Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха».

Как на занятии 3, только уже без фишек.

Упражнение на развитие воображения

Представьте себе, что вы известный инженер-конструктор, придумываете различные механизмы, которые облегчают жизнь людям. Какая новая идея осенит вас, может это машина для завязывания шнурков, а может еще что-нибудь. Придумайте и нарисуйте.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 5

Упражнение на развитие воображения «Школа актера»

Каждое задание может выполнять 2-3 ребенка.

Представьте мимикой, движениями (можно добавить и звук):

    • встревоженного кота,
    • грустного пингвина,
    • разгневанного поросенка,
    • человека, у которого жмут ботинки,
    • человека, который пнул кирпич,
    • человека, который заблудился в лесу,
    • горячий утюг,
    • будильник,
    • чайник,
    • телефон.

Занятие 6

Разогревающее упражнение «Часы».

Участники стоят в кругу, в центре круга ведущий. Круг – это циферблат часов. (Необходимо договорится, откуда ведется отчет). Ведущий в центре называет время: «Одиннадцать часов»,  – тот участник, который стоит в круге, где должна быть цифра одиннадцать топает ногой, затем хлопает в ладоши тот участник, который обозначает минутную стрелку на цифре двенадцать. Кто ошибается, становится ведущим.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (Повтор занятия 5)

Упражнение на развитие воображения

Придумать и нарисовать красивую медаль, которую можно вручить друзьям за особые заслуги, например:

      • за шоколадолюбие,
      • за лучшую лужепроходимость,
      • за скоростное шнуркозавязывание.

Можно придумать свою медаль.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 6

Упражнение на развитие внимания

Детям раздаются листы бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 15 треугольников. Когда эта работа будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будьте внимательны, заштрихуйте красным карандашом третий, шестой и десятый треугольники». Если кто-то спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть делает, как понял.

Затем дать следующее, например, в первом, пятом и одиннадцатом треугольнике нарисовать зеленый круг. 

 

Занятие 7

Разогревающее упражнение.

Все участники находятся в кругу. Каждому участнику присваивается определенное число (по количеству играющих). Игра проходит следующим образом. Первый участник называет свой номер, причем делает это дважды, например: «Один, один», - и затем все хлопают в ладоши два раза, так задается определенный ритм. Тот участник, который называет свой номер, может назвать другого участника, делает это так, сначала называет себя, а потом другой номер: «Один, пять». Игрок под номером пять должен отреагировать и назвать свой номер, не сбивая ритма: «Пять, пять», либо может сразу перевести игру на следующий номер: «Пять, десять». Игру можно усложнить, присвоив играющим не номера, а названия, например,    король, королева и т.д.

Упражнение на развитие внимания «Муха».

Теперь убираем разлинованные листы, участники мысленно представляют и поле для игры, и муху.

Упражнение на развитие воображения «Пантомима»

Участники сидят в кругу. Тренер называет какой-либо предмет, например, газета. Каждый участник жестами должен показать, что он с этой газетой делает, один, например, почитал, второй сделал панамку и одел на голову, третий смял и выкинул и т.д. действия передаются по кругу. Как только воображаемая газета вернется к первому участнику, тренер называет следующий предмет.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 7

Упражнение на развитие внимания

Группе называются различные слова: стол, кровать, чашка, тетрадь, воробей, корова, и т.д.  Дети, по договоренности, должны отреагировать на определенные слова. Например, хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное, встают, когда услышат слово, обозначающее растение, и т.д., можно усложнить, добавив еще различные действия, если дети хорошо справляются. 

 

 

 

 

 

Занятие 8

Разогревающее упражнение.

С участниками вспомнить песню «Во поле березка стояла» (Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла, люли-люли стояла, люли-люли стояла). Первый раз поются все слова, затем с каждым разом заменять одно слово на жест, пока все слова не будут заменены. В процессе пения с жестами наблюдать за теми, кто ошибается. Добиться синхронности в пении с жестами.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (см. занятие 7)

Упражнение на развитие воображения

Все знают «Танец маленьких утят», в котором движения танцующих напоминают движения утенка, открывающего клювик и машущего крылышками и хвостиком. Детям надо придумать на ту же мелодию придумать танец с движениями других животных и исполнить его:

      • танец маленьких котят,
      • танец маленьких щенят,
      • танец маленьких поросят,
      • танец маленьких обезьянок.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 8

Упражнение на развитие воображения «Показ мод»

Участники из газет при помощи скотча и ножниц должны сделать себе костюмы. У костюма должно быть название, либо каждый ребенок выбирает себе сказочного героя и делает костюм. После того, как все соорудили для себя костюмы, провести показ моделей.

Занятие 9

Разогревающее упражнение «Путаница».

Выбирается водящий. Остальные игроки, взявшись за руки образуют круг. Водящий выходит из комнаты и ждет, когда его позовут. Остальные игроки начинают запутываться, но не отрывая  рук друг от друга. Водящий должен распутать игроков.

Упражнение на развитие воображения «Нарисуй целое»

Для упражнения понадобятся разрезанные картинки с изображением знакомых детям предметов (можно разрезать на 3 или 4 части, более сложный вариант задания – разрезать на большее количество частей). Каждому ребенку раздается часть от какой-либо картинки. Необходимо дорисовать целую картинку. Затем можно сравнить, у кого из детей получилось более похоже на оригинал.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (см. занятие 7)

Упражнение на развитие воображения  игра-головоломка «Пифагор»

Квадрат размером 7×7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших треугольника и 1 четырехугольник (параллелограмм). (Приложение 6, рис.3)

Детям дается задание придумать и составить какую-либо фигуру из всех частей. (Сначала можно потренироваться собрать квадрат из всех частей.)

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 9

Занятие 10

Разогревающее упражнение «Словесный волейбол».

Все встают в круг. Участники кидают мяч друг другу через центр круга. Один участник кидает мяч и называет слово. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящее по смыслу слово.  Например, мальчик – бежит, корова – мычит, костер – горит, кто называет бессмыслицу – выходит из игры.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха» (см. занятие 7)

Упражнение «Необыкновенный зоопарк»

Участникам необходимо представить, что они пришли в зоопарк и увидели на клетках такие надписи «Масиляся обыкновенная», «Баргадыр крапчатый», «Синмусяк розовый». Каких животных дети увидели в зоопарке? (участники должны нарисовать и раскрасить животных)

Упражнение на развитие концентрации внимания

Тренер называет одно из математических действий: сложение, вычитание. Участники должны дать ответ пальцами рук. Пример: тренер говорит: «Пять, сложение».  Каждый участник показывает на одной руке 2 пальца и 3 пальца на другой.

Если число, которое называет тренер нельзя получить посредством показа на пальцах (например, «Семнадцать, вычитание»), то группа отвечает хором: «Ошибка».

После того, как задание освоено и стало получаться у большинства участников, можно добавить действия умножения и деления.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 10

Занятие 11

Разогревающее упражнение «Пишущая машинка».

Между участниками распределяются все буквы алфавита. Ведущий называет какое-либо слово, затем необходимо «напечатать» это слово. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника, за которым эта буква закреплена. С каждым разом фразы можно усложнять.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 11

Упражнение на развитие воображения

Участники разыгрывают две на выбор сказки («Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят»), но придумывают новый конец в каждой сказке.

Упражнение на развитие воображения и внимания «Кораблик»

Все участники вместе с тренером плывут на кораблике (вместо кораблика можно использовать самолет, подлодку, любое транспортное средство). Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет кораблик, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д. (приблизительно по 1-2 фразы). Через 7-10 ходов тренер командует поворот на 180 градусов, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Упражнение на развитие внимания

Выбирается водящий, остальные стоят полукругом. Тот, кто водит, несколько секунд смотрит на группу, отворачивается и говорит, кто за кем располагается. На месте водящего должны побывать все участники по очереди.

Занятие 12

Проведение диагностики уровня развития внимания и воображения младших школьников после проведения тренинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4  Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения на показатели воображения и внимания

4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп 

В ходе исследования были получены результаты (Приложение 3 табл. 1, табл. 2, табл. 3, табл. 5, табл. 6, табл. 7). Данные результаты мы сравнили с возрастными нормами показателей воображения по методике ТТСТ. (Приложение 4 табл.1) Оказалось, что в обеих группах, контрольной и экспериментальной, по всем показателям воображения, то есть по оригинальности, беглости и гибкости,  присутствуют группы детей, которые можно отнести ко всем уровням. Но группы отличаются по процентному соотношению данных уровней (табл. 1, табл. 2, табл. 3).

 

Таблица 1

Процентное соотношение учеников, имеющих разный уровень показателя оригинальности до и после проведения тренинга развития внимания и воображения

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

До тренинга

После тренинга

До тренинга

После тренинга

До тренинга

После тренинга

Экспериментальная группа

17

17

75

33

8

50

Контрольная группа

34

25

58

67

8

8


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Процентное соотношение учеников, имеющих разный уровень показателя беглости до и после проведения тренинга развития внимания и воображения

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

До тренинга

После тренинга

До тренинга

После тренинга

До тренинга

После тренинга

Экспериментальная группа

25

8,3

58

58,3

17

33,3

Контрольная группа

41,5

41,5

41,5

25

17

33,5

Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников