Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания – это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего  объема внимания человека – 5-7 единиц информации. Объем внимания нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

 

1.2 Виды внимания

Одну из первых классификаций внимания выделил У.Джемс. Выделил следующие виды внимания: оно относится

1) или к восприятиям (внимание чувственное),

2) или к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное).

Внимание может быть:

3) непосредственным – в том  случае, когда объект внимания  интересен сам по себе 

4) опосредованным – когда объект  внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственным вниманием.

Также внимание может быть

5) пассивным, непроизвольным, рефлекторным

6) активным, произвольным  (У.Джемс, 1976).

В современной психологической науке можно найти очень много видов классификаций.  Каждая классификация задает определенный ракурс рассмотрения действительности.

  1. Классификация по положению объекта,  на который внимание направлено:
      1. Внешнее внимание. Объект находится в объективном мире
      1. Внутреннее внимание. Объект представлен в субъективном мире, в сознании. Разделяется на два подвида:
        1. Чувственное внимание. Объект – эмоции, переживания.
        2. Интеллектуальное внимание. Объект – мысли, понятия.
  1. Классификация на основании доминирования какой-либо сенсорной системы (зрительное, слуховое, тактильное внимание и т.п.)
  2. Основание для классификации – степень опосредованности:
      1. Непосредственное внимание. Сознание не управляется ничем, кроме объекта, на которое сознание направлено.
      1. Опосредованное внимание. Сознание регулируется с помощью дополнительных средств (слово, жест, указательный символ).
  1. Классификация, в основе которой признак врожденности или приобретенности:
      1. Природное внимание (ориентировочный рефлекс)
      1. Социально-обусловленное внимание складывается в результате социализации, обучения, воспитания.
  1. Классификация по степени произвольности:
      1. Непроизвольное внимание – это ярко выраженный ориентировочный рефлекс или исследовательский рефлекс.
      1. Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию, преодолевая определенные трудности.

Н.Ф.Добрынин ввел ещё одно понятие – послепроизвольное внимание, которое связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но не нуждается в волевых  усилиях.

 

 

1.3 Теории внимания

Первая попытка классифицировать все теории внимания была сделана Н.Н.Ланге в работе «Теории волевого внимания», опубликованной в 1893 г., в которой  приводится обзор теорий внимания от Августина до конца 19 века. Он распределяет эти теории на восемь групп.

Первую группу составляют моторные теории внимания; сюда Н.Н.Ланге причисляет теории Р.Декарта, А.Бэна, Т.Рибо и свою теорию.

В этих теориях внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, которое «моментально» улучшает восприятие предмета или умственное рассмотрение идеи. Точка зрения самого Н.Н.Ланге состоит в том, что каждое ощущение или идея связана с каким-нибудь движением и, воспроизводя это движение, мы сообщаем ощущению или идее дополнительную интенсивность.

Во второй группе Н.Н.Ланге  объединяет теории, рассматривающие внимание как результат ограничения объема сознания; сюда относятся идеи И.Гербарта и В.Гамильтона, которые объясняют внимание тем, что объем сознания ограничен и «сильные» представления вытесняют из него более слабые.

Третью группу составляют теории классического английского ассоцианистического эмпиризма (Д.Хартли, Т.Брауна, Дж.Милля). согласно этим теориям явления внимания суть результаты эмоций и отдельного процесса внимания не существует.

К четвертой группе относятся теории, которые считают внимание проявлением апперцепции как первичной духовной способности (Г.Лейбниц, И.Кант, В.Вундт) или внутренней воли, автономной, первичной духовной силы (У.Джемс). Эти теории подчеркивают активный характер внимания, но объявляют его фактором, который призван все объяснить, но сам уже не объясним, есть нечто первичное.

   Пятую группу составляют  теории внимания, которые рассматривают  его как результат дополнительного  нервного возбуждения, исходящего  от высших нервных центров и ведущих к усилению образа или понятия (Р.Декарт, И.Мюллер, Ш.Боннэ).

В шестой группе объединены теории, отличающиеся от теорий четвертой группы лишь ещё большей неопределенностью: если в четвертой группе речь шла об идеалистическом понимании апперцепции или воли, то в теориях шестой группы говорится просто о духовной или только психической активности. Это объяснение предлагается принять без каких-либо дальнейших вопросов и объяснений.

В седьмую группу включены теории, рассматривающие внимание как деятельность различения (Г.Ульрици, Г.Лотце). Эта идея была бы плодотворной, если бы авторы этой теории пытались раскрыть содержание процесса различения.

К последней, восьмой, группе Н.Н.Ланге относит теории, которые объясняют внимание антагонистическим взаимодействием нервных процессов: тот процесс, который составляет физиологическую основу объекта внимания, подавляет другие нервные процессы, составляющие основу других представлений, и тем самым обеспечивает «своему представлению» господство  и устойчивость в поле ясного сознания. (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая, 1974).    

Первую теоретическую модель внимания, или модель фильтра, создал  в 1958 г. Д.Е.Бродбент. Он предполагал, что нервная система, несмотря на множество входов, в какой-то степени работает как одиночный коммуникационный канал с ограниченными возможностями. Именно поэтому на входах канала осуществляется операция селекции, то есть выбирается сенсорная информация обо всех событиях, имеющих некоторый общий признак. Селекция не совсем случайна. Селективный фильтр может быть настроен на принятие желаемой информации. Вероятность выбора определенного класса событий усиливается определенными свойствами самих событий и определенным состоянием самого организма. Физические признаки (например, интенсивность, высота и пространственная локализация  звука) могут служить основой селекции. Для всей остальной информации фильтр блокирует входы, но эта невостребованная информация какое-то время хранится в блоке кратковременного хранения, который находится перед фильтром, и затем может пройти через коммуникационный канал, если произошел сдвиг селективного процесса с одного класса сенсорных событий на другой. Схема Д.Е.Бродбента не отвечает на вопрос, почему мы переключаем внимание на какой-либо вход, если не знаем, что на него поступило?

Ответ на этот вопрос может быть получен в рамках модели А.Трейсман (1964). Весь поток информации, как и в предшествующей модели, поступает в организм через множество параллельных каналов. На некотором уровне нервной системы находится фильтр, где происходит выделение по физическим свойствам одного из каналов, по которому сигналы проходят беспрепятственно, и одновременно происходит ослабление сигналов по другим каналам. Ослабленные  и не ослабленные сигналы проходят через логический анализатор (словарь), представленный нейронами, активность каждого из которых связана с определенным словом, составляющим словарь индивида, и приводит к осознаванию  субъектом слов. Эти нейроны активируются неослабленными сигналами, а некоторые из них с достаточно низким порогом чувствительности могут быть активированы и ослабленным сигналом.

Согласно модели Дж. Дойч и Д.Дойч, выдвинутой в 1963 году, все сигналы доходят до логического анализатора, где каждый из них анализируется на предмет специфичности. Чем важнее сигнал для организма, тем выраженнее активность нейронов логического анализатора, на которые он поступил, вне зависимости от его исходной силы. Важность сигнала оценивается на основе прошлого опыта. Работа логического анализатора не контролируется сознанием. Осознается только информация, выходящая из него.

Следует отметить, что описанные ранее модели построены по данным экспериментов на избирательное слушание одного из двух или нескольких одновременно читаемых текстов, предложенного в 1950-х гг. Е.К.Черри. (Психофизиология. Учебник для вузов, 2001)

В отечественной психологии психологические теории внимания разрабатывались такими видными исследователями как Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин, Д.Н.Узнадзе и их коллегами и учениками.

В 1958 году была сформулирована гипотеза известного советского психолога П.Я.Гальперина, согласно которой внимание рассматривается как автоматизированное умственное действие контроля. (С.С.Левитина, 1980).

Основные положения своей концепции П.Я.Гальперин определил так:

  1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
  2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием.  В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.  Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
  3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
  4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.  Не всякий контроль следует рассматривать как внимание.  Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
  5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
  6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
  7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, необходимо наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
  8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатами формирования новых умственных действий. (Р.С.Немов, 1995). 

Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Можно сказать, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием.  Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека.  Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.(Д.Н.Узнадзе, 1976).

Как замечает А.С.Прангишвили, развивая мысль Узнадзе об установке, внимание следует охарактеризовать внимание как степень концентрированности психической активности на объективированном переживании, как степень ясности переживания. (А.С.Прангишвили, 1975).

С понятием установки в теории Д.Н.Узнадзе также связано понятие объективации.  Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности.  Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название – «объективация»).(Д.Н.Узнадзе, 1976).

 

1.4 Развитие внимания 

При воздействии сильных и внезапных раздражителей у новорожденного ребенка наблюдается вздрагивание, изменение частоты пульса и дыхания, прекращение сосательных движений.  Это есть первые проявления реагирования на новизну – ориентировочной реакции.  В ней отражаются индивидуальные особенности центральной нервной системы ребенка, и ориентировочная реакция является основой для образования любой временной связи (условного рефлекса).

Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по физиологическому принципу доминанты. Этот принцип устанавливает, что в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, который усиливается за их счет. По мысли Л.С.Выготского, в доминантном нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения, который называется вниманием. (Л.С.Выготский, 1976).

Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников