Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный педагогический университет

Специальность: «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников.

 

 

 

 

 

Студент группы _______  _______  _______      ___________________

                                                (подпись)              (дата)                                       (Фамилия И.О.)

 

Руководитель работы        _______  _______             Шелемехова М.С.

                                                (подпись)              (дата)                                       (Фамилия И.О.)

 

Консультанты ________  ________  _______      ____________________

                                                (подпись)              (дата)                                       (Фамилия И.О.)

 

Допустить к защите

Заведующий кафедрой   _______  _______      ___________________

                                                (подпись)              (дата)                                       (Фамилия И.О.)

 

 

 

 

Томск 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Общее представление о внимании

1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7

1.2 Виды внимания…………………………………………………………9

1.3 Теории внимания……………………………………………………...11

1.4 Развитие внимания……………………………………………………17

Глава 2 Общая характеристика воображения

2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21

2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24

2.3 Воображение и творчество, механизм  творческого воображения...27

Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников

3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31

3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33

Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания

4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49

4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56

Заключение………………………………………………………………………59

Литература……………………………………………………………………….60Приложение……………………………………………………………………...64

 

Введение

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления, способностей и личности ребенка.  Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов. Это относится в равной степени к развитию внимания, памяти и мышления.

Процесс познания начинается с внимания. Внимание обеспечивает обнаружение нового, неожиданного, интересного. Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребёнок, способствующий овладению ребенком остальных познавательных процессов, ориентации в окружающей среде и социуме.

К большому сожалению вокруг себя мы наблюдаем, что формирование внимания не ведется целенаправленно, особенно в дошкольном детстве, это происходит стихийно. Родители, а зачастую и педагоги дошкольных учреждений не уделяют должного внимания развитию данного процесса, что в дальнейшем, особенно в процессе учебной деятельности, сказывается на возможностях и способностях ребенка, успешная  учебная деятельность невозможна без наличия у ребенка хотя бы зачатков произвольного внимания.  

 Очевидно, не только для психолога, но и для учителя решение задачи формирования внимания учащихся – это, прежде всего, осуществление задач о расширении возможностей внимания. Ведь учитель на каждом шагу встречается с тем, как часто не соответствует предъявляемый учащимся программный материал уровню развития их психических процессов, уровень развития внимания не отвечает требованиям школы.  В диагностике уровня развития данного познавательного процесса, в степени сформированности произвольного внимания, в способах помощи ученику, не владеющему собственным вниманием, – во всем этом и видится содействие психолога учителю в процессе обучения и воспитания.

Все выше сказанное можно отнести и к такому психическому процессу как воображение. Бытует мнение, что воображение присуще только детскому (дошкольному) возрасту, что в  процессе школьного обучения, а особенно во взрослой жизни воображение не играет особенной роли. В этом нам видится огромное заблуждение, так как, не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.

 В процессе же обучения  учитель постоянно апеллирует  к воображению ребенка, на каждом  уроке литературы, географии, истории, не говоря уже о физике, химии, геометрии или стереометрии, где особенно требуется пространственное воображение, перед воображением школьника ставится задача представить себе некоторый объект или событие, что требует определенного опыта и развитости воображения.

Воображение для ребенка играет не только роль помощника в освоении знаний, воображение способствует  художественному восприятию и эмоциональному развитию личности.

При написании работы мы опирались на теоретические положения таких видных отечественных психологов как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и других.

В нашей работе мы попытаемся решить несколько задач:

  1. Проанализировать литературу по заявленной теме и представить общие теоретические суждения о внимании и воображении в отечественной и зарубежной психологической науке.
  2. Разработать тренинг развития внимания и воображения для младших школьников.
  3. Апробировать разработанный тренинг в реальных условиях.
  4. Экспериментально исследовать влияние тренинга на развитие внимания и воображения младших школьников.

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.

Задачи исследования: 

1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.

2 Провести развивающий тренинг  воображения и внимания для  младших школьников.

3 Определить значимость и степень  влияния фактора тренинга  развития  на показатели воображения и  внимания младших школьников.

Объект исследования: воображение и внимание младших школьников.

Предмет исследования: степень влияния разработанного тренинга на развитие воображения и внимания школьников.

Гипотеза исследования: специально разработанный тренинг развития способен оказать влияние на развитие воображения и внимания учащихся начальных классов.

Методы исследования: в эксперименте применяются тесты-задания - методика ТТСТ и корректурная проба.

Экспериментальная база: занимающиеся 8-9 лет 2-х групп МОУ ДОД ДЮСШ №30 г. Омска.  Экспериментальная группа, участвующая в тренинге развития внимания и воображения, – 12 человек. Контрольная группа – 12 человек.

Структура и объем работы: глава 1 и 2 содержат теоретические положения о  таких психических процессах как внимание и воображение (объем 30 страниц), в главе 3 и 4 описан ход и результаты экспериментальной работы (объем 30 страниц).  В работе также имеется список литературы и семь приложений. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее представление о внимании

 

1.1 Явление и определение  внимания

Как отмечает С.С.Левитина, среди таких давно обозначенных психических процессов, как память, мышление и другие, внимание занимает особое место. Нет даже полной ясности в вопросе о том, к какой психологической категории его приписать. Одни авторы связывают внимание с такой категорией, как процесс, другие называют состоянием, третьи психическим явлением, четвертые – функцией. (С.С.Левитина, 1980).

 С.Л.Рубинштейн определяет внимание  следующим образом. Внимание, по  его мнению, в первую очередь  динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественно связь психической деятельности с определенным объектом, на котором деятельность как в фокусе сосредоточена. «Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» (С.Л.Рубинштейн, 1999, с.417).

Например, Ф.Н.Гоноболин утверждает, что внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятий, мышления – невозможно.  Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности. (Ф.Н.Гоноболин, 1972).

  Н.Ф.Добрынин, основатель целой  психологической школы, многие десятилетия  исследующей различные аспекты  внимания, рассматривает внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Н.Ф.Добрынин первый в советской психологии, рассматривая внимание как проявление активности личности, в отличие от Н.Н.Ланге, который рассматривал внимание как относительное господство данного представления в данный момент времени (Н.Н.Ланге, 1976), Н.Ф.Добрынин указал, что внимание характеризуется, прежде всего, тем, что обращается на раздражители, затрагивающие жизненно значимые интересы личности (С.С.Левитина, 1980). Критикуя попытки западных психологов (Т.Рибо, К.Левина и др.) свести понимание внимания только как непроизвольного, Н.Ф.Добрынин говорит о том, что активность человека имеет существенное значение для понимания внимания. Главную задачу в теории внимания он видит в объяснении внимания, т.е. необходимо объяснить нашу активность (Н.Ф.Добрынин, 1976).

По мнению П.Я.Гальперина, неудачи в определении внимания как самостоятельного процесса заключаются в следующих обстоятельствах: во-первых, внимание никогда не выступает отдельно, а всегда вместе с какой-нибудь другой деятельностью, как её сторона или скорее характеристика. Во-вторых, внимание не дает отдельного продукта, а всего лишь улучшает процесс и результат той деятельности, к которой оно присоединяется (П.Я.Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, 1974).

Также,  по представлению Р.С.Немова, нельзя не видеть особенностей внимания, проявляющихся во всех других психических явлениях, но не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это – наличие в нем динамических, наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как устойчивость, сосредоточенность (концентрация), переключаемость, распределение и объем (Р.С.Немов, 1995).

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Концентрация внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит внимание на что-то, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном для него объекте.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны со специальными свойствами нервной системы человека, такими как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников