1) Оказалось, что в обеих группах, контрольной и экспериментальной, по всем показателям воображения, то есть по оригинальности, беглости и гибкости, присутствуют группы детей, которые можно отнести ко всем уровням. Но группы отличаются по процентному соотношению данных уровней (табл. 1, табл. 2, табл. 3).
Таблица 1
Процентное соотношение учеников, имеющих разный уровень показателя оригинальности до и после проведения тренинга развития внимания и воображения
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | ||||
До тренинга |
После тренинга |
До тренинга |
После тренинга |
До тренинга |
После тренинга | |
Экспериментальная группа |
17 |
17 |
75 |
33 |
8 |
50 |
Контрольная группа |
34 |
25 |
58 |
67 |
8 |
8 |
Процентное соотношение учеников, имеющих разный уровень показателя беглости до и после проведения тренинга развития внимания и воображения
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | ||||
До тренинга |
После тренинга |
До тренинга |
После тренинга |
До тренинга |
После тренинга | |
Экспериментальная группа |
25 |
8,3 |
58 |
58,3 |
17 |
33,3 |
Контрольная группа |
41,5 |
41,5 |
41,5 |
25 |
17 |
33,5 |
Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников