Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления.  Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать очевидных и общепринятых решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.  Напряженность не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-нибудь.  Поскольку нет общепринятого определения творческой одаренности, П. Торренс предпочитает данное определение, так как оно позволяет операционально определить те виды способностей и личностных характеристик, которые благоприятствуют процессу творчества или тормозят его, а также выявить условия, способствующие творческому развитию.  Такое понимание творческой одаренности в ряде моментов согласуется с положением концепции А.М. Матюшкина о совпадении психологической структуры одаренности ребенка с основными структурными элементами творчества и творческого развития, и об исследовательской активности как основе этого развития.

В соответствии с данным определением Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса.  Каждое задание включает различные виды мыслительной деятельности и вносит уникальный вклад в общее представление о творческих способностях человека.  Выбор заданий в тестовые батареи был сделан на основе факторного анализа большого количества разнообразных заданий, модифицированных или сконструированных автором.  Для того чтобы обеспечить зону действия теста, были отобраны слабо коррелирующие между собой задания.  Специальное внимание при конструировании тестов было уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей.

ТТСТ включает 4 батареи заданий: вербальную и фигурную формы А и В. Фигурные   формы тестов, как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными.

Оценка выполнения этих тестов включают следующие показатели:

  1. скорость, или беглость, -  количество ответов в каждом субтесте
  2. пластичность, или гибкость, - степень разнообразия ответов, оцениваемая по количеству категорий в ответах
  3. оригинальность - редкость, нетривиальность идей
  4. тщательность разработки идей - детализация ответов.

Фигурные тесты состоят из трех субтестов, на выполнение которых отводится 30 минут  ( по 10 минут на каждый).

Задание " Нарисуй картинку" - тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картину с использованием определенного элемента.  Этот элемент - контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины.  В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным

рассказом (тщательность разработки).  Художественный уровень исполнения рисунков во всех заданиях не оценивается.

Задание "Незавершенные фигуры". Сконструировано автором из ряда других тестов.  Как  известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом.  Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение.  Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей.  Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия - гибкость мышления.

Задание "Повторяющиеся фигуры".  Стимульный материал - 30 пар параллельных линий (форма А) или 40 кругов (форма В).  Повторение одного и того же элемента позволяет проверить способность испытуемого к продуцированию множества разнообразных ассоциаций.  Задания форм А и В  этом случае не одинаковы, параллельные линии открытые фигуры, требующие завершения, тогда как круги, напротив, замкнутые фигуры, требующие разрушения структуры.  Однако показатели этих двух форм высоко коррелируют между собой на уровне 0.61, 0.61 и 0.74 для показателей беглости, оригинальности и тщательности разработки и лишь для гибкости этот коэффициент составляет 0.36.  В задании "Повторяющиеся фигуры" стимулируются все характеристики дивергентного мышления.  Беглость стимулируется инструкцией придумать как можно больше предметов и картинок, гибкость - сделать их как можно более разнообразными, оригинальность - попытаться придумать такие рисунки, которые никто не смог бы придумать, разработанность - дать как можно больше идей в каждой картинке, сделать из нее как можно более полную и интересную историю.

Результатом тестирования является суммарные баллы по четырем показателям. 

Инструкция к субтесту «Нарисуй картинку»:

«Посмотри, перед тобой чистый лист и фигурка, у нее необычная форма.  Тебе надо подумать, какой рисунок можно нарисовать с помощью этой фигурки, такой, который никто больше не смог придумать. Причем твой рисунок должен получиться таким, чтобы, посмотрев на него, каждый смог придумать интересную историю».

Инструкция к субтесту «Повторяющиеся фигуры»:

«Посмотри, на листе нарисованы совершенно одинаковые круги, они ничем не отличаются друг от друга.  Подумай, что можно дорисовать к каждому кругу, чтобы получились оригинальные, непохожие друг на друга предметы или фигуры. Нарисуй их как можно больше».

Инструкция к субтесту «Незаконченные фигуры»:

«На листе нарисованы линии, которые имеют разную форму. Кто-то уже начал рисовать предметы, но не закончил.  Твоей задачей будет дорисовать эти линии, чтобы получились отличающиеся друг от друга оригинальные предметы и фигуры».

 

2. Корректурная проба (Тест Бурдона) (Приложение 2)

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Материал: Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы.

Время выполнения 3 минуты.

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К=С×С/п, где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

 

 

Тренинг развития внимания и воображения младших школьников

Оборудование и материалы: бланки для проведения диагностики внимания и воображения, бумага, краски, карандаши, мяч, магнитофон, секундомер.

Время проведения занятия 40-45 минут, 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница), общее количество занятий 12. Построение занятия: разогревающее упражнение, упражнения на развитие внимания и воображение, количество упражнений в занятии зависит от сложности, на каждое занятие можно подготовить задания «Лабиринты», «Найди отличия» и т.п. (Приложение 5).  Заканчивать занятие можно следующим упражнением: все дети становятся в колонну по одному, первый участник – это наш паровоз – показывает какие-либо танцевальные движения, а остальные должны за ним повторять. Задание выполняется под музыку. На каждом занятии один ребенок может быть паровозом, таким образом, все участники попробуют себя в роли паровоза, также тем, кто ещё не был в роли ведущего, можно дать домашнее задание, придумать движения более интересные и сложные.   

Занятие 1

Проведение диагностики уровня развития внимания и воображения младших школьников.

Занятие 2

Разогревающее упражнение.

Все сидят в кругу. В центре стоит ведущий, который объявляет: «Пусть пересядут те, у кого, например, фамилия начинается на гласную букву!».  Все те, у кого фамилия начинается на гласную, меняются местами, стараясь сделать это как можно быстрее. В тот момент, когда все начнут перебегать, ведущий должен успеть сесть на освободившееся место. Если он не успел занять стул, то продолжает вести игру, а если успел, то его место занимает тот, кому сесть некуда, потому что количество стульев в этой игре должно быть на один меньше числа участников.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха»

Для каждого участника должен быть приготовлен лист бумаги, разлинованный на 9 клеток, и фишка. Фишка – это «муха». Вначале упражнения муха находится в средней клетке. Первый игрок начинает передвигать муху, т.е. говорит «вверх» или «вниз», «вправо» или «влево» (передвигает в какую-либо клетку).  Следующий игрок передвигает муху в одну из соседних клеток. Муху нельзя передвигать обратно: если предыдущий игрок сказал «вниз», нельзя говорить «вверх». Все игроки следят, чтобы муха не вышла за клеточное поле. Если это произошло, то тот, кто допустил оплошность выходит из игры.

Упражнение на развитие воображения «Клякса»

Сгибается листок бумаги пополам. В середину согнутого листа наносятся краски, и лист прижимают.  После этого лист разворачивают и смотрят, на что похожа получившаяся клякса. Можно меняться кляксами между собой. После окончания работы обсудить в группе получившиеся картинки, у кого какие ассоциации.

  Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак.  Затем рисунок убирают, а участники должны нарисовать, и как возможно точнее. Фигуры задания, которые предлагаются детям, разделены на серии по 6 фигур, причем сложность возрастает от первых номеров к последним (Приложение 6, рис.1).

Можно внести соревновательный момент. После выполнения вместе с детьми оценить выполнение каждым участником, учитывая (за правильно выполненное задание 10 баллов, за каждую ошибку минус один балл):

Пропуск линий или лишние линии;

Правильность окружностей;

Длину линий, соотношение частей.

В итоге правильная работа может быть оценена максимумом баллов (60 баллов).

Выполняется серия 1 или 2.

Упражнение на развитие воображения «Комбинирование»

Участников просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник,  квадрат.  В рисунке должны быть задействованы все фигуры.

 

 

Занятие 3

Разогревающее упражнение.

Все участники садятся в круг, каждый кладет свои руки на колени соседям: левую руку на правое колено соседа слева, а правую руку на левое колено соседа справа. Тренер начинает игру, хлопнув по коленке соседа, например, слева. Далее руки должны хлопать по всем коленкам подряд по часовой стрелке. Когда будет получаться без ошибок, можно пустить вторую волну в противоположную сторону.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха».

Все условия сохраняются, только на этот раз муха будет воображаемая, фишки убираются. В помощь детям только разлинованные листы бумаги. Если дети не могут пока управлять воображаемой мухой, то фишки можно оставить.

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 3

Упражнение на развитие воображения «Закорючка»

Участники сидят в кругу. У каждого лист бумаги и карандаш. По команде все изображают произвольную небольшую закорючку и передают соседу справа. Задача этого игрока – дополнить закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет или животное. Далее этот участник рисует новую закорючку и передает своему соседу справа. Заканчивается упражнение, когда каждый получит свой лист назад. Обсудить, у кого получился самый удачный рисунок.

Упражнение на развитие концентрации внимания

Детям предлагается бланк, на котором напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). Ребенок просматривает каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их. (Приложение 6, рис.2)

 

Занятие 4

Разогревающее упражнение.

Пропеть с группой куплет из детской песенки, например, «Два гуся», сначала заменяя все гласные на «а», затем на «о», постепенно перебрать все гласные буквы.

Упражнение на развитие концентрации внимания «Муха».

Как на занятии 3, только уже без фишек.

Упражнение на развитие гибкости воображения.

Подумать и назвать как по другому можно использовать:

    • карандаш
    • консервную банку
    • стул
    • тарелку

Упражнение на развитие внимания «Внимание!»  

Выполняется серия 4

Упражнение на развитие воображения

Упражнение начинается следующим образом: «Представьте, что вы собрались в лес за грибами. У вас в руках корзина, солнышко светит, птички поют, бабочки летают. Вы выходите на поляну и видите, что там.… Нарисуйте, кого или что вы встретили в лесу».

Занятие 5

Разогревающее упражнение.

Участники становятся в круг, перекидывают друг другу мяч со словами приветствия, например: «Здравствуй, Оля! Ты сегодня так замечательно выглядишь!» Или «Добрый день, Петя! Я рад, что у тебя хорошее настроение!» Мяч лучше взять большой, красочный. Упражнение можно усложнить, убрать мяч и дать следующее задание. Один из участников начинает свое приветствие, причем делает это так: «Вася, передай, пожалуйста, Пете, что он молодец». Петя благодарит первого участника, но делает это через Васю. После того как Петя поблагодарил, он обращается к четвертому участнику, чтобы он передал послание пятому.

Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников